Молитва в дацане алтын гырыл

Полное описание: Молитва в дацане алтын гырыл - для наших любимых читателей.

Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»

Этот проект реализован по гранту Президента РФ. Приглашаем жителей и гостей Бурятии посетить Музей истории Иволгинского дацана, он находится в зд.

31 октября 2019 года, в четверг, в Иволгинском дацане «Хамбын Хурээ» пройдет большой ежегодный ритуал Дашинима рабнай. В день, когда пров.

Вячеслав Борисович вместе с петербургским скульптором Матвеем Макушкиным (уроженцем г.Ангарска) стали победителями конкурса на изготовление в Улан-Удэ.

17 сентября в конференц-зале Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева прошел круглый стол «Изучение роли и значени.

2 октября 2019 года в Иволгинском дацане пройдет Этигэл Хамба Ламын Найр – Праздник Хамбо Ламы Этигэлова. Он посвящен 255-летию Института Пандит.

7 сентября в дацане Гандантэгченлин (Улан-Батор, Монголия) состоялось торжественное открытие и освящение нового Согчен дугана «Бат Цагаан» -.

Иволгинский дацан и Национальный музей Бурятии, совместно ведущие работу над созданием музея Иволгинского дацана по гранту Президента РФ, приступили к.

Сейчас их начали золотить. В дальнейшем эти макары будут помещены на угловую конструкцию крыши нового соборного храма. Макара (джала-рупа) — божество.

Новый этап работы: изготовлены и расставлены витрины, теперь их начнут наполнять экспонатами. Сегодня закончили расстановку витрин в музее Иволгинско.

С 22 по 25 июля в Бурятии прошел Байкальский Инклюзивный Форум «Универсальная доступность» приняли участие 25 экспертов федерального уровн.

Использование материалов с сайта разрешено для некоммерческой деятельности.
Для всех других случаев требуется письменное разрешение
дацана или указанного автора.

Copyright © 2019
Центр Буддийской традиционной Сангхи России
Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ»

У жителя Бурятии после молитвы Итигэлову появились стигматы

Таинственный знак на руке не сходит уже несколько дней

В Бурятии зарегистрирован случай появления особых знаков (стигматов) на теле человека. Это явление называется стигмация и до сих пор не получило однозначного объяснения ни у церкви, ни у науки.

59-летний водитель частного предприятия Санжи Занданов рассказал нам, что когда начался ажиотаж и все вокруг только и говорили о недавнем загадочном проявлении Хамбо ламы Итигэлова, он был спокоен.

— Для меня как для верующего буддиста это был еще один знак его силы. 11 октября я поехал в Иволгинский дацан. Совершил ритуальный круг, подошел к дворцу Итигэлова. В соседней юрте, как я понял, осматривали технику и проверяли охранную сигнализацию приехавшие из города специалисты. Неверующие вставали в тупик от вопроса: почему не сработала исправная сигнализация? Мне повезло войти к Итигэлову с группой паломников. Я поклонился великому Хамбо ламе, помолился и уехал в город. День прошел бы как обычно, если бы утром, умываясь, я не обнаружил странное красное пятно на руке. Оно не болело и не чесалось. Поэтому, я подумал, что чем-то замарался. Удивился, поскольку перед сном мылся и не трогал ничего, что могло так окрасить внешнюю часть ладони. Ни фломастеров, ни ручек, ни краски. Не ел варенья. Попытался оттереть пятно. Ничего не вышло. Начал внимательнее разглядывать нестирающееся пятно и обомлел. Передо мной был мой грузовик, на котором я работал большую часть жизни, — рассказывает Санжи, – я не знал, что думать и сначала не хотел никому говорить. Боялся, что примут за бред. Но пятно то не сходит!

Мужчина разрешил нам сфотографировать пятно, охотно тер его, давал потрогать. Мы в поисках объяснения этого явления наткнулись на слово «стигма». Название явления «стигмация» происходит от греческого stigma — «рубец», «знак», «пятно», «клеймо раба». Носителей стигматов называют стигматиками. Стигматы имеют самые различные очертания и глубину. Они бывают в виде наростов, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран, а также небольших красных пятен, подобных синякам. Встречаются стигматы круглой, продолговатой, овальной и даже прямоугольной формы. Бывают также символические стигматы — это отпечатки на коже различных символов: крестов, цветов, слов. В нашем случае, пятно имеет форму грузовика.

