Содержание
Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом
Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.
Биография и творчество
Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия бомжей.
В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.
В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.
Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!».
А вот моя любимая картина Шардена-«Молитва перед обедом»
Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»
«Молитва перед обедом» — одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
И еще один сюрприз для вас, мои дорогие читатели. Сегодня я познакомлю еще с одной любимой группой «Время и Стекло»-«КАроче
Для просмотра видео требуется Flash
Для просмотра этого видео, JavaScript должен быть включен, и вам потребуется последняя версия программы Adobe Flash Player.
картина Молитва перед обедом
ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON) Париж, 1699 — Париж, 1779
Учился у Пьера-Жака Каза, писавшего исторические полотна; работал у Ноэля-Никола Куапеля. В зрелые годы Шарден продолжал работать в Париже. Писал натюрморты, жанровые картины и портреты.
На картине изображена мать семейства, наблюдающая за старшей дочерью, которая читает предобеденную молитву. Младшая девочка, сидя за столом, старается сохранить серьезность. Слева в ожидании стоит слуга с блюдом в руках.
Шарден трижды выставлял в Салоне картины, написанные на этот сюжет: в 1740, в 1746 и в 1761. В настоящее время известно несколько вариантов этой композиции.
Картина, которую Шарден экспонировал в 1740, находится в Лувре, в Париже. Ее и парную к ней работу «Трудолюбивая мать» художник подарил в 1740 Людовику XV. Луврская картина имеет вертикальный формат (в отличие от роттердамской, в ней отсутствует левая часть композиции с фигурой слуги). В Лувре также хранится еще один вариант «Молитвы перед обедом».
Композиция, выставленная в Салоне в 1746, по сведениям Каталога, имела в сравнении с предыдущей дополнение, поскольку она должна была служить парой к произведению Те-нирса. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. Считалось, что в 1746 экспонировалась роттердамская картина, так как она представляет расширенный вариант луврского полотна. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 — та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Этот вариант датирован 1744. По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане.
Наконец, работа, экспонированная в 1761, известна по наброску, который сделал в своем экземпляре Каталога Габриэль де Сент-Обен. Роттердамская картина — единственный известный в настоящее время вариант, имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги, и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Однако такое отождествление также подвергается сомнению, поскольку между данной работой и наброском в Каталоге все же есть небольшие различия. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.
«Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Стихи, которыми Франсуа-Бернар Леписье снабдил свои гравюры с этой и парной к ней картин, свидетельствуют о том, что современники видели в этих произведениях Шардена, навеянных голландскими образцами XVII века, наставление в добрых нравах.
Происхождение: аукцион в Париже, 9-10 апреля 1832, № 9; Камиль Марсиль, между 1860 и 1886/1887; сэр Роберт Эбди, Париж; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958. Выставки: ((Exposition de tableaux au profit des Arts Decoratifs», Париж, 1878, № 9; ((Tableau de dessins de l’Ecole francaise», Париж, Галерея Мартине, 1880, № 100; ((Tableaux de Maitres anciens au profit des inondes du Midi», Париж, 1952, № 143; Роттердам, 1955, № 162, репр. 175.
Литература: Наппеша, 1949, nr. 108, afb. 158; Cat. 1962, p. 37-38; Wildenstein G. Chardin. Zurich, 1963 (Oxford, 1969), nr. 216, fig. 102; Cat. 1972, p. 207, afb. p. 146; Rosenberg P. Chardin, 1699-1779. Paris, 1979, p. 270, fig.
От: Бирюкова Ирина,  6371 просмотров
Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден
Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена.
Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник. — «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством». Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой.
Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик. То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты.
Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки. Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.
Похожие описания картин:
Мальчик с юлой — Жан Батист Симеон Шарден Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные.
Разносчица — Жан-Батист Симеон Шарден Шарден прожил всю свою жизнь в Париже. Он учился в Парижской Академии св. Луки, а.
Карточный домик — Жан Батист Симеон Шарден Эту картину Шарден показал в Салоне 1741 года под названием «Сын мсье Ле Нуара, забавляющийся.
Женщина, наливающая воду из бака — Жан Батист Симеон Шарден Прислуга играла огромную роль в повседневной жизни средней французской семьи. В 1730-х годах Шарден написал.
Прачка — Жан Батист Симеон Шарден «Прачка» — одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. Заказчиком ее был Антуан де Ла.
Скат — Жан Батист Симеон Шарден Для вступления в Королевскую академию живописи и ваяния каждый художник должен был представить жюри академиков.
Стакан с водой и кувшин — Жан-Батист-Симеон Шарден В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных.
