Содержание
Молитвы святым
Память: 14 / 27 февраля, 6 / 19 апреля, 11 / 24 мая, 27 июля / 9 августа (собор Болгарских просветителей)
Святые Кирилл и Мефодий — первые просветители славян, создатели славянской письменности, авторы первых переводов Священного Писания на славянский язык. Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию молятся о помощи в учении, о сохранении славянских народов в истинной вере и благочестии, об ограждении от лжеучений и иноверия.
Тропарь равноапостольным Мефодию и Кириллу, глас 4
Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Кондак равноапостольным Мефодию и Кириллу, глас 3
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.
Молитва первая равноапостольным Мефодию и Кириллу
Молитва вторая равноапостольным Мефодию и Кириллу
О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.
Молитвы святым
Память: 18 / 31 января, 2 / 15 мая, 9 / 22 июня
Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
Тропарь святителю Афанасию Великому Александрийскому, глас 3
Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак святителю Афанасию Великому Александрийскому, глас 2
Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.
Тропарь святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским, глас 3
Делы возсияше православия, все погасивше злословие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость.
Кондак святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским, глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия и доблии поборницы Церкве Христовы, вся соблюдите, поющия: спаси, Щедре, верою чтущия Тя.
Молитва святителю Афанасию Александрийскому
О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.
Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским
О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем вас, святителие велиции Афанасие и Кирилле, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
- Святитель Афанасий Великий Александрийский — Азбука
- Святитель Афанасий Великий Александрийский — Православная энциклопедия
Труды святителя Афанасия Великого:
- «Житие Антония Великого» — святитель Афанасий Великий
- «Наставления деве» — святитель Афанасий Великий
- «О воплощении» — святитель Афанасий Великий
- «Окружное послание против ариан» — святитель Афанасий Великий
- «Письмо к Драконтию» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Аммуну монаху» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Руфиниану» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху» — святитель Афанасий Великий
- «Предуведомление о псалмах» — святитель Афанасий Великий
- «Пятое Праздничное послание» — святитель Афанасий Великий
- «Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания» — святитель Афанасий Великий
- «Толкование на слова: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27)» — святитель Афанасий Великий
- «Слово на язычников» — святитель Афанасий Великий
- «Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти» — святитель Афанасий Великий
- «Послание на ариан. Слово первое» — святитель Афанасий Великий
- «Послание на ариан. Слово второе» — святитель Афанасий Великий
- «Послание на ариан. Слово третье» — святитель Афанасий Великий
- «Послание на ариан. Слово четвертое» — святитель Афанасий Великий
- «Защитительное слово против ариан» — святитель Афанасий Великий
- «Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием» — святитель Афанасий Великий
- «Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом» — святитель Афанасий Великий
- «История ариан» — святитель Афанасий Великий
- «Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего» — святитель Афанасий Великий
- «Толкование на псалмы» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов» — святитель Афанасий Великий
- «Из Бесед на Евангелие от Матфея» — святитель Афанасий Великий
- «О девстве, или о подвижничестве» — святитель Афанасий Великий
- «Праздничные (Пасхальные) послания» — святитель Афанасий Великий
- «Из толкования на Евангелие от Луки» — святитель Афанасий Великий
- «Свиток к антиохийцам» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к императору Иовиану» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Епископам африканским» — святитель Афанасий Великий
- «Окружное послание» — святитель Афанасий Великий
- «Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Максиму философу» — святитель Афанасий Великий
- «Послание о постановлениях Никейского Собора» — святитель Афанасий Великий
- «О Дионисии, епископе Александрийском» — святитель Афанасий Великий
- «Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к инокам» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к подвизающимся в иноческой жизни» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к Авве Орсисию» — святитель Афанасий Великий
- «Послание к пресвитеру Палладию» — святитель Афанасий Великий
- «Против Аполлинария. Книга первая» — святитель Афанасий Великий
- «Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом» — святитель Афанасий Великий
- «Изложение веры» — святитель Афанасий Великий
- «Слово Пространнейшее о вере» — святитель Афанасий Великий
- «Символ веры Афанасия Александрийского» — святитель Афанасий Великий
- «Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго» — святитель Афанасий Великий
- «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской» — святитель Афанасий Великий
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019
Свт. Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец
|
Свт. Афанасий, патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец |
/p>
Святитель Афанасий III Пателярий, Патриарх Цареградский, в мире. Алексей, родился в 1580 году на острове Кандия или Крит в семье знатных, богатых, добродетельных и благочестивых родителей-греков, которые постарались дать своему сыну с малых лет прекрасное духовное воспитание. Уже с детства проявлял он особую любовь и привязанность к храму Божию и церковным службам.