У католиков стигмами называли появлявшиеся у людей кровоподтеки, язвы, отметины на тех местах, где у Христа были раны от гвоздей и тернового венца. Поэтому католическая церковь считала стигматы божественным даром и чудом.

Считается, что впервые стигматы появились на теле святого Франциска Ассизского в 1224 году во время праздника Воздвижения Креста Господня. После этого в исторических хрониках писано множество подобных случаев. Специалисты насчитывают за последние 800 лет 406 относительно достоверных случаев появления стигматов. Изучив их, ученые выдвинули версию о том, что в основе стигмации лежат еще неизвестные людям способности человеческой психики.

Случаи стигмации

Считалось, что в других христианских течениях и нехристианских религиях стигмация почти не встречается. 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев.

В наше время новости о таких случаях появлялись в основном из мусульманских регионов. Например, в ночь на 24 февраля 2003 года в одном из пригородов Бишкека (Киргизия) в многоквартирном двухэтажном доме произошло чрезвычайное происшествие. По всему телу женщины с необъяснимой периодичностью вдруг стали появляться выпуклые кресты. И только на четвертые сутки этот процесс прекратился. Киргизские специалисты, разбиравшие «бишкекский случай», выдвинули теорию о том, что знаки появлялись на теле женщины под воздействием болотного газа. Дом, где женщина «заболела» стигматами, был построен 13 лет назад на болоте. Поэтому именно газы метан и этан, продолжающие все эти годы вырываться на поверхность, и могли послужить источником мистического явления. При определенных условиях газ мог вступить во взаимодействие с клетками организма женщины, которые, видоизменившись, могли вызвать появление стигматов в виде крестов.

В 2009 году российские СМИ написали о том, что изречения из Корана появляются на теле девятимесячного ребенка, родившегося в дагестанском селе Красно-Октябрьское Кизлярского района.

— Хадисы (изречения Аллаха) из Корана появляются, а затем исчезают на теле девятимесячного ребенка, родившегося в дагестанском селе Красно-Октябрьское Кизлярского района, сообщил тогда РИА Новости представитель сельской мечети.

Стигмы ли у буддистов?

В христианском и мусульманском понимании у буддистов совсем другие стигмы. Да и можно ли назвать стигмацией традицию ставить на теле умершего отметину, чтобы по ней узнать его в следующем перерождении. Следы такой стигмации проявляются чаще всего в виде родимых пятен. Более того, у буддистов считается, что маленькие дети, примерно до 5 лет помнят свои прошлые жизни. Иногда они выдают озадачивающие взрослых воспоминания из прошлых жизней. Самый яркий пример – поиски высоких перерожденцев, прежде всего Далай-ламы.

Читайте так же:  Какие молитвы читать когда муж изменяет

Хуралы (молебны)

В буддийских храмах (дацанах) молебен называется «хурал», что переводится как «собрание». Что такое буддийский хурал?

Различают малые и большие хуралы. Они читаются традиционно на тибетском языке. Малые проводятся Дацане Гунзэчойнэй ежедневно в 10:00 и в 15:00 по московскому времени. Большие хуралы посвящены буддийским праздникам, знаменательным датам и событиям. О дне и времени их проведения сообщается дополнительно и заблаговременно в ежемесячном расписании хуралов.

Люди любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующие люди, могут посещать буддийские молебны (хуралы).

Заказать молебен (хурал) — написать записку с именами людей, которые будут зачитаны ламами во время молебна. Можно оставить записки непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй в часы работы храма. В дугане — алтарном зале, установлены специальные ящики с названиями хуралов.

Для этого укажите свое имя и/или имена своих близких на листке бумаги, которая обычно лежит возле ящика с записками. Помимо имени в записках рекомендуется указывать год рождения человека, например, МАРИЯ 1990. При заказе хурала ЮРООЛ в записке указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год его рождения и/или дата смерти НЕ указываются). Заполненная записка опускается в ящик с названием нужного Вам хурала, далее рекомендуется сделать пожертвование (подношение) Дацану. Сумма подношения определяется Вами самостоятельно. Ящик для подношений расположен рядом с ящиком для записок. Во время хурала Ламы читают вслух или про себя имена людей, указанных в записках, и молятся об их благополучии.