Портрет художника Жозефа Аведа — Жан Батист Симеон Шарден Шарден довольно редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь —.
В подвале — Жан Батист Симеон Шарден Даже вернейшим почитателям Шардена порой случалось удивляться тому, что художник растрачивает свой недюжинный талант на.
Обезьяна-художник — Жан Батист Симеон Шарден Мода на картины, и предметы декоративно-прикладного искусства с изображениями обезьян появилась во Франции в конце.
Корзина с земляникой — Жан Батист Симеон Шарден Многие натюрморты Шардена составлены из предметов домашней утвари. В начале творческого пути художник отдавал предпочтение.
Утренний туалет — Жан Батист Симеон Шарден Молодая мать одевает девочку для прогулки. Девочка горделиво и чуть смущенно скосила глаза, чтобы увидеть.
Натюрморт с зайцем — Жан Батист Симеон Шарден Шарль Никола Кошен, первый биограф Шардена, утверждает, что художник понял свое призвание в тот день.
Кухарка, чистящая брюкву — Жан Батист Шарден В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед.
Автопортрет — Жан Батист Шарден Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой.
Серебряный кубок — Жан Батист Шарден В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево — красные.
Мыльные пузыри — Жан Батист Шарден Сам художник называет картину так: «Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри». Картина проникнута духом.
Христос перед Пилатом — Ганс Гольбейн «Страсти Господни в серых тонах» считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил.
Домаха — Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь.
Молитва Пересвета — Павел Рыженко Автор о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не.
Молитва Святого Бонавентуры — Франсиско-де Сурбаран Картина «Молитва Святого Бонавентуры» посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу.
Атрибуты искусств — Ден Жан Батист Шар Гипсовая голова Меркурия, инструменты для рисования и черчения, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги —.
Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже — Орас Верне Картина была исполнена в июле 1838 г. по просьбе императора Николая I, который предложил сюжет.
Молитва святого Иеронима — Иероним Босх Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник.
Анжелюс (Вечерняя молитва) — Жан-Франсуа Милле Художнику нравилось рисовать зарождающийся вечер. Это стремление хорошо видно в картине «Анжелюс»: последние лучи заходящего.
Перед дождем — Федор Васильев Федор Васильев написал свою знаменитую картину в 1871 году, которая находится сейчас в Третьяковской галерее.
Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян) — Иван Айвазовский Иван Айвазовский родился в армянской семье в Феодосии. Поэтому судьба армянского народа и его история.
Перед грозой — Иван Шишкин Шишкин признан одним из известных русских художников 19 века, который получил мировую славу благодаря пейзажам.
Перед театром — Берта Моризо Тема, к которой часто обращалась Моризо, и представляла для нее особый интерес, была связана с.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кимон и Перо — Жан-Батист Грез Кимон — известный полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн. Участвовал во многих военных.
Пифферари перед образом мадонны — Карл Брюллов Пифферари, странствующие итальянские музыканты, играющие на пифферо, остановились у входа в часовню. Старик и мальчик.
Мадонна перед чашей с причастием — Жан Огюст Доминик Энгр Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г.
Перед грозой — Федор Васильев Замечательный русский художник — пейзажист Ф. А. Васильев, прожив недолгую жизнь, оставил после себя богатейшее.
Христос перед Пилатом — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Христос перед Пилатом». Размер картины 515 x 380 см, холст, масло. В.
Перед спуском в шахту — Александр Дейнека «В забое» и «Перед спуском в шахту» — огромных холстах по тому времени, решенных почти.
Молитва святого Доминика — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Молитва святого Доминика», как и многие другие, посвящена религиозной тематике.
Портрет Софи Арну — Жан-Батист Грез Мадлен Софи Арну — французская актриса и певица, лучшее сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте.
Молитва — Павел Рыженко Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути.
Молитва св. Вольфганга — Михаэль Пахер Михаэль Пахер — один из выдающихся мастеров Центральной Европы XV в. Он родился в Брунеке.
Автопортрет перед мольбертом — Винсент Ван Гог Среди творческих работ Винсента Ван Гога существует ряд автопортретов, каждый из которых отличается своеобразием и.
Жан Батист Симеон Шарден
Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж
Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник. — «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством».
Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой. Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик (об этом говорит барабан, висящий на стуле). То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии.
Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки.
Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.
Молитва перед обедом
Видео (кликните для воспроизведения). |
Автор: | Шарден Жан-Батист |
---|---|
Арт-стиль | Русская живопись XIX века |
Тематика: | Быт и жизнь людей |
Выберите размер: | |
Тип исполнения: | |
Подрамник: | |
Текстурный гель: | да нет |