Содержание
- 1 Молитва об освобождении от непрощения и осуждения
- 2 Молитва об освобождении от непрощения и осуждения
- 3 Молитвы при клевете и несправедливых притеснениях
- 4 Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
- 5 Молитва об освобождении от непрощения и осуждения.
- 6 Молитва против осуждения
- 7 Молитвы о вразумлении
- 8 Молитва за семью
- 9 Как осудить осуждение
Молитва об освобождении от непрощения и осуждения
Помолитесь в спокойной обстановке и вспомните, тех людей, которые вас ранили словами. Также вспомните тех людей, кого, возможно, вы ранили своими словами, кто пострадал от вас. Это могут быть ваши лидеры в церкви, друзья, члены семьи, родственники, начальство на работе, соседи. Если при воспоминании тех случаев у вас возникают неприятные чувства, всплывают негативные образы, осуждение, чувство вины, чувство отверженности, чувство боли, значит, вам нужно молиться об исцелении сердца.
Признаком исцеления является, только воспоминания этих событий, без каких либо отрицательных чувств, эмоций или переживаний. То есть вы помните эти события, но уже никак на них не реагируете.
Отец Небесный я прихожу к Тебе сейчас во Имя Иисуса Христа, прошу Тебя, — исцели мое сердце от всех ран и боли, освободи меня от всякого непрощения, зависти и осуждения. Я прощаю всем своим сердцем _______(имя) за ________ . Я прощаю всех этих людей за то, что они сделали мне, я отпускаю их на свободу, и ничего не имею против них. Я также прощаю себя, за то, что не правильно поступал и реагировал. Прошу Тебя, Отец Небесный, прости и Ты мне все эти грехи. Я принимаю Твое прощение, через Имя и кровь Иисуса Христа, я раскаиваюсь во всем, и взываю сейчас о Твоей милости. Боже, очисти меня сейчас, освободи и исцели меня, избавь меня от всякого зла и удали от меня все то, что мучило меня. Я подчиняюсь сейчас Твоей истине и Твоей воле, и благодарю тебя за мое прощение, свободу и исцеление. Отец мой Небесный, все это я просил Тебя, во имя Иисуса Христа. Аминь.
Молитва об освобождении от непрощения и осуждения
Помолитесь в спокойной обстановке и вспомните, тех людей, которые вас ранили словами. Также вспомните тех людей, кого, возможно, вы ранили своими словами, кто пострадал от вас. Это могут быть ваши лидеры в церкви, друзья, члены семьи, родственники, начальство на работе, соседи. Если при воспоминании тех случаев у вас возникают неприятные чувства, всплывают негативные образы, осуждение, чувство вины, чувство отверженности, чувство боли, значит, вам нужно молиться об исцелении сердца.
Признаком исцеления является, только воспоминания этих событий, без каких либо отрицательных чувств, эмоций или переживаний. То есть вы помните эти события, но уже никак на них не реагируете.
Отец Небесный я прихожу к Тебе сейчас во Имя Иисуса Христа, прошу Тебя, — исцели мое сердце от всех ран и боли, освободи меня от всякого непрощения, зависти и осуждения. Я прощаю всем своим сердцем _______(имя) за ________ . Я прощаю всех этих людей за то, что они сделали мне, я отпускаю их на свободу, и ничего не имею против них. Я также прощаю себя, за то, что не правильно поступал и реагировал. Прошу Тебя, Отец Небесный, прости и Ты мне все эти грехи. Я принимаю Твое прощение, через Имя и кровь Иисуса Христа, я раскаиваюсь во всем, и взываю сейчас о Твоей милости. Боже, очисти меня сейчас, освободи и исцели меня, избавь меня от всякого зла и удали от меня все то, что мучило меня. Я подчиняюсь сейчас Твоей истине и Твоей воле, и благодарю тебя за мое прощение, свободу и исцеление. Отец мой Небесный, все это я просил Тебя, во имя Иисуса Христа. Аминь.