Остров Крит в то время находился в руках венецианцев и представлял большие удобства для получения образования. Алексей, как сын знатного кандийца, обучался всем наукам, преподававшимся в высшем учебном заведении и получил блестящее образование, обладая к тому же богатыми способностями и изумительной остротой своей памяти.
По окончании высшего учебного заведения Алексей стал известен, как философ, филолог, поэт и прекрасный оратор. Богатые способности и обширное образование давали Алексею право на блестящие почести в свете. Он мог занять высокое положение при дворе великого визиря, так как был его близким товарищем по учебному заведению, но мирская слава не привлекала его и он, отдавшись всецело изучению Священного Писания, после смерти своего отца удалился от мира в один из Солунских монастырей и там принял монашество с именем Анания. В скором времени он оставил этот монастырь и ушел на Афонскую гору в Есфигменскую обитель.
Здесь он проводил время в строгом воздержании и суровых подвигах, проходя послушание в трапезной и не имея отдельной келий. Пища его состояла из хлеба и воды, ночи он проводил в молитве и на сон употреблял несколько часов в сутки, а постелью для него служила летом и зимой голая земля.
С Афона он отправился в Иерусалим, посетил многочисленные Палестинские обители и в одной из них принял пострижение с именем Афанасия. В скором времени возвратился он в Солунь, где занял место священника, отдавшись всецело проповеди Слова Божия. Святитель Афанасий питал слишком глубокую любовь к святой Афонской горе, а потому по временам оставлял Солунь и отправлялся на Афонскую гору. Недалеко от Афонского монашеского городка Карей он устроил себе келию, получившую название дворца. Здесь он отдавался всецело строгим подвигам, посту и непрестанной молитве, лишь иногда возвращаясь на проповедь Слова Божия в Солунь.
Высокое благочестие и великая святость жизни еп. Афанасия сделались далеко известными за пределами Солунской области. Отовсюду приходили люди, желавшие увидеть и послушать знаменитого оратора и проповедника Слова Божия, твердого защитника Православия.
Соотечественник св. Афанасия Патриарх Кирилл I (Лукарис) вызвал его к себе в Цареград, принял его с большой любовью, сделал своим первым советником, рукоположил его во епископа и возвел в сан митрополита Солуни с управлением Солунской областью.
Великий визирь, его соотечественник и товарищ по учебному заведению, очень добросердечно и с большим расположением относился к св. Афанасию. Будучи в сане митрополита, св. Афанасий не оставлял своих строгих подвигов, всегда пребывая в посте и непрестанной молитве. На патриарха Кирилла I (Лукариса), как ревностного защитника православия, непоколебимого борца с унией и магометанской верой, было воздвигнуто гонение, как со стороны турок, так и со стороны католиков, иезуитов и еретиков. Патриарх Кирилл был третий раз низведен с патриаршего престола и заточен на остров Тенедос, а св. Афанасий, по особому Откровению Божию, был избран на кафедру Патриарха Цареградского.
На него, как и на патриарха Кирилла, было воздвигнуто гонение, так как он, подобно св. Афанасию Александрийскому, был неумолимым и страшным противником еретиков, иезуитов, католиков и мусульман. С ними вел он беспощадную борьбу, обличал, опровергал ложные мнения и учения, и против заблудших отступников от православной веры и мусульман издавал печатные обличения и воззвания к пасомым.