В форме заказа молебна (хурала) укажите его название. В специальных полях формы укажите свое имя и (или) имена своих близких, год их рождения, размер пожертвования (подношения). Записки, поданные через сайт, обрабатываются ответственным ламой, после чего передаются им в алтарный зал.

Дацане Гунзэчойнэй проводятся следующие хуралы:

Хуралы, посвященные буддийским праздникам

Сахюусан хурал

Ежедневно в 10:00

Сахюусан (бурят.), (тиб.), Дхармапала (санскр.) — значит Защитник Учения.

Этот молебен посвящен богине Палден Лхамо — , Хранительнице Дхармы от врагов. Она является покровительницей и хранительницей Дацана Гунзэчойнэй и всех его прихожан.

Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы, линии и школы буддизма Гелуг.

Эта грозная богиня изображается в виде устрашающей всадницы верхом на муле. В её подчинении злые духи и демоны, поэтому её имя стараются не упоминать. Тем, кто к ней обращается, она помогает защититься от воздействия злых сил, исцелиться от болезней. Она владеет тайной жизни и смерти, судьбы и времени.

Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают:

  • устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских,
  • нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил,
  • очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом,
  • способствует осуществлению планов и желаний.

Согчен хурал

Каждый будний день в 15:00

«Согчен» (с тибет. «великое собрание»: «сог» — собрание, «чен» — великое), другое название «Гурбан харюулга» — «три ответа» на негативные воздействия внешних и внутренних врагов и препятствий.

Текст молебна состоит из трех сутр:

  • Сутра Шернин — «Праждняпарамита» (Сутра Запредельной Мудрости) — в ней излагается ключевое учение о пустоте.
  • Дугар — восхваления и благопожелания Белозонтичной Таре. Ее практика и мантра связана с продлением жизни, преодолением угроз и помех жизни.
  • Долма — восхваления и благопожелания Зеленой Таре. К ней обращаются как к воплощению всех просветленных, как к утешительнице, защитнице и спасительнице, быстро отзывающейся на просьбы о помощи. Она проявляет ко всем живым существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.

В начале этого молебна обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают «Сто Божеств Тушиты» (Ганден Лхагьяма), благопожелание правильного пути, а также восхваление линии преемственности (читается на бурятском языке).

Действие этого молебна направлено на защиту от негативного влияния всех злокозненных людей , способствуют продлению жизни, преодолению угрожающих жизни помех и угроз, и препятствий на пути к благим целям.

Намсарай

Каждое воскресенье в 10:00

Намсарай (Намтосэ, Дзамбала, Кубера, Вайшравана) — один из мирских Защитников Учения, охраняющий мир людей, подающий богатство.

Он проявляется как хранитель одной из сторон света: Махараджа (Великий Царь) Севера. Его атрибут — мангуста, изрыгающая драгоценные камни.

За теми, кто проявляет великодушие и щедрость, Намсарай следует неотступно, как тень, и дарует богатство и процветание.

Хурал, посвященный этому божеству, направлен на улучшение благополучия, благосостояния, удачу в делах, бизнесе. Благоволит практике духовности, нравственности, способствует увеличению добродетели.

Юроол

Каждую пятницу в 15:00

«Юроол» — бурятское слово, «Монлам», на санскр. «Пранидхана» — означает «благие пожелания».
Молебен — благопожелание за усопших о том, чтобы сознание, уходя из тела, нашло благую участь.

Согласно учению Будды, как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние между воплощениями — «бардо». Это состояние включает нескольких стадий, и в подавляющем большинстве переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны.

Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых.

Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой, и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир. Особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент (т.е. со дня его ухода не прошло 49 дней).

Во время молебна читаются благопожелания:

  • о правильном хорошем пути,
  • Бодхичарьяватара — о пути Бодхисаттвы,
  • о рождении в Обители Блаженства — Чистой земле Будды Амитабхи, Западном рае,
  • благопожелание Гухьясамаджи — тантрического медитативного божества и связанной с ним тантры, целью которой является достижение состояния Будды.

Во время ритуала зачитываются имена умерших, и всё благо, что было накоплено этими молитвами, посвящается каждому из них. А также всем остальным существам, находящимся между смертью и новым рождением.

ЮРООЛ рекомендуется заказывать еженедельно в течение 49 дней со дня смерти человека.