Молитвы при клевете и несправедливых притеснениях
Молитва ко Господу
Ты, Го́споди, прине́с Себя́ в кре́стную же́ртву для моего́ спасе́ния. Могу́ ли и я отве́ргнуться тя́гостей несправедли́вых сужде́ний о мне люде́й? Соде́лай, Го́споди Иису́се, что́бы, помышля́я о тех поруга́ниях и злосло́виях, каки́я Ты за меня́ претерпе́л, научи́лось се́рдце мое́ терпе́нию, и не то́лько без раздраже́ния, но да́же с благодаре́нием, охо́тно переноси́ло оби́ды и осужде́ния други́х. Об одно́м умоля́ю Тебя́, Го́споди, не оста́вь враго́в мои́х навсегда́ в слепоте́ их, но озари́ наконе́ц и их луче́м благода́ти Твое́й. Ами́нь.
Псалом 3
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ моей: несть спасе́ния ему в Бо́зе его. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, слава моя и вознося́й главу́ мою. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Господь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зубы гре́шников сокруши́л еси. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твоих благослове́ние Твое.
Перевод: Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. *
Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
Популярные публикации
Последние комментарии
Молитва об освобождении от непрощения и осуждения.
Помолитесь в спокойной обстановке и вспомните, тех людей, которые вас ранили словами. Также вспомните тех людей, кого, возможно, вы ранили своими словами, кто пострадал от вас. Это могут быть ваши друзья, члены семьи, родственники, начальство на работе, соседи. Если при воспоминании тех случаев у вас возникают неприятные чувства, всплывают негативные образы, осуждение, чувство вины, чувство отверженности, чувство боли, значит, вам нужно молиться об исцелении сердца.
Признаком исцеления является, только воспоминания этих событий, без каких либо отрицательных чувств, эмоций или переживаний. То есть вы помните эти события, но уже никак на них не реагируете.
Молитва:
,,Отец Небесный я прихожу к Тебе сейчас во Имя Иисуса Христа, прошу Тебя, — исцели мое сердце от всех ран и боли, освободи меня от всякого непрощения, зависти и осуждения. Я прощаю всем своим сердцем _______(имя) за ________ . Я прощаю всех этих людей за то, что они сделали мне, я отпускаю их на свободу, и ничего не имею против них. Я также прощаю себя, за то, что не правильно поступал и реагировал. Прошу Тебя, Отец Небесный, прости и Ты мне все эти грехи. Я принимаю Твое прощение, через Имя и кровь Иисуса Христа, я раскаиваюсь во всем, и взываю сейчас о Твоей милости. Боже, очисти меня сейчас, освободи и исцели меня, избавь меня от всякого зла и удали от меня все то, что мучило меня. Я подчиняюсь сейчас Твоей истине и Твоей воле, и благодарю тебя за мое прощение, свободу и исцеление. Отец мой Небесный, все это я просил Тебя, во имя Иисуса Христа. Аминь.»
Молитвы освобождения:
,,Господь Иисус, я признаю свою нужду в Тебе, и принимаю Тебя своим Спасителем. Я приглашаю Тебя стать Господином моей жизни – моего тела, разума, моих эмоций, моей воли, моего духа, моей работы, моего времени, моего дома, моей семьи, моего имущества и моих взаимоотношений. Благодарю Тебя за Твою Кровь, пролитую для моего освобождения. Аминь.»
,,Благодарю Тебя, Иисус, за то, что Ты умер за меня для моего прощения. Актом своей воли, я в ыбираю простить всех , причинивших мне боль (назвать имена вслух). Я отпускаю их в свободу моего прощения. Во Имя Иисуса. АМИНЬ.»
,,Я безусловно прощаю всех моих предков за все, что причиняло вред. И особенно я отрекаюсь от последствий их грехов во Имя Иисуса. Небесный Отец, как дитя Божие, я провозглашаю, что сила Крови Иисуса освободила меня от всех грехов моих предков. Я провозглашаю свободу, от всех последствий оккультных занятий, всех членов семьи по отцовской линии, и по линии матери (ворожба, гадание, врачевание с привлечением духов, гороскопы, заговоры, оккультная литература, предсказания, талисманы, сатанинская рок музыка, цветотерапия, экстрасенсорика, языческие праздники и обычаи, ясноведение и прочие (от всех проклятий и утверждений, принесших вред в мою жизнь, от наследственных болезней и от результатов их грехов, повлиявших на мою жизнь). Во Имя Иисуса Христа, ставшего проклятием за меня на Голгофе, который умер для того, чтобы я обрела свободу. Аминь.»
