Содержание
Гранатовый браслет
( По повести А.И. Куприна)
Нет, не с молитвою венчальной
Хочу я познакомить Вас,
А заплетаю в этот час
Венок истории печальной…
Плыл через август мир – челнок
По волнам дней большого года…
Когда ж улучшится погода,
Никто не знал и знать не мог.
То тучи темными боками
Крутили, посылая дождь,
То вдруг туман, как пьяный вождь,
Запутал лодки с рыбаками.
А в море — темная вода,
Казалось, выплеснуться хочет,
И ветер бешено хохочет,
И новых волн встает гряда.
Что морю жалкие скорлупы?
И, словно, совесть не чиста
Потом выбрасывало трупы
На берег в разные места.
Да, ураган оставит след,
А в сердце неприятный холод,
И дачники, устав от бед,
Поспешно уезжали в город…
И лишь к началу сентября
Погода резко изменилась,
И солнце, яростно горя,
Всему оказывало милость.
Вдруг засинели тополя,
Любуясь осени картиной.
Уже обсохшие поля
Покрылись светлой паутиной.
Роняли золотистый лист
Деревья в золотые травы.
С печалью слушали дубравы
Последний птичий пересвист.
…Здесь проводила время славно
Княгиня Вера. А недавно
Она бы в небо поднялась,
Казалось, лишь взмахни рукою,
Но безмятежно отдалась
Уединенью и покою,
Так меж ночными берегами
Струится тишина рекою.
Цветами украшая зал,
Ждала гостей на именины,
И детства милые картины
Ей этот день напоминал.
И все же больше веселил
Ее сейчас подарок мужа:
Большие серьги из жемчужин –
Внимание по мере сил.
Уже давно, в какую службу,
Их чувства осветила новь?
И, прежде, страстная любовь,
В ней уступила место дружбе.
Такие верные сердца
Неразлучимы до конца!
Промчится миг, минует час,
Бегут за днями дни, недели,
Когда весенние капели
Вдруг снова растревожат нас!
И сердцу вспомнится такое!
И нежный взгляд и плеск весла,
Когда на крыльях нас несла
Любовь… и снова нет покоя!
Как прежде ловишь милый взгляд,
А ей … смешно — и смех, и горе!
Вот так же всколыхнется море,
А в шторм и верить не хотят.
Был тихий вечер. Отмечали
Рожденье Веры. За столом
Шумели гости о былом,
Шутили, пели … без печали…
Всех потешал ее супруг,
Напав на нить историй брачных,
Он так рассказывал удачно,
Что смех, как дым висел вокруг.
Что нищие и что князья,
С друзьями хорошо, друзья!
Все гости заняты теперь
Весельем. Где же наша Вера?
Ее таинственною мерой
Служанка вызвала за дверь.
«Что, Даша, что за глупый вид?
И что за сверток?»
«Ваша милость!
Посыльный… Вот… Ну, как приснилось!
Вбежал … «Княгине»…, — говорит
И, убежал…»
«Ну хорошо,
Идите, занимайтесь делом!»
И от кого не посмотрела,
Раскрыла, срезав ленты шелк.
Футляр… Записка… Отложила…
В футляре золотой браслет
В гранатах, излучая свет,
Они ее приворожили.
«Как кровь!» – встревожилась. И стала
Читать письмо:
«Прошу принять…»
«И что он выдумал опять?» –
Подумала, но дочитала.
«Прошу принять от всей души
Вам мною посланный подарок.
И месяц, серебристо – ярок,
Со мной поздравить Вас спешит!
Чтоб светлый праздник не погас,
Пусть счастьем Вас судьба отметит!
Но нет сокровища на свете,
Достойного украсить Вас!
Я б не осмелился послать
Вам талисман…. И было трудно…
Но, как спасательное судно,
Его моя любила мать.
Пусть сбережет он Вас от скуки,
От бед и от недобрых глаз…
Я ж буду счастлив, что хоть раз
Его коснулись Ваши руки…
Я умоляю Вас! Простите
Меня за дикий писем сад, —
Когда семь лет тому назад
Я был взаимности проситель.
Какой я глупый и смешной!
Как я осмелился представить
И рядом мысленно поставить
Пусть на секунду, Вас… со мной?!
Чего могу я в жизни стоить,
Когда для Вас я лишь – никто?
Прошу прощения за то,
Что я Вас мог обеспокоить!