Молебен полезно периодически заказывать на благо умершим и позже 49 дней со дня смерти.

При заказе ЮРООЛ указывается ТОЛЬКО ИМЯ УСОПШЕГО (год рождения и/или дата смерти НЕ указываются).

НЕЛЬЗЯ ВПИСЫВАТЬ ИМЕНА ЖИВЫХ В ЗАПИСКИ НА ЮРООЛ! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Банзарагша

Каждую субботу в 15:00

«Банзаракша» — монголизированное произношение санскритских слов «панча ракша» — «пять защитниц». В основе хурала — сутра, посвященная пяти .

Прочитывается собрание молитв, направленных на защиту, здоровье и благополучие новорожденных, детей, а также немощных стариков.

Молебен приносит пользу и взрослым в трудных жизненных ситуациях.

Читайте так же:  Заговоры от аллергии и молитвы

Защищает домашних животных от болезней.

На молебне «Банзарагша» благоприятно присутствовать детям, беременным женщинам.

Алтан гэрэлэй судар

Каждое воскресенье в 15:00

Во время молебна читается сутра «Алтан гэрэл «— «Сутра золотого света».

Среди бурят традиционно этот молебен один из наиболее популярных — каждая семья считала своим долгом пригласить в дом лам, чтобы они прочли его.

Молебен способствует устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, причин смертей, болезней, убытков, ссор Эффективен для достижения мира и благополучия в семье, способствует приумножению имущества, накоплению добродетели, защищает от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.

Польза этого молебна проявляется в «защите двери нищеты»: устранении материальных затруднений, порождении семейного благополучия, благосостояния, за счет уменьшения дурной кармы.

Отошо

Ежемесячно в 8-е лунные сутки в 15:00

Хурал посвящен Отошо (бурят.) — Будде Врачевания и Исцеления Бхайшаджьягуру (санскр.) — «Владыке Лазуритового (Бериллового) Сияния», Менла (монг.).

Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем. В символическом значении он ассоциируется с самой чистотой, ясной природой сознания.

Молитвы к Будде Исцеления способны очистить отрицательную карму и усмирить вредоносных духов, причиняющих страдания. Во время этого хурала можно помолиться и о здравии живых, и об упокое усопших.

Мантра Будды Медицины увеличивает исцеляющую силу лекарств. Тем, кто занимается врачеванием, она дарует особое благословение, способствует развитию сострадания и повышению уровня врачебного мастерства.

Практика Будды Медицины способствует исцелению как от телесных, так и от психических недугов, так как они являются следствиями трёх омрачений: страсти, гнева и неведения. Она обладает большой мощью, способствует успешному проведению операций, благополучию родов, а также предотвращению заболеваний и долголетию.

После хурала рекомендуется брать аршан — освященную воду. Она насыщена целительной энергией.

Ламчог Нинбо

Ежемесячно в 15-е лунные сутки в 15:00

«Ламчог нинбо» на тибетском означает «сущность высшего пути».

В этот молебен входят тексты восхвалений и благопожеланий многим Буддам и божествам. Прочитывается молитва к ламе Чже Цонкапе, основоположнику традиции Гелуг, который почитается в Тибетском буддизме как второй Будда.

Тексты, читаемые на молебне, открывают двери к Учению Будды, способствуют устранению ложных воззрений и взглядов, дурных помыслов и намерений, препятствий на Пути. Способствуют развитию в сознании наиболее чистых, искренних побуждений к вере и духовной практике.

Молебен помогает избегать проступков, обрести душевное спокойствие, приносит пользу всем, но в особенности тем, кто начинает приобщаться к вере и к практике Учения Будды.

Мандал Шива

Ежемесячно в 30-е лунные сутки в 15:00

«Мандал шива» (санскр.) — «четыре мандалы». Ритуал Мандал Шива — это четырехчастное подношение мандалы богине Зеленой Таре.

Во время молебна четырежды совершается ритуал подношения мандалы — символической модели Вселенной со всеми её сокровищами — Будде, Трем Драгоценностям, Арья Таре и ее 21 форме. Все накопленные добродетели посвящаются благу всех живых существ.

Этот мощная практика посвящена Зеленой Таре — олицетворению деятельного сострадания всех будд. Ее называют матерью будд прошлого, настоящего и будущего, что символизируют плод, цветок и бутон лотоса, который Тара держит в левой руке.

