Содержание
Архимандрит Серафим (Тяпочкин)
В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Серафим (Тяпочкин)».
Архимандрит Серафим (Тяпочкин; 1894–1982) — старец и молитвенник, пастырь, у которого окормлялись архиереи и священники, монахи и мирские люди самых разных возрастов и званий. Исповедник, прошедший лагерь и ссылку, он утешал скорбящих, исцелял страждущих, наставлял на путь спасения, учил молитве и покаянию. Служил старец в селе Ракитное Белгородской области.
Старец Серафим говорил: «Нужно больше доверять Богу, а то все сам да сам. Тяжело ведь самому».
Архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Тяпочкин), родился в городе Новый Двор Варшавской губернии 1 (14) августа 1894 года.
С самого раннего детства Дмитрий тяготел к духовной жизни. В семь лет его отдали в духовное училище. В 1911 году он поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1917 году. Как лучший выпускник семинарии, Дмитрий был направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился до 1919 года, когда академию закрыли. Дмитрий познакомился со своей будущей супругой Антониной, в 1920 они обвенчались. В этом же году Димитрий был рукоположен в диакона, а затем во священника.
В 1932 году от голода умерли два его сына, а в 1933 скончалась матушка Антонина. На руках отца Димитрия остались три дочери.
В 1941 году отца Димитрия арестовали. Десять лет лагерей, пять лет ссылки. Отец Валерий Бояринцев рассказывал: «Будучи в ссылке, отец Серафим усердно молился Богу, причем, как он вспоминал, память его полностью воспроизводила дневной круг богослужения. Господь дал ему такую память. То есть, не имея Часослова, он мог круглосуточно молиться Богу, как этого требовали его сердце и его священнический сан».
Из ссылки старец возвратился в 1956 году. Четыре года он служил на разных приходах Запорожской и Днепропетровской области, а в 1960 году стал настоятелем в кафедральном соборе города Днепропетровска. Диакон Димитрий Тяпочкин, внук старца, рассказывал: «После освобождения дедушка какое-то время был настоятелем Днепропетровского кафедрального собора, но на этом месте пробыл недолго — очевидно, потому что его проповеди и сама его личность влекли прихожан к нему. Позднее старики рассказывали мне, что в соборе тогда служили несколько священников. На их фоне дедушка выглядел очень скромно: худой, больной, одет и обут плохо, все латано-перелатано. Жил в домике при соборе. Стол, табуретка, кровать, на стенах несколько бумажных икон, ведро с водой в прихожей — вот и все, что имел…»
При первом же удобном случае уполномоченный забрал у батюшки регистрацию и велел в течение двух дней покинуть город. Отец Димитрий отправился в Москву, где ему помогли восстановить регистрацию, но без права служить в Днепропетровской епархии. В течение месяца старец ночевал на вокзале. Наконец в приемной у патриарха Алексия I он встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом (Поляковым), и тот пригласил старца служить к себе, в Курско-Белгородскую епархию. Здесь старец решил принять монашеский постриг, что и совершилось 26 октября 1960 года.
В 1961 году иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. 14 октября 1961 года он был назначен настоятелем Никольского храма в поселке Ракитном Белгородской области (где он и прослужил до конца своих дней). Старец был так слаб, что в селе о новом священнике говорили: «Шкелета привезли».
Отец Серафим без ропота поселился в холодном домике без мебели, терпеливо переносил холод, скудную пищу, недоброжелательство, косые взгляды, нападки старосты. Храм пребывал в плачевном состоянии: в огромном куполе была дыра, и снег падал на престол и жертвенник, когда отец Серафим служил литургию.
Начальник района разрешил ему служить в церкви только ночью, чтобы люди ходили в колхоз, а не в храм. Отец Серафим делился: «Хорошо, что службу знал на память, а то свечей нет, только коптилка. В церкви пусто. Ни петь, ни читать, ни кадило раздувать некому. Зато можно всю ночь служить». Старца спросили: «А проповедь кому говорили? Ведь в храме пусто». На что он ответил: «Но ведь в темноте кто-то мог быть. Для них и говорил».
С первых дней пребывания старца в Ракитном к нему началось паломничество бывших его прихожан из Днепропетровска и богомольцев из других городов. На средства этих усердных паломников храм восстанавливался и преображался. Власти запрещали старцу принимать посетителей, духовные беседы ему часто приходилось вести на ходу по дороге в храм и из храма. Писательница Олеся Николаева вспоминала: «Докучали батюшке и уполномоченный, и местная администрация, наступая на него всем своим идеологическим фронтом, но особенно ретиво боролся с ним секретарь обкома. Однако отец Серафим переносил это все благодушно. Когда кто-нибудь из прихожан заговаривал с ним о безбожной советской власти, старец мягко отвечал: “Это попущение Божие. Давайте лучше поговорим о духовном…”»
Архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал о своей встрече с отцом Серафимом: «Это был человек не от мира сего. Если вспомнить слова Христа о Нафанаиле, который пожелал увидеть Его, что это подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47), то этими словами Христа можно сказать и об архимандрите Серафиме. Он не мудрствовал лукаво. Из его уст не исходило никакого пустого слова, не произносилось шуток, и в нем не было лести. Все его слова были наполнены смыслом.