,,Отец, я исповедую, что из-за своей боли я позволил (назвать все, что имели в себе против других людей) гневу, обиде, проклятиям, плохим мыслям и прочие притаиться в моей жизни. Я п ризнаю свой грех , каюсь и отворачиваюсь от него, прости меня и очисти. Во Имя Иисуса Христа. Аминь.»
,,Благодарю Тебя, Отец, за Твое прощение. Я теперь прощаю себя за то, что Ты уже простил меня. Аминь.»
,,Прости меня, Господь, за то, что я обвинял Тебя в том, что другие сделали в моей жизни. Я знаю, что Ты ненавидишь то, что сатана сделал в моей жизни. Благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня и обещаешь освободить меня.»
,,Сатана, я отрекаюсь от всех твоих дел в моей жизни. Я, актом своей воли и силою, данной мне Иисусом Христом из Назарета, закрываю эти двери для тебя навсегда. Я повелеваю тебе во Имя Иисуса Христа больше не беспокоить меня, т.к. я исповедалась, покаялась и очистилась Кровью Иисуса Христа. Аминь.»
,,Господь Иисус, я отдаюсь полностью Тебе, мой дух, душу и тело. Наполни меня Святым Духом, чтобы я полностью принадлежать Тебе. Во Имя Иисуса. Аминь.»
Если ты понял, что живешь неправильно и осознаешь необходимость изменения своей жизни, если хочешь понять, кто такой Бог и каково Его желание для тебя, если согласен следовать тем путем, который Бог с любовью для тебя приготовил, обратитесь к Нему с молитвой покаяния.
Произноси ее, вникая в каждое слово, верь, что Бог слышит и принимает тебя. Говори примерно так:
«Отец Небесный! Я осознаю, что грешен. Пожалуйста, прости меня по Твоей великой милости! Я верю, что Иисус Христос умер вместо меня на кресте за мои грехи, но Он воскрес из мертвых и теперь жив. И будет царствовать вовеки. Иисус Христос, войди в мое сердце, будь моим Господом и Спасителем.
Научи меня, как правильно жить, исцели, освяти и благослови меня. Дай мне дар вечной жизни. Тебе пусть будет вся слава! Аминь! »
Если ты молился от всего сердца, — знай, что Бог принял тебя в число Своих детей. Теперь Он будет особенным образом о тебе заботиться. Но, как и всякому ребенку, тебе будет необходимо духовно расти. Для этого читай регулярно Библию и старайся исполнять то, что там написано. Также очень важно посещать церковь и общаться с другими верующими, которые пригласили Иисуса Христа в свою жизнь.
Да благословит тебя Господь!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Молитва против осуждения
Здравствуйте, дорогие друзья. Перед тем как опубликовать саму молитву, хотел также обратить Ваше внимание на некоторые советы для молитвы. Эти советы помогут Вам улучшить Вашу молитву, а значит, и получить ответ от Бога. С советами Вы можете ознакомится здесь: Молитва. Как правильно молиться?
Также Вашу веру могут сильно укрепить истории людей, которые получили ответ на свои молитвы. После прочтения хотя бы одной истории Ваша вера укрепится, и Ваша молитва будет совсем другой. Истории людей Вы найдете в этом разделе: Истории жизни людей.
Молитва против осуждения
О мой Бог и мой Господь, во имя Иисуса Христа, я обращаюсь к Тебе в молитве и прошу: избавь меня от осуждения. Очень часто я сталкиваюсь с такими ситуациями, когда я вижу, что кто-то поступает неправильно, и у меня сразу появляется желание осуждать того человека, я начинаю сразу расстраиваться и долго не могу успокоиться.
Но Ты говорил в Своем Слове:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мт. 7:1-3).
Господь, как я могу судить кого-то, если во мне много недостатков, помоги мне больше обращать внимание на свои недостатки и промахи. Помоги работать над собой и заботиться о том, чтобы эти недостатки убрать и больше к ним не возвращаться. Ведь нет на Земле ни одного человека, который был бы идеальный и никогда не ошибался. Все мы ошибаемся, но также у каждого из нас (даже у самых ужасных людей) есть по крайней мере одно хорошее качество, которым можно восхищаться. Помоги мне видеть только лучшие стороны человека, потому что именно так ты смотришь на меня. Несмотря на все мои недостатки, Ты веришь в меня и мотивируешь меня.