Тара помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности. Достаточно лишь того, чтобы их цели были благими и присутствовала вера в благословение и силу Тары. В ответ на молитвы к Зеленой Таре, она способна даровать быстрое выздоровление, устранение препятствий, обретение благополучия, усиление жизненной энергии, отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, дурного глаза, порчи, устранение следствий плохих снов, дурных предчувствий.

Тара помогает обретению продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Поскольку Тара является воплощением благой активности, она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих и помогает осуществлению всех благих начинаний.

Для осуществления этих целей желательно регулярно присутствовать на хурале.

Сундуй сударай хурал

В последний календарный день месяца в 15:00

Видео (кликните для воспроизведения).

Тибетским словом «Сундуй» называется большое собрание заклинаний, сутр и мантр, собранных Таранатхой (знаменитый тибетский буддийский мыслитель и практик тантры 17 века).

Ритуал направлен на защиту от сглаза, порчи, проклятий, болезней, наговоров, плохих сновидений и знаков. Устраняет последствия ругани, сплетен. На этом хурале читают «Найман Гэгээн», «Доксун», «Доб-чин», «Зугдор гарнаг», «Намхай нинбо», «Дашидондоб», «Доржи нам-жим», «Доржи дэрэм», «Сайи нинбо», «Цэбэгмэдэй чого», «Норжунма» и другие. Эти молитвы заказывают для устранения препятствий, исправ­ления мэнгэ (астрологический термин) года.

Молебен защищает от различных негативных воздействий и от нападения злых (вредоносных) духов. О чищает негативную карму, укрепляет жизненные силы и уд­линяет жизнь.

Ритуалы

Помимо молебнов в Дацане совершаются традиционные буддийские ритуалы. Многие из них составляют часть хуралов. но могут проводиться и самостоятельно. Ламы совершают ритуалы по просьбам верующих буддистов, таким образом оказывая помощь людям. Деятельность на благо страдающим живым существам — основа практики Махаяны, связанная с обетами Бодхисаттвы.

В Иволгинском дацане можно заказать молебен по интернету

Буддийская традиционная сангха России внедряет в свою работу Интернет: таким способом в главном храме сангхи, Иволгинском дацане Бурятии, можно заказать молебен. Для этого на официальном сайте дацана, в разделе «Значение хуралов», необходимо выбрать службу

Затем на электронный адрес [email protected] выслать свои личные данные (фамилия, имя, отчество, год рождения) и номер квитанции (счета) о перечислении пожертвования. Оповещение о времени проведения службы придет также по электронной почте.

В пресс-службе Буддийской традиционной сангхи сообщили, что услуга пользуется популярностью, особенно среди тех буддистов, которые живут далеко за пределами Бурятии и не имеют возможности прийти в храм лично и заказать службу.

Чаще всего верующие заказывают молебны о благополучии, в том числе финансовом, а также службы для защиты и благословения.

— Пожертвования при этом могут быть любыми, — отметили в пресс-службе сангхи.

Средства перечисляются с помощью систем WebMoney, Яндекс Деньги или банковским переводом. Молебен также можно заказать по телефону «горячей линии»: 8-800-100-3-108.

Очистительный костер. Тайна обряда «Дугжууба»

Дугжууба – это своеобразный обряд «уборки», очищения – специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие

Сандан-лама разъяснил суть таинства:

— Цель обряда — устранить весь негатив, собранный в течение прошедшего года. Он сжигается и испаряется в пространстве. После этого остается только позитивное состояние, вдохновение для самосовершенствования. Прямая цель – сжигание неведения в огне мудрости, именно неведение — причина всех страданий. Обряд проводится во всех дацанах в конце года по восточному календарю, перед началом следующего.

Сразу вспоминается одна старая тибетская притча, которая наглядно демонстрирует наши собственные необоснованные страхи. Одному человеку в ухо попала бусинка от четок. От постоянной мысли о том, что бусинка повредит его здоровью, он действительно почувствовал недомогание.