Происками своих врагов он был низведен с патриаршего престола, а Кирилл вновь возведен на кафедру Патриарха в четвертый раз. После низведения с патриаршего престола св. Афанасий посетил свою серайскую келию на Афоне, где уже образовалась маленькая обитель и подвизались старцы Афона, ищущие уединения и подвигов.
Отдыхая здесь от понесенных трудов и треволнений, какие ему пришлось пережить в период управления Цареградской Патриархией, св. Афанасий всегда находился в молитве и посте.
Патриарх Кирилл I в скором времени опять был низвергнут с патриаршего престола, сослан на остров Ходос, а в 1638 г. он принял мученическую смерть, будучи повешен турками, в патриаршем облачении на Константинопольских воротах.
После ссылки Патриарха Кирилла I св. Афанасий вновь был возведен во второй раз на патриаршую кафедру, но как ревностный борец и защитник Православия, обличавший в своих проповедях и посланиях магометан, католиков, иезуитов и еретиков, был свергнут в 1635 г. с патриаршего престола. Св. Афанасий по низведении его с патриаршей кафедры остался в Солуни, управлял митрополией и часто удалялся на святую гору Афонскую, где отдыхал и готовился к безропотному терпению и перенесению скорбей и бедствий, назначенных ему в удел Промыслом Божиим.
Со смертью Патриарха Кирилла начались нестерпимые гонения на православных со стороны мусульман. Церковная утварь отбиралась турками под разными предлогами и на выкуп ее требовались большие деньги. Эти гонения и преследования достигли и Солуни.
В 1641–1643 гг. св. Афанасий посылал к русскому царю Михаилу Федоровичу со слезным прощением помочь ему освободиться от долгов и выкупить из рук неверных священные сосуды и облачения, которые они держали на поругание веры христианской. У него не было даже архиерейского облачения, все было отнято и богослужение ему приходилось совершать в священнических ризах. Царь почему-то отнесся к этому неблагожелательно и помощь, им оказанная, была слишком незначительна.
Св. Афанасий пребывал в Солуни, пока оставалась возможность, а потом вынужден был с сердечной болью удалиться в Молдавию под защиту могущественного господаря Василия Лупула, у которого в это время находили приют бедствующие патриархи, митрополиты и епископы.
Несмотря на все тяжелые переживания св. Афанасий не забывал своего скита на Афонской горе и часто посещал его. Здесь он был намерен и окончить свою жизнь. Но Господь, однако, судил иначе. Россия была местом его кончины и приняла его священные останки, а его серайская келия была украшена подвигами патриарха Серафима и, наконец, русскими подвижниками и в настоящее время представляет собою одну из прекрасно устроенных обителей Афона.
В 1652 г. cв. Афанасий возсел в последний третий раз на вселенскую кафедру по просьбе жителей Константинополя. Не долго он был на ней — всего 15 дней.
Удрученный трудами и бедствиями святитель Афанасий созвал митрополитов, архиепископов, епископов и клириков Православной Церкви на совет и отказался от патриаршего престола, передав управление Константинопольской Патриархией митрополиту Газскому Паисию, а сам отправился в Молдавию и управлял монастырем св. Николая около города Галаца.
В 1653 г. святитель Афанасий прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович принял его по чину Митрополитов, как бывшего Патриарха.
Алексей Михайлович щедро наградил его и он в 1654 г. отправился из Москвы на свою родину. Прибыв на Украину, он остановился в обители Лубенской, Полтавской области, где и заболел. Будучи больным, он не оставлял своих молитв, подвигов и поста. Умер св. Афанасий 5 апреля 1654 г., имея от роду 74 года, на молитве, в коленопреклоненном положении.