Часто человек любит что-то обсуждать, рассказывая о чем-либо, и не замечает, как постепенно впадает в осуждение. Господь, избавь меня от этого. Прости меня за то, что я иногда, разговаривая с кем-нибудь, допускал осуждение в чей-либо адрес или, поддерживая разговор с кем-нибудь, кивал в ответ человеку, который осуждал всех, и в результате я чувствовал, что, поддакивая человеку, незаметно становлюсь его соучастником, осуждая ближнего.
Господь, научи меня быть бескомпромиссным в таких ситуациях и никогда не вступать в согласие с теми людьми, которые любят всех осуждать, критиковать и злословить. Помоги мне быть разборчивым с друзьями и искать людей, духовно сильных, от которых я мог бы получить больше полезного.
Господь, я не хочу судить других, но, в первую очередь, хочу видеть свои недостатки:
«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:1-4)
Господь, дай мне страх Божий, чтобы я даже не смел думать о ком-нибудь плохо, а больше сокрушался о себе и своих плохих качествах, стараясь их исправить.
Господь, научи меня жить по законам Божьего Царства, где нет места осуждению и всему плохому. И прямо сейчас я связываю и разрушаю всех демонов и бесов, которые пытаются контролировать меня и толкать к осуждению. С сегодняшнего дня я принимаю решение больше никогда никого не осуждать и не думать ни о ком плохо, во имя Отца, Сына и Духа Святого, Аминь!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чувствуете нужду в поддержке? Хотите, чтобы за Вас молились? Ниже в комментариях напишите Ваше имя, и мы будем молиться за Вас. Пусть Бог благословит Вас обильно!
Если Вы желаете скачать эту молитву для себя, это можно сделать на странице: Скачать все молитвы.
Если Вам понравилась эта молитва — ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ С ДРУЗЬЯМИ.
Молитвы о вразумлении
Молитвы о вразумлении — какие они? Для чего они существуют и в чём помогают? В статье на портале «Православие и мир» Вы найдёте все необходимые молитвы.
Молитвы о вразумлении
Молитва святителя Иоанна Златоуста
Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам.
Иисусова молитва
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Молитва Преподобному Силуану Афонскому
Святителю Иоанну Златоусту
Молитва Святому Ангелу Хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.
Икона Божией Матери
«Взыскание погибших», или
«Избавление от бед страждущих»
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблудших в Церковь.
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.
Икона Божией Матери «Знамение» Корчемная
(27 ноября / 10 декабря)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, об исцелении болезней рук и ног, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь.
О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамение» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.
Молитва за семью
Здравствуйте, дорогие друзья. Молитва за семью — хороший инструмент для налаживания отношений в семье. Перед тем как опубликовать саму молитву, хотел также обратить Ваше внимание на некоторые советы для молитвы. Эти советы помогут Вам улучшить Вашу молитву, а значит, и получить ответ от Бога. С советами Вы можете ознакомится здесь: Молитва. Как правильно молиться?
Также Вашу веру могут сильно укрепить истории людей, которые получили ответ на свои молитвы. После прочтения хотя бы одной истории Ваша вера укрепится, и Ваша молитва будет совсем другой. Истории людей Вы найдете в этом разделе: Истории жизни людей.
Молитва за семью
Посети сейчас каждого члена моей семьи и разрушь все проклятия, колдовство, зависимости, избавь мою семью от насилия! Если кто-то из моей семьи страдает от депрессии, бессонницы, страха — разрушь все это зло! Если кто-то болеет и страдает от боли, разрушь это, и восстанови их здоровье. Господь, я прошу Тебя, чтобы Ты убрал, из моей семьи все конфликты и скандалы.
Пусть в моем доме будет понимание, любовь, уважение и Твой мир! Благослови нас, чтобы мы могли прославлять Тебя! Мой Бог, во Имя Иисуса Христа сопровождай каждого члена моей семьи и направь их к спасению! Дай им мудрости принимать правильные решения, чтобы они думали о спасении своей души и искали Тебя.
Спасибо Тебе за все, что Ты сделал и делаешь для нас! Во имя Иисуса Христа, я провозглашаю Твою защиту и спасение моей семьи, и отдаю свою жизнь и жизнь моей семьи в Твои Святые руки!
Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь!
Чувствуете нужду в поддержке? Хотите, чтобы за кого-то из ваших родных молились? Ниже в комментариях напишите только имя этого человека, и мы будем молится за него. Пусть Бог благословит Вас обильно!
Если Вы желаете скачать эту молитву для себя, это можно сделать на странице: Скачать все молитвы.
Если Вам понравилась эта молитва — ПОДЕЛИТЕСЬ ЕЮ С ДРУЗЬЯМИ.
Как осудить осуждение
|
Грех осуждения — один из самых коварных, вкрадчивых, незамечаемых и потому наиболее распространенных грехов. Он легко маскируется: осуждая, мы видим в этом проявление нашей собственной моральности, справедливости, а также ума, проницательности: «Я вижу, кто он есть, меня не проведешь». В отличие от грехов, совершаемых действием, грех словесного осуждения в большинстве случаев не несет непосредственно наблюдаемых практических последствий: сказал — и что? Можно считать, что не говорил. Что же до осуждения мысленного — это постоянная непроизвольная работа мозга, над которой мало кто из нас может рефлексировать, и хроническое воспаление нервов, которого тоже мало кто избегает. Многие из нас привыкли произносить на исповеди «грешу осуждением» как нечто дежурно-формальное — ясное дело, кто этим не грешит!
Однако мы должны задуматься: почему такое внимание уделяли этому греху святые отцы, учители Церкви? Что именно мы делаем, осуждая других? И как нам если не избавиться, то хотя бы начать бороться с этим злом в наших душах?
Об осуждении — очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).
— Отец Нектарий, мы уже попытались здесь определить причины распространенности этого греха — а есть ли иные?
— Грех осуждения распространен, как и грех лжи, как и все грехи, которые мы совершаем исключительно словом. Эти грехи удобны, удобосовершаемы, потому что, в отличие от грехов, совершаемых делом, не требуют каких-то особых условий, обстоятельств — наш язык всегда при нас. Мне представляется, что есть две главные причины осуждения: во-первых, что бы мы сами о себе ни думали, ни говорили, мы на самом деле очень хорошо чувствуем свое несовершенство, понимаем, что не дотягиваем до того, чем хотели бы быть. Для неверующего это чувство собственного несовершенства лежит в одной плоскости, для верующего, воцерковленного человека — в другой: мы понимаем, что живем не так, как должны жить хрис-тиане, наша христианская совесть нас в этом обличает. И здесь есть два пути: или самоотверженно трудиться над собой, дабы достигнуть мира со своей совестью, либо осуждать других, чтобы на их фоне выглядеть хотя бы чуть-чуть получше; чтобы таким образом самоутвердиться за счет ближнего. Но тут вступает в действие тот духовный закон, о котором много писали святые отцы: глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные. А перестав замечать собственные грехи и недостатки, становимся особенно безжалостными к грехам и недостаткам других.
Почему святые были так сострадательны к немощам ближних? Не только потому, что в их сердцах жила Божественная любовь, но и потому, что они сами, на собственном опыте познали, как трудно победить грех в себе. Пройдя через эту страшную внутреннюю борьбу, они уже не могли осудить кого-то, кто упал: они понимали, что сами могли бы упасть или падали, может быть, в прошлом точно так же. Авва Агафон, когда видел человека согрешившего, всегда говорил себе: «Смотри, как он пал: ты так же падешь завтра. Но он, скорее всего, покается, а вот будет ли время на покаяние у тебя?».
Это одна причина осуждения, а другая — обилие совершенно реальных поводов для осуждения. Человек — существо падшее, поврежденное грехом, и примеров поведения, заслуживающего осуждения, всегда достаточно. Другой вопрос — заслуживающих чьего осуждения? Божественного осуждения — да. А мы — имеем ли мы право осуждать?
— Но как не осудить, когда сталкиваешься с низостью, подлостью, хамством, изуверской жестокостью. В таких случаях осуждение — это естественная самозащита человеческого существа.
— Вот именно — естественная. А чтобы быть христианином, нужно свое естество превозмочь. И жить неким сверхъестественным образом. У нас самих это не получится, но с Божией помощью все возможно.
— И справиться с осуждением тоже, конечно; но что для этого должны делать мы сами?
— Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить. Помнить евангельскую заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Известен такой пример из патерика: монах, который считался самым нерадивым в монастыре, умирал в такой тишине сердечной, в таком мире с Богом, в такой радости, что братия пришла в недоумение: как же так, ведь ты совсем не подвижнически жил, почему ты так умираешь? Он ответил: да, я не очень хорошо жил, но я никогда не осуждал никого. Страх быть осужденным — это та преграда, которую можно поставить себе для того, чтобы не грешить осуждением.
Но лично мне близок тот способ борьбы с осуждением, о котором говорил преподобный Анатолий Оптинский. Он облекал его в такую краткую формулу: пожалей — и не осудишь. Как только начинаешь жалеть людей, желание их осуждать пропадает. Да, жалеть не всегда легко, но без этого нельзя жить по-христиански. Вы говорите о естественной самозащите человека от зла; да, мы страдаем от зла, от чужого греха, нам жалко самих себя, нам страшно, и мы хотим защититься. Но если мы христиане, мы должны понимать — в данном случае не столько мы, сколько тот, кто творит зло, несчастен. Ведь ему придется за это зло отвечать неким страшным, может быть, образом. Когда рождается эта подлинно христианская жалость к согрешающему человеку — пропадает желание осуждать. А для того, чтобы научиться жалеть, чтобы понудить свое сердце к этой жалости, надо молиться об этом человеке. Это давно известно: начинаешь молиться — и пропадает желание осуждать. Слова, которые, может быть, по-прежнему еще говоришь, не наполнены уже такой разрушительной силой, которой они были наполнены прежде, а потом ты вообще говорить их перестаешь. Но стоит забыть о молитве — и осуждение, погрузившееся уже вглубь, вновь вырывается на поверхность.
— А что еще нужно, кроме молитвы за врагов — чтобы агрессию, злость переплавить в жалость к ним? Может быть, видение собственной греховности?
— Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, любивший облекать свои духовные уроки в полушутливую форму, говорил так: «Знай себя — и будет с тебя». В душе, в сердце каждого из нас — такой необъятный мир, мир, с которым нужно успеть разобраться за земную жизнь. Нам столько всего нужно успеть сделать с собою, и как часто мы не находим на это ни времени, ни сил. Но когда мы принимаемся за других людей, за разбор их грехов — время и силы почему-то находятся. Судить других — это лучший способ отвлечься от себя, от работы над собой, которая на самом деле должна быть самым главным нашим делом.
Читая о святых, часто думаешь: как же он, этот святой, жил в самом горниле искушений, в самой гуще людского греха, к тому же ему исповедовались сотни, тысячи людей, совершавших, может быть, страшные грехи — а он будто не замечал всего этого, жил так, словно этого нет? А он был занят тем, чтобы исправить, очистить от греха крохотную частицу этого мира — самого себя. И поэтому не был расположен заниматься грехами и немощами других людей. А молиться — да, молился о них и потому жалел. Для меня видимым образцом такой жизни всегда будет оставаться архимандрит Кирилл (Павлов) — человек, от которого услышать слово осуждения было практически невозможно. Он просто не оценивал никого никогда! Хотя у него исповедовалось огромное количество архиереев, духовенства, монашествующих, просто православных мирян. Он никого не судил, во-первых, потому что жалел, а во-вторых, потому что всегда был занят оплакиванием собственных грехов. Грехов, которые нам-то и заметны не были, но ему самому были заметны.
— Однако все мы вынуждены рассуждать об окружающих нас людях, судить о них, разбираться в них, наконец — это необходимо и в личной жизни (чтобы не наломать в ней дров, не сделать себя и близких своих несчастными), и на работе (чтобы, например, не доверить дело человеку, которому нельзя его доверять). Нам приходится говорить о чьих-то качествах вслух, обсуждать их — опять же, и на работе, и дома, от этого никуда не денешься. Где грань между необходимым и адекватным обсуждением — и осуждением человека?
Не могу не сказать еще раз об отце Кирилле. Когда ему задавали вопросы о конкретных людях (например, о сложных ситуациях, связанных с другими людьми) — он никогда не отвечал сразу, между вопросом и ответом всегда была дистанция. Отец Кирилл не просто обдумывал ответ, он молился, чтоб ответ был правильным, он давал себе время, чтоб утишились его собственные чувства, чтобы отвечать не из собственного душевного движения исходя, а именно по Божией воле. Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото». Но отец Кирилл на таких весах взвешивал свои слова о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом. Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких случаях согрешаем.