Я не заметил и тени неудовольствия или раздражительности в его голосе, он никого не осудил, не выразил какого-либо негодования. Был кроток, скромен и смирен. Что меня больше всего поразило и запомнилось — это его неподдельная любовь, исходящая из глубины его сердца, одинаковая ко всем. В присутствии батюшки все умиротворялось. Да, этот человек был наполнен Божией любовью».
В книге собраны наставления старца, его советы, воспоминания о нем.
Книгу можно приобрести:
· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Православные старцы XX века
1(14) августа в городе Новый Двор Варшавской губернии у отставного полковника Александра Ивановича Тяпочкина и его жены Элеоноры Александровны родился шестой ребёнок. Мальчика при крещении нарекли Димитрием, в честь великомученика Димитрия Солунского.
В семь лет Димитрий уже был принят в духовное училище, в 1911 году был зачислен в Холмскую духовную семинарию. По окончанию семинарии в 1917 году Димитрий поступил в Московскую духовную академию.
В 1919 году Дмитрий познакомился со своей будущей супругой Антониной.
Через год молодые обвенчались. В том же году епископ Евлампий, викантий Екатеринославской епархии, рукоположил Димитрия в диакона, а затем в пресвитера.
В 1933 году Антонина скончалась, на руках Димитрия остались три дочери. В 1941 году отец Димитрий был арестован и осуждён на десять лет.
В ссылке отец Серафим продолжал своё пастырское служение: тайно крестил новообращённых, исповедовал верующих, отпевал умерших. Когда срок заключения близился к концу, на допросе следователь спросил отца Дмитрия, чем он собирается заниматься на воле.
В ответ услышал:
– Буду служить священником, как и служил.
Срок был увеличен на пять лет.
Лишь в 1955 году ссылка была отменена. После освобождения из лагеря отцу Димитрию с большим трудом удалось получить место клирика в Петропавловском храме в городе Куйбышеве.
Знаменитое “Зоино стояние” (Куйбышев, 1956 год)
В доме Зои (под самый Новый год) собрались гости. Начались танцы, а Зоя, не имея пары, взяла образ Св. Николая Чудотворца и сказала: “Если нет моего Николая, потанцую со святым Николаем”. Подруга отговаривала её, но она отвечала: “Если Бог есть, пусть Он меня накажет!” Вдруг в комнате началось что-то невообразимое: шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Все в страхе выбежали из комнаты, одна Зоя осталась стоять с иконой Святителя, прижав ее к груди. Она будто окаменела. Никакими усилиями невозможно было привести ее в чувство, при уколах иглы ломались об её окаменевшее тело. Думали отправить ее в больницу или положить на кровать, однако невозможно было сдвинуть ее с места, ноги как бы приросли к полу. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
Первые дни дом посещали многие верующие и любопытные, медики и духовные лица. Но скоро помещение было закрыто для посетителей распоряжением властей. По ночам около Зои молилась мать, в полночь Зоя страшно кричала: “Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!”Никто из допущенных к Зое священников не смог взять икону из Зоиных рук.
В праздник Рождества Христова отец Дмитрий отслужил в доме Водосвятный молебен, освятил всю комнату, и сумел взять икону из застывших рук девушки.
Так Зоя простояла 128 дней до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресенье она вдруг стала взывать: “Молитесь! Страшно! Земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет!” С этого времени она вдруг ожила, в мускулах появилась мягкость. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем в грехах.
“Зоино стояние” настолько потрясло жителей Куйбышева, что многие поспешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились.
Из воспоминаний Анны Ивановны Федоровой: “Дом был окружён милицией. И тогда я решила спросить обо всём молоденького милиционера:
– Скажите, правда, что Зоя стоит?
– Я ничего не скажу, а лучше смотри сама.
Он снял фуражку и показал совершенно седые волосы:
– Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку”.
Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои, было заведено новое дело. После заключения отец Димитрий был направлен в село Михайловское.
26 октября 1960 года епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.
В 1961 году иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. В октябре 1961 года старец Серафим стал настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитном Белгородской области.