Св. Афанасий был погребен под амвоном Преображенского собора. Лубенской обители в склепе, по обычаю восточных патриархов, сидящим. По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет и даже облачения не коснулось тление. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.
По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора.
1 февраля 1662 г. святитель Афанасий был канонизован, причтен к лику святых и установлено память его совершать 2 мая.
Мощи святителя Афанасия в настоящее время открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню нашего Богоспасаемого града Харькова и необъятной нашей Родины — матушки России.
Молитва Святому кириллу и афанасию
Святители Афанасий и Кирилл известны прежде всего борьбой против искажений православного вероучения. В песнопениях, посвященных святителям, мы можем слышать такие слова: «Гонения претерпел еси и беды подъял еси, Богоглаголиве преподобне Афанасие, дондеже лесть прогнал еси Ариеву безбожную и стадо твое от нечестия спасл еси, Единосущнаго Отцу догматствуя Сына же и Духа православно, священнодейственне всеблаженне» и «От Христовы Церкве мысленныя волки, Кирилле, отгнал еси жезлом учений твоих, и сию окрест оградил еси словес утверждении и представил еси Христу, недвижиму и непоколебиму. Егоже моли от тли и бед избавити верою совершающия всечестную память твою».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Главной ересью (ересь — ошибочное учение, искажающее основы православной веры) IV века было арианство. Александрийский пресвитер Арий, имевший большой авторитет среди христианского населения города, благодаря аскетическому образу жизни и проповедническому таланту, высказал мнение, Сын Божий — является творением Отца. Арий утверждал, что «было время, когда Сына не было». С одной стороны, Арий говорит о том, что Сын был рожден «прежде времени», но с другой — Сына не было до Его рождения. Эта мысль становится вполне понятной в контексте понимания Арием учения о творении Богом мира. С точки зрения александрийского пресвитера Бог вначале рождает Сына, «именует Его Словом», и уже затем, при посредстве Сына-Логоса (или через Него) творит мир. Сын Божий выступает посредником при творении мира Богом. Арий объясняет это тем, что мир не смог бы «принять на себя ничем не умерямой Отчей руки и Отчей зиждительной силы». Так между вечным и единым нетварным и нерожденным Богом Отцом и сотворенным миром становится сотворенный Богом прежде мира Сын.
Также Арий отождествлял понятия «рождение» и «творение». Даже когда речь шла о рождении Сына Отцом, Арий и его сторонники понимали это как указание на творение Сына. Ариане считали, что если бы Бог действительно родил Сына, то значит произошло бы разделение в Боге, ведь Бог должен в таком случае отдать часть Своей сущности Сыну. В таком случае необходимо было признать или возможность разделения в Боге (а значит изменения сущности Бога) или признать наличие двух равных Богов — Отца и Сына (что было с точки зрения ариан явным многобожием недопустимым в христианстве).
Идеи Ария произвели столь большой резонанс в Церкви, что для их рассмотрения император Константин I Великий в 325 г. созвал собрание епископов всей Церкви, впоследствии известном как I Вселенский собор в Никее (Никея — город, где проходили заседания собора). На этом соборе присутствовал и святой Афанасий, тогда еще диакон и помощник святителя Александра Александрийского, приемником которого на епископской кафедре он стал впоследствии. С тех пор святой Афанасий стал самым ярким и непримиримым борцом с арианством. Чтобы заставить святителя замолчать его противники использовали даже самые нечестные способы и обвинения. Но именно вера Афанасия стала верой всей Церкви.
В чем состояла опасность арианства и почему святитель Афанасий и многие другие отцы Церкви выступили с осуждением этой ереси? Во-первых, ариане отвергали веру в единство Святой Троицы. Богом в собственном смысле являлся только Бог-Отец, Сыну и Духу отводилось место, хотя и высших, но все же творений. Во-вторых, учение о Сыне Божием, как о тварном существе, влекло идею о Его изменяемости (неизменяем только вечный Бог) и возможности выбора зла (если Сын — одно из творений, значит Он также может быть повержен злу, как и все творение). Но Бог по предведению узнал, что Сын сохранит Свою волю благой и безгрешной, поэтому через Сына и был сотворен мир и совершено спасение.