До смерти преданный слуга,
Ваш Г.С.Ж.»
Огни кровавы
Гранатов. Золото оправы
Стеснила алая дуга.
И Вере глаз не оторвать…
Она подумала: «Как лучше?
Сказать мне мужу? Будет случай…
От Васи незачем скрывать. »
Вернулась. Гости не скучают…
«А ну, друзья, кто хочет чаю. »
Уж поздно… Гости покидают
Гостеприимный этот дом,
Хозяев уверяя в том,
Что и к себе их ожидают.
“Ты, Вера, проводить пойдешь?»
«Да, князь!» и тихо: «Вася, знаешь…
Там у меня в столе… найдешь…
Письмо… ну, в общем, прочитаешь.»
И вышла за гостями вслед…
Вернулась. Слышит голос брата:
«Ну, пусть она не виновата!
Но я не понимаю, нет.
Он о тебе и Вере знает?
Согласен… перед свадьбой… пусть!
Ну, а сейчас какая грусть
Читать вас это заставляет?
А вот и Вера! В самый раз…
Мы о твоем… о сумасшедшем…
Уже приличья перешедшем…
Ведь он же опозорит нас!»
«Ну, что ты!» – Князь вмешался тут
«Ну что? Подарки… и известно –
Растрата… Ну, а вам повестка,
Мол, надлежит явиться в суд…
Сходить к нему? Что Вера скажет?»
«Ты прав! И самый лучший путь –
Браслет немедленно вернуть…
И… с письмами покончить также…»
«Конечно! Уж давно пора
Покончить с глупою игрою!
Ты, князь, молчи… я все устрою…
Сегодня – это не вчера!
Так, значит, утром мы с тобой
Идем и принимаем бой!»
А вот и нужная обитель!
Звонят… За шелестом шелков:
«Что нужно. »
«Господин Желтков
Здесь проживает?»
«Проходите…
Налево, голубая дверь…»
«Спасибо. Мы найдем теперь…»
Стучат… «Пожалуйста!»– Заходят.
«Вы – господин Желтков?»
«Да – я!
Что Вам угодно?»
«Не тая,
Приступим к делу… Что ж выходит?
Как смеете Вы столько лет,
Мою сестру – княгиню Веру,
Преследовать? Сверх всякой меры
Такая наглость… Вот браслет…»
«Постой же, Коля. Ни к чему ты. » –
К Желткову: «Что-то мне сказать
Хотите? Я б хотел узнать. »
«Да, князь! Я этой ждал минуты…
Как трудно… трудно говорить,
Что я люблю жену чужую,
Что пламя дерзкое бушует
В моей крови, но отворить
Напрасно я пытался стену…
Семь лет я нежно повторял
Родное имя. Сотворял
Мой воспаленный мозг… измену
Вам… от нее… — смешной я , право!
Писал и ожидал ответ…
И вот – гранатовый браслет…
Любовь ли? Горькая отрава!
Все решено… Но так решить,
Поймите, что мне трудно было…
Мне без нее ничто не мило!
И значит лучше мне не жить!»
Вернулись. За обедом, в зале,
Все это Вере рассказали…
А ночью князь к жене идет
Но… почему ж она не рада?
«Уйди, пожалуйста, не надо!
Я знаю – он себя убьет!»
Но время ночь перемахнула
На вороном своем коне
И, в новом просыпаясь дне,
Природа радостно вздохнула…
Шум отъезжающей кареты
Прервал и так тревожный сон.
Конечно, это почтальон
Развозит местные газеты.
Обычно Вера не читала
Газет. Ей было не до них,
Но почему-то в этот миг
Ее душа затрепетала.
Вскочила… Кажется, ушиблась.
Сбежала вниз. Газеты… вот…
Как бы трагический исход
Предчувствуя. И не ошиблась.
«Вчера чиновник из палаты,
Г.С.Желтков… И всем ясна
Причина смерти – жил без сна —
Вдруг обнаружится растрата…»
Она подумала с тревогой:
«Он сумасшедший иль поэт,
Что столько молчаливых лет
Шел параллельною дорогой!»
Потом заметила письмо,
Знакомый почерк.
От Желткова…
И с нежностью какой-то новой
Раскрыла…
«Осень, в дороге
Меня вдруг осенила новь:
Такое счастье, как любовь,
Мне подарили злые боги
И так давно ли это было?