Верующие находили в лице старца опытного любвеобильного духовного наставника. По молитвам старца Серафима многие больные получали исцеление, скорбящие – утешение. Прозорливому старцу часто приходилось исправлять тех, кто говорил, что прибыл к нему лечиться:
– Я не лечу, а молюсь. Милостивый Господь заочно исцелил слугу капернаумского сотника – по вере его. Прежде всего, нужна вера и покаяние больного, так как часто грехи являются причиной болезней.
По своему глубочайшему смирению старец Серафим старался скрывать свои подвиги и духовные дарования. Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо рассказывал ему о своём обидчике, старец всегда учтиво останавливал, и призывал помолиться за обидчика. Тут же всё смущение рассеивалось, обида утихала.
Валентина Николаевна М. вспоминала:
– Батюшка говорит проповедь, и сам плачет, вслед за ним начинают плакать и слушающие его. Ибо через слово отца Серафима душа воспринимала Духа Святого, приходила в смирение и очищалась через слёзы покаяния.
Священник Николай Хохлов был свидетелем исцеления больного по молитвам старца:
– Как-то после службы в храм на носилках принесли больного мужчину, попросили вызвать батюшку. Больной лежал неподвижно. Отец Серафим, не спеша, подошёл к расслабленному, молча постоял над ним, потом вошёл в алтарь, взял напрестольный крест, елей. Затем возле больного сотворил молитву, помазал его елеем и осенил крестом. И тут мужчина, как после сна поднялся, ему быстро подали стул. Расслабленный вышел из храма на своих ногах, родственники его только поддерживали. Они сняли квартиру и ежедневно приходили на богослужение. Вскоре больной уже сам добирался до храма без посторонней помощи.
Из воспоминаний протоирея Анатолия Шашкова:
– Моя супруга Анна занемогла так, что врачи, разводя руками, говорили только одно: “Она безнадежна, медицина помочь тут не в силах, жить ей осталось не более двух месяцев”.
Тогда мы решили поехать к отцу Серафиму. Принял нас батюшка, обласкал, выслушал и говорит: “Вы, матушка, подальше держитесь от лекарств, много вы их употребляете, будем надеяться на милость Божию и на Его целительные силы. Почаще причащайтесь Святых Христовых Даров, и Господь облегчит вашу болезнь”.
Исполнив совет старца, матушка моя оправилась от недуга, жива и здорова вот уже семнадцать лет, родила мне девятого сына.
При первой встрече с отцом Серафимом более всего запомнились его всепроницающий любящий взгляд. Эти глаза с необычайной нежностью смотрели в самую глубь души. Ты как бы рождаешься заново, на сердце одна любовь, и радость, и лёгкость необычайная, словно крылья вырастают. Старец до конца дней не оставлял крест, который возложил на него Господь: принимал людей, служил в храме или келейно, вычитывал положенные по Уставу службы, иноческое правило, читал Священное Писание.
В 1970 году старец был удостоен сана архимандрита.
Из воспоминаний иеромонаха Сергия:
– До сих пор Господь промыслительно даёт мне возможность встречаться со многими духовными чадами батюшки. Он молится и объединяет нас. От общения с теми, кто близко его знал, духовный облик старца раскрывается глубже и многограннее. Я проникаюсь его величием, которое при жизни не очень-то ощущал, ибо всё было сокрыто от наших взоров покровом его глубочайшего смирения. Многие чудеса, которые Господь совершал по его молитвам, мы, наверное, и не узнаем. Отец Серафим постоянно молился, даже когда был болен и лежал в забытье. Он читал по памяти целые главы из Евангелия. Я благодарен Богу за встречу с этим великим старцем. Присутствие батюшки, его заботу я ощущаю во всём и верю, что как при жизни, так и по успении он не оставляет своих духовных чад. Мне рассказывали о явных чудесах. О том, что уже после кончины отец Серафим не однажды чудным образом спасал своих чад от гибели. Многим он являлся в видениях и во сне, наставлял и благословлял.
Господи, молитвами отца Серафима помилуй нас, грешных.
Пророчество старца Серафима Д. А. Тяпочкин
Пророчество старца Серафима (Д.А. Тяпочкин, 1894-1982).
[статья из серии по истории пророчеств].
К сожалению, все статьи Сергея Фокина – это творчески переработанные чужие прорицания, для обоснования своих «фантазий», но желания Фокина никакого отношения к Отечественной истории пророчеств не имеют, а он выступает в качестве эстетствующего интеллектуала, который опровергает возможность существования Промысла Божия и существования последовательности пророчеств.
У Сергея Фокина – нет указания на первоисточник, откуда он взял свой текст прорицания, поэтому сделаем это за него. Впервые пророчество старца Серафима (Тяпочкин) было опубликовано в статье «Воспоминания о будущем» («Русь Державная», № 6 (38), стр. 3, 1997), автор Алексей Николаев.