Все это было серьезнейшим искажением христианской веры. С другой стороны заблуждения Ария стали причиной выработки более точной богословской терминологии и подробного объяснения важнейших аспектов вероучения.
Святитель Кирилл Александрийский жил позже святителя Афанасия, но занимал туже самую епископскую кафедру. В то время в Церкви возникла новая ересь, названная впоследствии несторианством (по имени ее главного выразителя — Нестория, архиепископа Константинопольского). Столичный архиепископ Несторий высказал мнение, что нельзя именовать Деву Марию Богородицей, потому что она родила не Бога, а простого человека. То есть, от Девы родился простой человек Иисус, в котором пребывал Сын Божий и именно поэтому Иисус сохранил полное послушание Отцу. Для Нестория и неприемлемы такие выражения как: Бог родился от Девы, Бог страдал на кресте и умер… Если Бог рождается, страдает и умирает – значит Бог подвержен изменениям, что противоречит вере в вечного и неизменного Бога. Поэтому единство Христа было лишь видимым. Произнося слово «Христос» следует подразумевать отдельно Бога-Слово и отдельно человека Иисуса.
Оппоненты Нестория и прежде всего святитель Кирилл Александрийский увидели в этом учении искажение веры в Воплощение Сына Божия. Если говорить совсем просто, то Бог-Слово соединился с человеком в духовном смысле, по благодати, также как Бог соединяется и пребывает в святых. Противники несторианства указывали, что новое учение ставит под удар веру Церкви в истинное Боговоплощение: как Бог мог спасти человека, если Сам не стал истинным человеком?
Святитель Кирилл использовал формулировку Аполлинария, но вкладывал в нее другой смысл. Полемизируя с Несторием, святитель Кирилл предпочитает говорить об «одной (единой) природе Христа». Но объясняя данный термин, святитель пишет, что человечество Христа, составляющее вместе с божеством эту «единую природу», включает в себя не только плоть, но и душу: «Тело, соединившееся со Словом, было одушевлено умной душой». В другом месте святитель пишет: «Когда же боговдохновенное Писание говорит, что Он (Сын Божий) пострадал плотью, то и мы должны говорить точно так же, то есть – человеческой природой». Таким образом, святитель Кирилл говоря об «одной природе» Христа, подразумевает единство Бога и человека во Христе, при чем Бог-Слово становится человеком не только принимая человеческую плоть, но и разум, и душу. И именно через это теснейшее единство совершается спасения. Поэтому мы можем говорить, что Бог родился как человек и принял смерть на кресте. Бог остается неизменным, но человеческое естество становится естеством Бога-Слова, потому все, что совершает Христос, как человек, Он совершает и как Бог.
Можно вспомнить ответ апостола Петра на вопрос Христа ученикам: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15-16). К кому обращается апостол Петр – к человеку Иисусу, в котором пребывает Бог или к единому воплощенному Сыну Божию Господу Иисусу? Святитель Кирилл преследовал туже цель, что и святитель Афанасий Александрийский в полемике с арианами: показать, что спасение человека осуществляется Сыном Божиим, который есть истинный Бог, единосущный Отцу, в воплощении ставший истинным человеком.
Совершая празднование памяти святителей Афанасия и Кирилла Церковь призывает каждого верующего хранить православную веру, очищенную от заблуждений и ересей. Ведь именно защитой подлинного православного вероучения и занимались два великих Александрийских святителя. Это еще одно напоминанием всем о необходимости чтения святоотеческих творений, которые помогут нам отделять истину от заблуждения. Ведь наша вера, должна быть верой отцов Церкви.