Почти что восемь лет назад.
Я, вспоминая, очень рад
Сгорать от чувственного пыла,
Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста.
Но, видно, кружева из пыли –
Не украшение дорог…
И значит, я любить не смог
Так, чтобы Вы меня любили.
Я не тревожил Ваш покой.
Моя вина? Да и вина ли,
Что чьи-то песни над рекой
Вам о другом напоминали?
Да, я краснею, я стыжусь
За мой браслет, за письма эти,
Но нет желаннее на свете
Земли другой, чем наша Русь
За то, что Вы на ней живете.
И мне так дорого всегда,
Над чем смеетесь иногда,
О чем грустите и поете.
Когда в рассвет вплетает ветер
Березкам ленточку – зарю,
Я снова Вас благодарю
За то, что Вы одна на свете.
Но надо мною не звенеть
Тому, что не было и было…
А мне без Вас ничто не мило,
И значит, лучше умереть!
Ведь в жизни понапрасну я
Себе найти пытался место,
И Вы, любимая моя,
И ни жена, и ни невеста…
Когда – нибудь взгрустнется Вам,
Меня ли вспомнить Вы решите –
Сыграйте или прикажите
Сыграть сонату номер два
Бетховена…
Уж ветер вольный
С каретой для моей души…
Постой, приятель! Не спеши!
Прощайте, милая. Довольно. »
Княгиня мужу показала
Письмо…. И через слез вуаль –
Глаза, не видящие даль,
Припухли… и она сказала:
«Возможно, что – нибудь не так
Вы с братом сделали…. Но как
Он близко к сердцу мог беседу
Принять! И сколько, сколько мук…
Ты не обидишься, мой друг,
Что я проститься с ним поеду?»
Уже давно прошли те дни
Сомнений, связанных с любовью.
Уже склонились к изголовью
Ночей безумные огни.
Уже не смотрит на суму
В чужих руках святое братство,
И выбирают не богатство,
А выбирают по уму.
Уж ночь садится на порог…
Вернемся к дням, покрытым прахом.
С каким–то неподдельным страхом
Тропинки вьются у дорог…
Но все же бедность — не порок.
И в отношенье человека –
Ручьи всегда рождают реки,
А без тропинок нет дорог.
Не поддаваясь пустословью –
В другое время – не сейчас…
Любил ли кто-нибудь из вас,
Но… безответною любовью?
Так вот в чем суть поэмы этой,
Что о любви грустит неспетой!
И вот княгиня без труда
Нашла квартиру…. Позвонила…
«К кому?» — и женщина склонила
На грудь головку: «Вот беда!
Он умер…. Был такой хороший…
Казался сыном мне и… вот…
А мне все верится – живет
И как-то легче с этой ношей.»
«Простите! Можно посмотреть?»
«Да, да! Конечно! Дверь налево.
Вы, пани, словно королева.
За Вас не жаль и умереть. »
Вошла. С тревогою и болью:
«Так вот ты, кто меня любил!
Прости за то, что погубил
Себя ты этою любовью!
Прими прощальный поцелуй…
Твоя ль вина? Моя ль ошибка?»
А он лежал с такой улыбкой,
Как будто тайну вечных струй
Поздно. Вечер.
Княгиня возвращалась в дом.
И все казалось тихим сном
Под летний самый добрый ветер.
Заря в полнеба, мирный дым
Из труб высоких лился сладко…
И две звезды, пока украдкой,
Накрылись облаком седым…
Мечтала на далекий луг…
А вот и дома. Чуть устала.
И хорошо, что не застала
Ни мужа с братом, и ни слуг.
И лишь подруга, пианистка
Ждала, обидевшись совсем.
И вот, взволнованная тем
И не далеким, и не близким
Княгиня кинулась в слезах
К ней: «Женни, милая, сыграй мне!»
И, словно, доверяясь тайне,
Прочла любовь в ее глазах.
И… глубиной аккордов дивных,
Как полнотой душевных сил,
Звучит… соната – лебедь гимном,
Которую Он так любил:
«Ты слышишь в нежных звуках:
«Жил…»
-Не плачь, душа моя, не надо!