[Историческая справка:
«Русь Державная» – российская ежемесячная газета православно-патриотического направления (выходит с подзаголовком «Православная народная газета»). Основана в 1993-ей году.
В качестве эпиграфа на первой полосе издания стоят слова Серафима Саровского: «…Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».
Основана журналистом газеты «Правда» Андреем Печерским. В начале 2000-х годов редакция газеты поддержала кампанию, направленную против ИНН, но в отличие от многих стойких противников ИНН редакция газеты была вполне удовлетворена заменой словосочетания «Заявления о присвоении ИНН» на «Анкету о присвоении ИНН». По этому поводу в № 11 2000 года была опубликована редакционная статья: «ИНН не прошёл!».
В 2007-ом в связи с годовщиной отречения Николая II от престола редакция газеты организовала принесение из Москвы иконы Божией Матери «Державной» на станцию Дно и во Псков для совершения молебнов.
В 2010-ом решением коллегии Синодального информационного отдела газете «Русь Державная» в числе первых восьми православных периодических изданий был присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви».
Алексей Николаев – в 2007 году, на тридцатилетие произнесения пророчества, был сделан запрос в журнал «Русь Державная» с целью связаться с автором статьи. На адрес, предоставленный редакцией, было отправлено два заказных письма, однако, ответа не было. Возможно, автор статьи переменил своё место жительства, так что проследить его дальнейшую судьбу и узнать дополнительные подробности о пророчестве старца Серафима (Тяпочкин) не представляется возможным.
Кстати, после запроса в редакцию газеты «Русь Державная», из архива газеты в интернете исчезли все номера с 1993-го по 2001-ый годы, хотя, может быть, это просто совпадение. ].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, сверим два текста: первоначальный (Алексея Николаева) и наиболее ныне цитируемый (Сергея Фокина).
У Фокина:
«Старец говорил то, что открылось ему о будущем России, он не называл дат, лишь подчёркивал, что время свершения сказанного – в руках Божиих, и многое зависит от того, как будет складываться духовная жизнь Русской Церкви, насколько крепка будет вера в Бога у русских людей, каков будет молитвенный подвиг верующих. Во время памятной беседы присутствовала молодая женщина».
У Николаева было написано:
«Во время памятной беседы присутствовала молодая женщина из сибирского города.
Ей старец сказал: «Ты примешь мученическую кончину от руки китайцев на стадионе твоего города, куда они сгонят жителей-христиан и несогласных с их правлением».
Это был ответ на её сомнение по поводу слов старца, что практически вся Сибирь будет захвачена китайцами.
Старец говорил: ему открылось Божественное слово о будущем России, он не называл дат, лишь подчеркивал, время свершения сказанного будет зависеть, как будет складываться духовная жизнь России».
Как видим, в предисловии Сергей Фокин слегка уточнил некоторые моменты, так сказать: расставил приоритеты на счёт «молитвенного подвига верующих».
Далее Фокин:
«Старец говорил, что развал России, несмотря на кажущуюся силу и жёсткость власти, произойдёт очень быстро. Сначала разделятся славянские народы, затем отпадут союзные республики: прибалтийские, среднеазиатские, кавказские и Молдавия. После этого центральная власть в России станет ещё более ослабевать, так что начнут отделяться автономные республики и области. Дальше пойдёт ещё больший развал: власть Центра перестанут на деле признавать отдельные регионы, которые попытаются жить самостоятельно и уже не будут обращать внимания на указы из Москвы».
Первоначальный текст Николаева:
«Развал России, несмотря на кажущуюся силу и жёсткость власти, произойдёт очень быстро. Сначала раздел. Прибалтийские, Среднеазиатские, Кавказские и Молдавия навсегда уйдут от России. После этого центральная власть в России станет ещё более ослабевать, так что начнут по тихому отделяться автономные республики. Дальше пойдёт ещё больший развал: власть Центра перестанут признавать отдельные регионы, которые попытаются, жить самостоятельно, уже не будут обращать внимания на указы из Москвы, и даже будут воевать с Москвой».
Здесь текст приведён относительно верно.
Далее Фокин:
«Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Произойдёт это не военным путем: китайцы вследствие ослабления власти и открытых границ станут массами переселяться в Сибирь, скупать недвижимость, предприятия, квартиры. Путём подкупа, запугивания, договоров с властьимущими они постепенно подчинят себе экономическую жизнь городов.
Всё произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся. в Китайском государстве. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления.
(Потому и предсказал старец мученическую смерть на стадионе сибирского города многих православных и патриотов Родины)».
Текст приведён верно, только у Николаева нет ссылки:
(Потому и предсказал старец мученическую смерть на стадионе сибирского города многих православных и патриотов Родины).