— А бывает ли праведный гнев?
— Может быть, можно сказать так: на праведный гнев имеет право только святой?
— Паисий Святогорец говорил: «Чем духовней человек, тем меньше у него прав». Это мы со своей точки зрения можем говорить о каких-то особых правах святого человека по отношению к другим, а сами святые никаких особых прав за собою не числили. Напротив, в житиях мы читаем, как святой, едва произнеся какое-то слово, осуждающее другого человека, тут же падал на колени и каялся в невольном грехе.
— Если ближний наш обижает нас, причиняет нам боль или какой-то ущерб — нужно ли сказать ему об этом, и если нужно, то как при этом не допустить его осуждения?
— Я не думаю, что в подобных ситуациях нужно терпеть молча. Потому что бессловесное, безропотное терпение скорбей, приносимых ближними, под силу только людям совершенной жизни. Если ближний причиняет нам боль — почему бы не предложить ему поговорить, разобраться, не спросить его, не считает ли он нас в чем-то неправыми, не обидели ли мы его чем-то сами? Когда оба человека благонамеренны — ситуация разрешится. Но если человек уязвляет нас сознательно и злонамеренно — здесь два пути: попытаться нейтрализовать его или, может быть, потерпеть, если это по силам. Если нет, выйти из-под удара — в этом никакого греха нет. Сам Спаситель заповедовал: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). Нам же для того, чтобы защититься от причиняемого человеком зла, нужно порой просто перестать перед ним открываться. Опустить забрало, дабы оно помешало ему нанести нам тот удар, который принесет зло — не только нашей, но и его душе.
— С грехом осуждения непосредственно связан грех лжи и клеветы. Меня поразило то, что авва Дорофей и другие духовные писатели использовали слово «ложь» в несколько ином значении, не в том, к которому привыкли мы. Для нас ложь — это предпринимаемый с какой-либо (когда-то даже и благой) целью сознательный обман. Для них — то, что мы очень редко за собою замечаем: безответственное произнесение, говорение неких слов, то ли соответствующих истине, то ли нет; произнося это в обычном потоке нашего празднословия, мы даже не задумываемся о том, соответствуют ли наши слова о других людях реальности. Злословие, сплетничанье, «перемывание косточек» — все из этой оперы. Как от этого отстать?
— Это вопрос о внимательности нашей жизни, о том, как мы внимаем себе. У внимательного человека пропадает склонность к легкомысленным, скоропалительным суждениям. Если человек живет не задумываясь, он переходит от одного смятения к другому. А смятение преподобный Исаак Сирин назвал колесницей диавола: на смятении, как на колеснице, враг въезжает в наши души и переворачивает в них все вверх дном. И перевернутый человек судит других по первому своему побуждению, не давая себе труда поразмыслить о справедливости своих суждений.
Мы часто начинаем судить других от собственной немощи — одолевает нас усталость от обид, от ударов, от боли, и мы срываемся и начинаем эти свои раны с кем-то обсуждать. Перетерпи какое-то время, не рассказывай никому о своей обиде — и, может быть, умрет в тебе осуждение. И наступит ослаба, отдохновение для души. Но мы не находим в себе сил потерпеть, и здесь срабатывает еще один духовный закон, о котором говорят святые отцы: осуждая, ты лишаешься помощи Божией, благодатного покрова. И практически всегда сам совершаешь тот грех, за который осуждал другого человека. Страх лишиться Божией помощи — это еще один наш помощник в преодолении греха осуждения. Замечательный старец Ефрем Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое радостное событие для себя и всего мира. Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же? «Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться, почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе: «Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».
— Вы сказали уже об обилии поводов для осуждения. Как избежать сердечного гнева, наблюдая то, что происходит с нашим обществом, со страной, зная о колоссальной коррупции, наблюдая деморализацию общества, намеренное, в коммерческих целях, развращение молодежи? Это гражданская боль, гражданский протест, но ведь это и гнев тоже — мы им согрешаем?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Журнал «Православие и современность», №23 (39), 2012 г.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.