Читайте так же:  Молитва 4444 раза

Несчастный начал рассказывать о своем «недуге», усиливая отрицательное воздействие самовнушения. Лекарь, услышав о нем, подумал: «Наверное, он врет. Бусинка от четок не может проникнуть в ухо так далеко и причинить боль». Решив помочь больному, он пришел к нему, захватив бусинку от четок. Сделав вид, что осматривает ухо, он незаметно уронил свою бусинку. «Смотри, бусинка вылетела из твоего уха!» — воскликнул лекарь при этом.

«Больной», вздохнув с облегчением, сказал, что боль в ухе уже не беспокоит. Исцеление в этом случае произошло в силу того, что мысль о бусинке уже не мучила нашего героя. Хотя на самом деле она все еще находилась у него в ухе и вылетела только через четыре месяца. Так как же избавиться от своих «бусинок»?

Дугжууба проводится в 29-й лунный день, в канун первого весеннего новолуния по восточному календарю. Обряд символизирует уничтожение в огне всего негативного, проводится он за два дня до празднования Белого месяца. В 2013 году Сагаалган выпадает на 11 февраля, следовательно, Дугжууба для верующих будет проводиться 9 февраля.

Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста из муки и воды. Затем из него лепят фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и боль. Их приносят в дацан и в течение дня складывают в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» — «соор».

После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы.

Костер, как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в дацанах и освящается ламами. Костер, который вы разведете сами в лесу или на придомовом участке, такой функции нести не будет. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся – необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Также Сандан-лама посоветовал верующим сделать из теста, смоченного аршаном, своеобразный компресс и наложить его на больное место на ночь. Наутро завернуть «лепешку» в бумагу и бросить в костер. Верующие люди утверждают, что все хвори проходят.

Краткое значение основных хуралов

Алтан Гэрэл – для умножения добродетелей, счастья в семье, устранения причин, смертей, болезней, убытков, ссор

Ехэ Отошо — за здоровье

Гомбо – служба, обращенная к защитникам Учения с просьбой о даровании покровительства и благополучия

Жаптуй — очищение от порчи, сглаза, отвращения негативных воздействий

Лхамо, Жамсаран сахюусан – хуралы, посвященные Защитникам Учения с просьбой даровать благополучие и покровительство, способствует быстрому осуществлению планов и желаний, устраняет всевозможные препятствия

Мандал Шива – хурал, посвященный Зеленой Таре, способствует скорому излечению от болезней, устранению препятствий, осуществлению задуманного, обретению благополучия в семье , созданию семьи и рождению детей

Монлам Ченмо — цикл молебнов уходящего и наступающего года. Также на хурале превозносятся молитвы во имя усопших и живых, дабы все живые существа избавились от страданий

Намсарай – молебен с просьбой о даровании богатства, обретения благополучия

Отошо – для излечения телесных недугов и обретения духовного и физического здоровья

Табан харюулга (Пять запретов) – хурал для устранения плохих снов, дурных помыслов, «злых языков», на продление жизни

Сахюусан хурал — молебен защитникам

hуга Намши — за достойное перерождение ушедших

Хий морин, Намдак Сан — для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья

Цедо – укрепляет жизненные силы, здоровье, удлиняет жизнь, защищает от воздействия злых сил

Цедор Лхамо — хурал посвящен защитнице Палден Лхамо. Проводится на рассвете первого дня Нового года по лунному календарю

Юроол – благопожелание усопшим

Ямантака – дарует мощную защиту и покровительство, помогает в реализации конкретных дел

Молебны можно заказать по телефону

Хуралы, посвященные Сагаан Сар, начинаются 7 февраля и длятся до 22 февраля, в течение 15 дней священнослужители будут зачитывать 15 деяний Будды. Эрдэни-лама рекомендует посещать все молебны. Предновогодние хуралы до 9-го числа устраняют препятствия.

— Это поможет войти в новый год чистыми помыслами, — говорит служитель Иволгинского дацана.

Если у вас нет возможности прийти на все хуралы, можно заказать молебен в дацане либо по телефону «горячей линии» Иволгинского дацана. Оплатить можно через терминал или «Яндекс кошелек» (подробнее вам объяснит оператор).

Вам нужно передать:

3. Наименование службы

4. Можно добавить, на что именно нужна молитва — на удачу, на дальнюю дорогу и др.

В этом году очистительный костер Дугжууба пройдет 9 февраля. А на следующий день в Иволгинском дацане состоится поклонение нетленному телу пандито Хамбо ламе XII Даши-Доржо Итигэлову.