Далее Фокин:
«Запад будет способствовать этому ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Но потом они увидят опасность для себя, и когда китайцы попытаются уже военной силой захватить Урал и пойти дальше, будут всеми способами препятствовать этому и даже могут помочь России в отражении нашествия с Востока».
Первоначальный текст Николаева:
«Запад и свои «усмирители» будут способствовать этому ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Но потом они увидят опасность для себя, и когда китайцы попытаются уже военной силой захватить Урал, и пойти дальше, будут всеми способами препятствовать этому и даже помогут России в отражении нашествия с Востока».
То есть у Сергея Фокина стоит словосочетание: «и даже могут помочь», то есть могут помочь, а могут и не помочь, выходит всё будет зависеть от его первоначального посыла: «Как будет складываться духовная жизнь Русской Церкви, насколько крепка будет вера в Бога у русских людей, каков будет молитвенный подвиг верующих», тогда как у Николаева старец Серафим (Тяпочкин) чётко говорит: «помогут».
Действительно, в реальной ситуации западных политиков в этот период меньше всего, будет интересовать: «каков будет молитвенный подвиг верующих» на территориях бывшей Российской Федерации, они будут решать свои проблемы: не допустить расширения военной и территориальной мощи Китая.
Скорая возможность в Будущем территориальных споров на финско-китайской границе или на любом другом участке Евросоюза европейских политиков устраивать не будет. Если они и выступят в нашу защиту, то «молитвенный подвиг верующих» здесь будет не при чём, здесь своё слово скажет трезвый расчёт.
Далее Фокин:
«Россия должна выстоять в этой битве, после страданий и полного обнищания она найдёт в себе силы воспрянуть. И грядущее возрождение начнётся в землях, завоёванных врагами, в среде русских, оставшихся в бывших республиках Союза. Там русские люди осознают, что они потеряли, осознают себя гражданами той Отчизны, которая ещё живёт, пожелают помочь ей восстать из пепла. Многие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России».
Данный отрывок текста соответствует тексту у Николаева.
Далее Фокин:
«Многие из тех, кто сможет убежать от гонений и преследований, возвратятся в исконные Российские земли, чтобы наполнить брошенные деревни, возделывать запущенные поля, использовать оставшиеся неразработанными недра. Господь пошлёт помощь, и, несмотря на то, что потеряет страна главные месторождения сырья, найдут на территории России и нефть, и газ, без которых невозможно современное хозяйство».
Первоначальный текст Николаева:
«Многие из тех, кто сможет убежать от гонений и преследований, возвратятся в исконные Российские земли, чтобы наполнить брошенные деревни».
Творчески перерабатывая текст Николаева, Фокин всё время возвращается к теме: «Как будет складываться духовная жизнь Русской Церкви, насколько крепка будет вера в Бога у русских людей, каков будет молитвенный подвиг верующих».
Что значит: «найдут на территории России и нефть, и газ, без которых невозможно современное хозяйство»?
Все месторождения на территории России и так уже найдены, любой школьник знает, что на территории Сибири есть большие запасы нефти и газа.
Далее Фокин:
«Старец говорил: Господь допустит потерю огромных земель, дарованных России, потому что мы сами не смогли их достойно использовать, а лишь загадили, испортили. Но Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа, и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского Княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но всё же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой».
Первоначальный текст Николаева:
«Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа, и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского Княжества XVI-го века с выходами к Чёрному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но всё же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой. Господь допустит потерю огромных земель, дарованных России, потому что сами не смогли мы их достойно использовать, а лишь загадили, испортили».
Далее Фокин:
«На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией?».
Старец ответил: «Всё в руках Божиих. Те, кто в этих народах против союза с Россией – даже если они считают себя верующими – становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и ещё скажут своё веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские – они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трёх братских народов».
Первоначальный текст Николаева:
«На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией?».
Старец ответил: «Всё в руках Божиих. У славянских народов единая судьба, и скажут своё веское слово преподобные отцы Киево-Печерские. Верю в их праведность, они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз».
Надеюсь, читатель заметил разницу в текстах?
Здесь старец Серафим (Тяпочкин) говорит, что он верит, надеется: в праведность преподобных отцов Киево-Печерских. Здесь-то он как раз не утверждает категорически, что это будет, а только надеется.
Как себя сегодня ведут преподобные отцы Киево-Печерские?
Нам всем хочется надеяться, как говорится: Надежда умирает последней.
Нам всем хочется, чтобы избранные нами президент и депутаты боролись с коррупцией, чтобы назначенные ими чиновники не воровали, чтобы цены на продукты питания и расценки на услуги ЖКХ снижались.
Пока же преподобные отцы Киево-Печерские молчат, может быть, они и молятся у себя по кельям или совместно в монастыре, кто – знает, но пока они молчат, забыв, что молитва без дел – мертва.