Ты остаешься, моя Лада,
Такой, какую я любил.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Себе я гибель призываю,
Но в сердце для тебя одной,
Моей единственной, родной,
Слагаю гимн и называю
Твоим…. Ведь ты сама не знаешь —
Какая ты. Я бы унес
Твой гимн туда, куда без слез
Я ухожу…. И ты прощаешь
Меня…. О, этот сладкий миг.
Хвала тебе. Последний крик…
Но бьют часы: «Пора, пора…
Ах, этой жизни круговерть!
Идет за мной…. Прости…. Вчера….
Все усмиряющая смерть…»
Подруга к Вере: «Что с тобою?
Ты вся в слезах!
Эй. Кто. Огня. »
«Не надо, Женни! Я открою…
Ты знаешь, он… простил меня!»
Забытых мыслей бубенец:
О чем мечтал я много лет? –
В стихах «Гранатовый браслет»
Увидеть бы и… наконец…
Я не старательный спасатель
Событий, фактов… Это факт!
Ну, да простит меня писатель,
Что если что-нибудь не так.
Гранатовый браслет
Описание
Как и многие произведения Куприна, “Гранатовый браслет” имеет под собой вполне реальную основу. Жена российского губернатора Любимова, Людмила Ивановна, стала объектом страсти телеграфного чиновника по фамилии Желтиков, который однажды прислал ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. И хотя в действительности случай представлялся скорее анекдотом, талант писателя превратил его в рассказ о настоящей любви.
“Гранатовый браслет” читать онлайн не только интересно, но и поучительно. В истории много трагизма, но много и истинного чувства. К тому же история наполнена символами, в роли которых выступают драгоценные камни. С одной стороны – гранаты от неизвестного влюбленного, камень врачующий и успокаивающий, и жемчуг от мужа – не только символ чистого чувства, но и дурное предзнаменование.
И оно действительно сбывается: у Куприна “Гранатовый браслет” – это символ драматической, но при этом удивительно чистой любви, которая поднимает мелкого чиновника Желткова над всеми героями произведения, вместе с тем никого не унижая. Его чувство похоже на его подарок – редкий прекрасный камень в дешевой оправе. И когда тайную страсть выносят на обозрение, это не делает героя смешным, как самоубийство не делает его слабым. Скачать и прочитать повесть будет достаточно, чтобы понять, что лишение себя жизни было единственным выходом для человека, который не мог лишиться своей любви, и одновременно он таким образом как будто приближается к той, которой так отчаянно поклонялся – она теперь будет помнить о нем до конца своих дней, нежно и трепетно.
Эта книга – настоящий гимн любви, которая делает прекрасным самого ничтожного человека и дарит всегда больше, чем отбирает, даже если отобранное – это сама жизнь. Потому что только любовь крепка, как смерть.
IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»
— Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней , / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») — тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)
— Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)
— Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете. любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)
— Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
(Подарок Желткова — «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, — фамильную драгоценность.)
— Каково символическое звучание этой детали?
(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, — нитку красных бус.)
— Как развивается тема любви в рассказе?
(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть». Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)
— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас — пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство — ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» — любовь.)
— Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, . как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)
— Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.
Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)
Краткое содержание «Гранатовый браслет»
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.
С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.
Главные герои
Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.
Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.
Другие персонажи
Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.
Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.
Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.
Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.
Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.
Глава 2
В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.
Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы» , как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.
Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.
Глава 3
Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшего глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.
Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.
Глава 4
К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.
Глава 5
Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.
Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.
После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.
Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни» . С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.
Потом она стала читать письмо. «Ах, это — тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был ее тайный поклонник.
Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» , ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.
Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.
Глава 6
Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.
Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся» . Вера попросила мужа: «Лучше не нужно» , но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.
Глава 7
После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.
Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.
Глава 8
По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» .
Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.
Глава 9
Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить – история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.
После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.
Глава 10
Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.
Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.
Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме» . Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.
Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя» . Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души» .
Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю» .
Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя» .
Глава 11
Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке» , которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.
Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» , – писал он.
Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.
Глава 12
Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь» .
На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».
Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти» .
Глава 13
Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков» , княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.
«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое» . Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.
На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо» .
Заключение
Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает чувство в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.
Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.
Тест по рассказу
Краткое содержание запомнится лучше, если вы попробуете пройти этот тест:
Молитва в гранатовом браслете
Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина», после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.
Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет».
В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать “Веру Николаевну, он ее просто боготворил:
«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое».
Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.
Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь.. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин. Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее.
Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.
Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое».
Эти слова скорее напоминают молитву. «Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви… Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.