Ритуал очищения Дугжууба проводится в канун Лосара для устранения всех помех, всего плохого, для того чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье.

На хурале совершаются поклонение и подношение защитнику Дхармарадже (тиб. – «Чойгьял», бур. – «Чойжил-сахюусан»), также сжигается «соор», который символизирует всё негативное и отрицательное. Дугжууба проводится 29-го числа последнего лунного месяца в канун Нового года.

Во сколько и в каких дацанах пройдет Дугжууба?

Иволгинский дацан – 20.00

«Ринпоче Багша» (Лысая Гора) – 18.00

Тел.: (3012) 48-52-72

Красногвардейская, 15 (напротив «Восточных ворот»)

Молитва в дацане алтын гырыл

Войти

Хуралы, которые проводятся в буддийских дацанах Бурятии

В буддийских дацанах молебен называется хурал, что можно перевести как «собрание» Они читаются каждый день, в основном, на тибетском языке. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.00 и дневной – 15.00 часов. Продолжительность – 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день.
[ Spoiler (click to open) ]
Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы.

Читайте так же:  Молитвы на латыни от демонов

Как заказать хурал
Обычно придя на хурал, нужно до его начала вписать имена близких, свое имя на специальной бумаге, которая лежит на кассе, затем указать сумму подношения. Сумма подношения может быть любой. Обычно, подносят 50, 100, 200 рублей. Бланк с именами и деньгами для подношения отдают в кассу. Кассир передает их во время хурала ламам, которые читают вслух или про себя имена верующих. Либо их можно положить самому на стол, стоящий возле выхода. Об этом нужно спросить у кассира. Также можно вписать свои имена на хуралы в следующие дни заранее.
На приеме у ламы также принято оставлять небольшое денежное подношение, которое обычно не дают в руки, а кладут на его стол.

Правила поведения
Дацан имеет три двери. Входить нужно в левую дверь, правая дверь служит выходом. Центральная дверь используется священнослужителями только при больших религиозных церемониях.При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед. Также на входе необходимо снять головной убор. Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма нужно спросить разрешения у священнослужителя. Нередко в некоторых дацанах любая фото или видеосъемка запрещена.
Верующие обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств внутри храма по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.
У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову.
Не следует громко разговаривать, смеяться, шумно себя вести, держать руки в кармане, сорить.

Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Иволгинский дацан

Мы продолжаем знакомиться с малоизвестными точками России и сегодня отправляемся к берегам Байкала, в Бурятию. Там находится уникальное с духовно-культурной точки зрения место — Иволгинский дацан, центр российского буддизма.

Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне.
Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.

Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.

Буддизм в Россию пришёл в XVII веке. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. Но для большевиков религия, как известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии.

Ситуацию переломила война. Если спросить, как появился Иволгинский дацан, местные жители ответят: «Сталин подарил». В начале войны положение дел на фронте было настолько тяжёлым, что солдаты и их командиры были рады любой помощи. Бурятские буддисты собрали 350 000 рублей (неслыханная по тем временам сумма) и отдали их на нужды армии. Говорят, что именно в благодарность за этот щедрый жест советское руководство и позволило верующим построить дацан.

Правда это или местная небыль — неизвестно. Но факт того, что в мае 1945 года вышло Постановление народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма…», остаётся фактом.

…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV

Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.

Что посмотреть в Иволгинском дацане?

Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом.

Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — это дерево. Это отличает бурятские дуганы от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые и такие вестибюли защищают дуганы от холода.

Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.

Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.

Читайте так же:  Молитвами снять приворот

При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

Ещё одна важная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддийский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля счастливого учения»). Он был открыт в 1991 году. Внешне университет весьма скромен — большой деревянный дом.

В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).

В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.

Лама — религиозный учитель, монах.

Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.

Чем заняться в Иволгинском дацане?

Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.

Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.

На территорию Иволгинского монастыря можно попасть через главные ворота (они находятся на южной стороне монастыря) или малые второстепенные. Главный вход открыт только по большим праздникам, в остальные дни туристы и паломники пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — специальная дорожка для совершения гороо.

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.

Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.

Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками. Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом. Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

Как добраться до Иволгинского дацана?

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

Общественный транспорт

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

Личный автомобиль

Видео (кликните для воспроизведения).

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

Молитва в дацане алтын гырыл
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here