Далее Фокин:
«Ещё один вопрос задали – о возможности восстановления монархии в России. Старец ответил, что это восстановление надобно заслужить. Оно существует как возможность, а не как предопределенность. Если будем достойны, выберет русский народ Царя, но это станет возможным перед самым воцарением антихриста или даже после него – на очень короткое время».
Первоначальный текст Николаева:
«На вопрос: «О возможности восстановления монархии в России?».
Старец ответил: «Это восстановление надобно ещё заслужить. Такая возможность пока существует, но не как предопределённость. Если будем достойны, выберет русский народ Царя, но это станет возможным только перед самым воцарением Антихриста и на очень короткое время».
Опять спрошу: Надеюсь, читатель заметил разницу в текстах?
Ведь практически старец Серафим (Тяпочкин) ясно и чётко говорит: Ребята прекратите мечтать, у Вас дом горит, а Вы вместо того, чтобы тушить пожар, рассуждаете: Как лучше покрасить крышу голубой краской или цвета позолоты?
Итак, что имеем после сличения двух текстов?
Во-первых, разговор со старцем Серафимом (Тяпочкин) был впервые опубликован только в 1997 году, то есть через пятнадцать лет после смерти старца, когда часть пророчества стало уже свершившимся фактом:
«Развал России, несмотря на кажущуюся силу и жёсткость власти, произойдёт очень быстро. Сначала раздел. Прибалтийские, Среднеазиатские, Кавказские и Молдавия навсегда уйдут от России. После этого центральная власть в России станет ещё более ослабевать, так что начнут по-тихому отделяться автономные республики».
Вспомните события «лихих девяностых», в этот период уже во всю «зажигал» Павел Глоба и некоторые другие товарищи, так как у населения появился «спрос» на пророчества и как это всегда бывает, в первую очередь всплыла «пена».
Во-вторых, источник пророчества только один человек – Алексей Николаев, о котором мало, что известно.
В-третьих, данное пророчество по своему сюжету не одиноко, именно данное обстоятельство и привлекает к нему такое пристальное внимание, тем более что события на Украине, способствуют к разному роду размышлению.
* * *
ДТН.
Старец Серафим Тяпочкин
Серафим Тяпочкин — старец и великий молитвенник земли русской. Он духовно воспитывал и поддерживал архиереев, священников, мирских людей из самых разных слоев общества. Отец Серафим подвергся гонениям со стороны советской власти, прошел лагеря, многие тяжелые испытания. Но при этом не переставал утешать, исцелять, наставлять к покаянию и спасению.
Житие
Дмитрий Тяпочкин родился в 1894 году в Варшавской губернии. Семья его была знатной, дворянской. Хотя родители Дмитрия были благочестивыми людьми, но в родстве у него никого не было из духовного звания. Однако мальчик с самого раннего детства тяготел к духовной жизни.
Однажды отец привел его на богослужение, в котором участвовали ученики духовного училища. Это событие произвело на его детскую душу глубокое, неизгладимое впечатление. Он помнил, как на том богослужении поразила его икона, которой прежде он никогда не видел.
Возле нее впечатленный отрок простоял все богослужение. Он стоял и думал, что хочет быть таким как этот святой. Это была икона преподобного Серафима Саровского.
Духовное образование
Дмитрий уговорил отца определить его в духовное училище. Желание его было исполнено. В 1909 году Дмитрий Тяпочкин стал учащимся духовного училища города Новый двор Варшавской губернии. В духовной семинарии он окончательно укрепился в стремлении пастырства. Его духовная настроенность не укрылась от взора окружающих его наставников.
Интересно! Целеустремленного семинариста принял под духовный отеческий кров незабвенный отец ректор семинарии архимандрит Серафим. По его благословению, по окончании семинарии, юноша был направлен в московскую духовную академию.
Но не долго судил Господь пребывать ему в стенах сего богоугодного заведения и Троице-Сергиевой лавры. В том же году, что Дмитрий поступил (1917 г.), академия была закрыта новой, безбожной властью.
Одним из преподавателей в духовном заведении был знаменитый богослов и ученый, историк и писатель, Павел Флоренский. Но его рациональный подход к пониманию истории и духа человеческого не нашли отклика в душе Дмитрия. Ибо юноша был склонен к сердечным, к тому, что проповедовал на земле Русской тот святитель древней Руси, чье имя носит лавра.
Начало пастырского служения, арест, ссылка
Вскоре после выхода из академии, Дмитрий познакомился со своей будущей супругой, и они обвенчались. В том же году, 18 декабря 1920 г., Дмитрий Тяпочкин принял сан священства в Днепропетровске, в Свято-Тихоновском женском монастыре.