Икона святого Кирилла ангела-хранителя
Святой Кирилл внёс огромный вклад в развитие православной культуры и утверждение христианства на Востоке. Он родился в семье благочестивого мещанина в греческом городе Салоники. Он был младшим из семи детей, при крещении его назвали Константином, имя Кирилл он получил уже во взрослом возрасте при пострижении в монахи. Он с детства отличался незаурядными умственными способностями, за что получил прозвище Константин-философ.
Святой Кирилл знал несколько языков, имел познания в различных областях науки того времени. Но главным делом всей его жизни стало создание славянской азбуки вместе со своим братом Мефодием. До этого церковное богослужение в христианских храмах велось исключительно на древнегреческом и латинском языке. Прежде чем в 863 году отправится в путь в Македонию, братья-миссионеры перевели на славянский язык молитву «Отче наш» из Евангелия от Матфея и начало Евангелия от Иоанна «В начале было слово…».
Святой Кирилл с детства отличался умственными способностями и учился он вместе с малолетним императором Михаилом у самых лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. По окончании обучения святой Кирилл принял сан иерея и был назначен заведующим патриаршей библиотекой при храме Святой Софии, но спустя несколько лет он тайно покинул столицу и ушел в монастырь.
Церковное пение и евангельское слово благодаря Святым Кириллу и Мефодию сразу зазвучало на понятном языке для каждого славянина
Духовный подвиг святого Кирилла, которого позже Православная церковь канонизировала как святого равноапостольного «учителя словенского», имел огромное значение для формирования славянской культуры и письменности. Они дали людям богослужебную литературу, Святое Писание, доскональный перевод которого практически равноценен оригиналу. Это был первый значительный шаг в передаче нам, славянам всей суммы религиозных знаний.
Изображение Святого равноапостольного Кирилла на иконах
На иконе святой Кирилл изображен в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором изображены буквы славянского алфавита. Значение данного образа для всех славян очень велико.
Перед иконой святого Кирилла молятся о даровании разума и премудрости, к нему обращаются отроки, которые плохо обучаются. Так же за молитвенной помощью и предстательством к Святому равноапостольному Кириллу обращаются учителя, преподаватели, студенты во время сдачи сессий.
Как молиться перед иконой Святого Кирилла Ангела хранителя
В наше время нет людей, даже детей, которые бы не видели икон. Перед иконой человек молится, обращаясь к святому угоднику, он рассказывает о своих проблемах, скорбях, мыслях, желаниях. Слово «икона» от греческого происхождения, в переводе означает «образ». Через священные иконы прославляется сам Бог, и при них Он неотступно живет и творит от них Свои чудеса для спасения верующих в Него людей. Святой образ для православного человека то же самое, что и Священная книга: там можно прочесть святые слова, а на святой иконе можно созерцать образ святого, который ведёт нас к Богу, помогает нам достучаться до небес.
Особенно сильной бывает молитва в день почитания памяти святого и в дни религиозных праздников. В эти дни перед образом Святого равноапостольного Кирилла зажигают свечи, лампады. Есть множество случаев, когда во время молитвы перед иконой люди видели живой образ на ней.
Значение иконы заключается в том, что людям, которые обращаются к Святому Кириллу как к своему небесному покровителю (ангелу хранителю) этот святой оказывает незамедлительную помощь.
В случае особой нужды перед иконой служатся молебны священнослужителями по просьбе прихожан, читаются акафисты. Акафист Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию можно читать и самостоятельно дома (келейно) с благословения духовного отца или священника.
Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая предания добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
+7 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected].
Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)
Главный редактор портала «Православие и современность» — Н.А. Горенок.
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».
Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.
БАННЕРЫ
©2004—2019 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены
Молитвы Афанасию Афонскому
Преподобный Афанасий Афонский не одно столетие почитается верующими как один из праведных, благочестивых и мудрых святых, совершивший массу примеров благодетели и милосердия. Молитва Афанасию Афонскому не раз помогала отчаявшимся верующим.