До войны служил в Днепропетровской области. В 1933 году овдовел, оставшись с тремя дочерьми. В постигшем вдовстве уразумел промысл Божий. Иночество стало заветной мечтой, как в годы юности — пастырство. В 1941 году был арестован и сослан в лагеря на долгие годы.
Начало его пастырского служения совпадает с самыми трудными годами борьбы безбожной власти с церковью. Хитон церкви был раздираем обновленчеством, самосвятством, расколами различных толков. И отец Дмитрий вместе со многими другими священниками, верными своему долгу, отстаивали чистоту православного учения.
В те годы, когда закрывали храмы, отец Димитрий продолжал служить. То в одном месте, то в другом. Когда донесли властям, пришлось ему скрываться. На первый раз удалось спрятаться от ареста, в поле. Переехал в другое село и продолжал совершать службы тайно. Но слежка продолжалась. Нашли, арестовали, получил десять лет ссылки в далеких лагерях Казахстана, в Степлаге.
Когда срок подошел к концу, следователь поинтересовался у отца Димитрия, что собирается на воле делать. На что тот ответил, что как служил, так и будет служить. Дали еще пять лет ссылки в Красноярском крае. В последние годы своей жизни батюшка своим духовным чадам чуть приоткрыл крупицы из пережитого в те годы. Если бы не две посылки от знакомых из Днепропетровска на место ссылки, он бы умер с голоду.
Или же еще случай. Находясь в отдаленном месте лесоповала, остался один. Непогода усиливалась, тропинки замело. Темнота, холод окончательно перекрывали дорогу к лагерю. Продрогший, совсем обессилевший, превозмогая боль, отец Димитрий с глубокой верой горячо помолился Господу, Владычице, своим небесным заступникам. И сам не зная как через некоторое время оказался на территории лагеря.
Возвращение к пастырскому служению
Вернувшись, отец Димитрий служил на нескольких разных приходах в Днепропетровской, Запорожской областях. Затем был назначен настоятелем кафедрального собора в Днепропетровске. Проповеди и сама личность батюшки привлекала к себе много людей, которые стекались к нему на службы со всего города, области. Это вызвало беспокойство у властей и отцу Димитрию предписали покинуть город, лишив его регистрации.
Батюшка отправился в Москву и нашел там для себя помощь и поддержку в лице епископа Курского и Белгородского Леонида. В 1960-61 гг. он пригласил батюшку служить в свою епархию. Посвятил его в монахи, а затем возвел в сан игумена. Отец Димитрий при постриге попросил дать ему имя Серафима Саровского, которого с детства почитал покровителем своим.
Церковь в селе Ракитное, куда батюшку в должности настоятеля отправили на служение, имела заброшенный вид. Проломленный купол, размытые стенные росписи, разбитые стекла. Две-три старушки, которые приходили на службу. Казалось, в таком положении надо было собирать средства, людей, материалы. Начинать восстанавливать храм.
Но отец Серафим молился, каждый день совершал службы. И вот в таких условиях, когда ничего не было, все постепенно стало устраиваться. Откуда-то взялись деньги, стали приходить люди, помогать, строить. И в храм стали приходить уже не несколько человек, а стали стекаться люди из окрестностей, из других городов, со всей России.
Важно! Молитвенная сила отца Серафима была просто неимоверная. По его молитвам исчезали невзгоды, печали, болезни. Он как бы забирал их, а взамен всем приходящим к нему людям давал радость и надежду.
Проповеди батюшки все очень любили слушать. Он говорил тихо, спокойно и доходчиво. При этом стояла глубокая тишина. Люди старались подойти поближе к батюшке. И тогда они видели, как из его глаз катились слезы. Он читал проповедь и плакал, и все плакали.
Последние годы жизни
21 год прослужил отец Серафим в Ракитном. Буквально с первых дней его служения в Ракитное потянулись почитатели и духовные дети. Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех. Вокруг батюшки всегда был такой покой, радость, что не хотелось от него уезжать. Были и исцеления по его молитвам.
На восемьдесят седьмом году силы и здоровье батюшки были окончательно подорваны. Незадолго перед этим он перенес воспаление легких. Земная жизнь подходила к концу. Старец непрерывно молился, дух его был умиротворен и спокоен. Благодаря невероятной памяти, он мог мысленно проходить весь круг богослужений. Заповедал батюшка похоронить его у стен храма, настоятелем которого являлся два десятка лет.
В последние дни Великого поста 1982 года батюшку настигла тяжелая болезнь и на следующий день после Пасхи он мирно отошел ко Господу. До последних дней старец ежедневно причащался, владыка Хризостом с другими священнослужителями его соборовали.
Все рейсовые маршруты автобусов в с. Ракитное были отменены властями, но людей на похороны собралось все равно очень много. На их лицах была видна неподдельная любовь и печаль о дорогом их сердцу батюшке.
Писательская деятельность
Хотя старец и не оставил после себя книг, поучений. Но его жизнь, невероятные факты, присутствующие в ней, легли в основу многих произведений православной литературы. Старец был участником и одним из главных действующих лиц удивительного, непостижимого для человеческого события, потрясшего тогда всех советских людей.
Зоино стояние
Это случилось зимой 1955-56 гг., в декабре. В то время русская православная церковь стала объявляться врагом номер один. Хрущев обещал показать по телевизору последнего попа, а к 2000 году — каждому бессмертие, полученное благодаря достижениям науки. Верующих объявляли сумасшедшими, сажали, ссылали. Наверное, поэтому именно в те годы Господь и явил это чудо.
В одном из домов города Куйбышева началась молодежная вечеринка. Все были с парами, кроме одной девушки по имени Зоя. Тогда она стала танцевать с иконой Николая Чудотворца и окаменела. Это был не просто паралич, девушка вросла в пол. То есть живое человеческое существо как бы соединилось в неодушевленной материей, омертвело.
Вызвали «скорую помощь», врачи пытались изменить состояние Зои, но все было бесполезно. Хотели сделать укол, но игла гнулась, не входила в тело. Сама девушка была жива, у нее хорошо прослушивалось сердцебиение. Вокруг дома собирались толпы людей, желающих увидеть произошедшее чудо. Милиция пыталась разогнать любопытных, поливая их водой со шланга.
Тогда были приглашена группа священников. Но и они не смогли взять из рук окаменелой девушки икону. На праздник Рождества пришел к Зое сам отец Димитрий. Он помолился и смог взять у девушки из рук икону. Но опасаясь преследований от властей, факт пребывания отца Димитрия в том доме и его участие долго скрывались. Сама икона была передана батюшкой в храм, где и хранилась в алтаре.
Девушка так и осталась стоять. По преданию, сам Николай Чудотворец приходил к ней, чтобы избавить от окаменелого состояния. По молитвам святого, Господь принял покаяние девушки и избавил ее от окаменелости.
Наиболее известные книги о старце Серафиме Тяпочкине
О том чуде, которое произошло с окаменевшей девушкой и роли старца Серафима в этой нашумевшей истории, хорошо написал в своей книге «Стояние» протоиерей Н. Агафонов.
Еще одна книга вышла под авторством Н. Германского. Отец Николай служит настоятелем в Ракитском храме и долгое время собирал свидетельства очевидцев, современников старца, а также случаи исцеления и чудесной помощи по молитвам к батюшке. Все это он собрал воедино в своей книге.
Интересно! Биографическое повествование о старце «Неугасимый свет любви» написал иеродиакон Софроний (Макрицкий). В нем подробно изложен жизненный путь старца, приведены воспоминания о нем духовенства, мирян, знавших батюшку лично.
Почитание
Во дворе храма в с. Ракитное стоит памятник старцу. У северной стены алтаря, на его могилке всегда есть цветы. Бережно сохраняется келья батюшки. Здесь все, как было при нем: его мантия, митра, посох, иконы, у которых молился старец. Верующие нескончаемым потоком идут к его могилке.
В с. Ракитном уже много лет проводятся духовные вечера, посвященные памяти архимандрита Серафима Тяпочкина. На них собираются священнослужители, ученые, общественные деятели из разных уголков России и Украины, Белоруссии.
В день, когда отмечали 120-ую годовщину со дня рождения архимандрита Серафима, божественную литургию в Свято-Никольском храме возглавили митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и епископ Губкинский и Гайворонский Софроний. И как часто здесь бывает, храм не смог вместить всех прибывших.
На заметку! Праздничные богослужения каждый год проходят в поселке Ракитное в день обретения мощей Серафима Саровского. После праздничной литургии и на могилке батюшки Серафима Тяпочкина совершается заупокойная лития. Для храма этот день давно стал вторым престольным праздником.
Здесь в этот день, 1 августа, собираются постоянные прихожане и многочисленные паломники, чтобы помолиться одному из самых почитаемых русских святых Серафиму Саровскому и отдать дань памяти известному старцу архимандриту Серафиму Тяпочкину, взявшего при пострижении имя великого святого.
Старец Серафим Тяпочкин являлся настоящим христианином, в котором воплотился образ Божий. Он стал образцом для подражания и, прежде всего, ярким примером любви. Всех приходящих к нему встречал с необыкновенной теплотой и радушием.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А его духовная мудрость, огромный жизненный опыт, помогли найти путь ко спасению многих десяткам и сотням людей. И сегодня старец с нами, как и раньше. Он молится за нас грешных, за благополучие белгородской и всей русской земли, за православную веру на ней.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.