Жизнеописание Афанасия Афонского
Родившись в благочестивой семье в г. Трапезунде, святой Афанасий (при крещении наречен Аврамием) с детства отличался набожностью и благоразумием. Оставшись сиротой, благодаря своему кроткому нраву и способностью к обучению, юноша получил прекрасное образование, воспитываясь в доме императорского чиновника. Ему светило блестящее будущее.
Но роскошь и тщеславие были чужды Афанасию, и он вскоре принял постриг в монастыре. Всю жизнь он мечтал об уединении, избегая почести и духовных санов, отправившись даже для этого на святую Гору Афон к отшельникам, назвавшись Варнавой. Там он скрывался от мирских соблазнов, вознося Богу молитвы, размышляя о Царствии Божьем.
Слава о чудесном монахе разлетелась по свету, и, благодаря своей верной службе Господу, в скором времени Афанасию удалось построить на горе Афон монастырь с помощью денег, данных ему духовником Никифором. Вскоре Лавра станет святым местом для паломников.
Однако, во время строительства Лавры дьявол не раз препятствовал святому делу, но Афанасию явилась сама Богородица, пообещавшая стать Домоправительницей монастыря. Не раз приходилось произносить молитву Афанасию Афонскому Господу нашему, чтобы тот вразумил и помог в строительстве, даже покидал он место будущей Лавры, однако Господь возвращал его обратно.
На Святой горе было возведено много построек, где могли обучаться и жить монахи и отшельники. В Лавру, возведенную Афанасием, приезжали учиться со всего света, шли отшельники за исцелением – духовным и телесным.
Будучи настоятелем монастыря, Афанасий жил как настоящий отшельник – скромно, без излишеств, помогая больным и сирым, которые с упованием возносили молитву Преподобному Афанасию Афонскому, благодаря его за мудрость и кротость души.
Умер Преподобный, когда взошел в очередной раз на строительные леса, наблюдая за стройкой. Недостроенный купол рухнул, увлекая за собой Афанасия и пятерых иноков. Три часа монахи разгребали обломки, слыша голос Преподобного: Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!
Однако Святой Афанасий был мертв и похоронен только на третий день, пока три тысячи жителей Афонского монастыря не попрощались с ним. Тело его не было подвержено тлену, а из полученной от падения раны текла святая кровь, которую монахи собрали в сосуд, и она исцелила после немало страждущих.
Чудеса Афанасия Афонского
Тысячи паломников возносили молитвы святому, дивясь чудесным подвигам, совершенным им при жизни. Рукой своей он исцелял больных, некоторых ненадолго, других излечивал на многие годы. Облегчал святой и страдания верующих на смертном одре, поэтому многие искренние верят в силу молитвы Афанасия Афонского на исход души, произнося их с надеждой на прошение грехов своих жизненных.
Много чудесных поступков совершил Афанасий: спас жизнь монахов в сильный шторм, когда лодка чуть не пошла ко дну, исцелял бесноватых, вылечил даже рак одним начертанием креста.
В чем помогают молитвы Афанасию Афонского?
Многие верующие знают, когда читать молитвы святому старцу. Это и молитва о смерти Афанасию Афонскому, облегчающая последние страдания умирающему. Если человек находится на грани смерти и жизни, то читают молитву перед иконой святого Афанасия о скорейшем определении участи больного.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помогают молитвы и желающим уверовать, укрепляя их дух и помыслы. Руководители, желающие укрепить свой авторитет обращаются к святому, чтобы тот дал им мудрость и опыт. В отчаянии и тяжелых ситуациях тоже обращаются к Афанасию Афонскому, прося его помочь и вразумить.
Молитва преподобному Афанасию Афонскому
Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим руку помощи подавый, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый! Ты и ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей. Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным). Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).
Тропарь и кондак преподобному Афанасию Афонскому
Тропарь, глас 3
Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми; сего ради, отче, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Яко невещественных существ зрителя изрядна и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое, Богоглагольниче: не оскудей, моля о рабех твоих, избавится напастей и обхождений, вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Афанасие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.