Молитва Иннокентию пензенскому

Полное описание: Молитва Иннокентию пензенскому - для наших любимых читателей.

Первый пензенский святой

Святитель Иннокентий пробыл на Пензенской кафедре лишь четыре месяца, но успел снискать любовь пензенской паствы.

Успенский кафедральный собор г. Пензы со всех сторон окружает старое кладбище. И когда идешь по тропинке к храму мимо могил, невольно останавливаешься у старинных надгробий и будто читаешь Книгу жизни, в которой каждому отпущен свой срок. А сразу за алтарем собора сравнительно недавно появились еще две могилы: Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, возглавлявшего Пензенскую кафедру 22 года (умер в 2000 г.), и Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Феодосия. На этих могилах и сейчас, глубокой осенью, лежат живые цветы.

— Святитель Иннокентий совсем недолго прослужил на Пензенской кафедре. Чем же он завоевал любовь пензенцев?

Торжества во славу первого пензенского святого с тех пор проводятся ежегодно. Теперь их возглавляет нынешний пензенский Преосвященный — Епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет.
В одном из выступлений, посвященных памяти Святителя Иннокентия, Епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет напомнил о том, каким был Владыка Иннокентий в земной жизни. Он был «очень скромным человеком, тружеником, который не трубил о себе, а работал над собой в келье, в архиерейском доме. Владыка не терял ни одной минуты. Но прежде всего он был прекрасным молитвенником. Он любил молиться, учил людей молиться. Он говорил, что молитва — это дыхание жизни…
О Святителе Иннокентии в свое время писали:

Достойный пастырь душ,
Он имя нес Смирнов,
Был провозвестником
Божественного слова,
Смиренной мудрости.
Жил, Господа любя,
И строго осуждал
лишь одного себя»…

Не только у пензенской паствы, но и у всей русской земли три года назад появился на Небесах новый теплый молитвенник и покровитель. Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!

На фото: Святитель Иннокентий (Смирнов); Успенский кафедральный собор г. Пензы; Рака с мощами Святителя Иннокентия.

Святитель Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости»

Казалось бы, ответом на такие замечательные внутренние качества святого должно было быть уважительное, даже благоговейное отношение со стороны окружения. Однако была у святителя Иннокентия одна черта, которую не могли простить даже такой светлой душе. Он не умел быть удобным обществу. «Слез не достанет у всякого любомудрого и доброго человека, – восклицал архимандрит Иннокентий, характеризуя новомодные мистические учения, – оплакивать раны, кои сия нечестивая и совершенно бесова философия может сделать в умах и сердцах, есть ли токмо будет чтома и преподаваема в школах…» Такая решительная и по-евангельски однозначная позиция святого в отношении популярного в то время в высших кругах Петербурга мистицизма не могла остаться незамеченной.

Как результат – удаление из столицы под благовидным предлогом. Архимандрит Иннокентий подвергся почетной, но очень суровой в то время ссылке. Министр духовного ведомства князь А.Н. Голицын помимо Синода выхлопотал ему в январе 1819 года у императора назначение епископом (в нарушение обычного церковного порядка) на отдаленную Оренбургскую кафедру. Правда, в конце концов, в связи с плохим состоянием здоровья ставленника, всё же удалось добиться для него перевода на Пензенскую кафедру. Так неугодный светильник был удален из столицы.

«Бог в сердцах владык царствует над нами… Какая же должна быть покорность наша. – Истинная покорность»

При этом спокойствие духа, покорность оставались неизменным украшением души святого. Он сам не осуждал никого и не позволял в своем присутствии отзываться плохо о своих обидчиках. «Заслуги недостойно награждены, дарования не отмечены; лишают имения, дома, детей исторгают из объятия, часто несправедливо для отечества, – это есть власть Божия; Бог посредством людей Сам карает нас. Бог в сердцах владык царствует над нами… Бог в сердцах предержащих присутствует! Какая же должна быть покорность наша. Истинная покорность должна быть, по словам апостола, “не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13: 5), не из боязни наказания, но из собственного расположения, такая же, как сыновей к родителям», – так говорил святитель об отношении к властям, говорил искренне, с силой и опытом. Мы же сталкиваемся здесь с вопросом, всегда актуальным для каждого христианина: как относиться к происходящему с нами, к стечению обстоятельств, как реагировать на события, влияющие на нашу жизнь?

В этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни

Христианин обязан хранить мир, не возмущаясь происходящим вокруг. Это есть обязанность свидетельства о нашем усыновлении истинному Творцу и Спасителю мира. «Дети! вы от Бога, и победили… ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4), – вдохновляет христиан апостол Иоанн Богослов. Победа Христа должна и в нашу жизнь приносить мир, потому что самое важное в жизни – быть с Богом – доступно всегда и везде, поскольку «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38–39).

Молитвы святым

Память: 9 / 22 февраля, 10 июня / 23 июня (Собор Сибирских святых), 26 ноября / 9 декабря

Святитель Иннокентий — первый Иркутский епископ, просветитель, благодатный светильник и духовный собиратель Восточной Сибири, храмоздатель, миссионер, прозорливец и чудотворец. Небесный покровитель миссионеров и катехизаторов. К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления неверующих и иноверцев, сектантов, в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.

Святитель Иннокентий Иркутский, Икона 1970-е годы. Иконописец Монахиня Иулиания Соколова

Читайте так же:  Молитвы вечерние православные

Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.

Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому

Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.

Святителю Иннокентию, епископу Пензенскому и Саратовскому, чудотворцу

Тропарь, глас 5:

От юности смиренным нареченный, / в монашестве же чистоте тезоименный, / духовной мудрости любитель ты явился еси, / златовещанный благочестия учитель, / и лживых пагубных учений обличитель, / за Истину безумными гонимый, / незлобие и кротость проповедавый, / и паству Пензенскую ревностне пасый, / святителю всечестне Иннокентие, // моли Христа нас умудрити во спасение.

Стихира, глас 6:

Тобою мнози грады же и обители хвалятся, / земли бо Московския еси славное прозябение, / град же святаго Петра и Новаграда честная обитель Юрьевская / постническими подвиги твоими похваляются, / земля Пензенская и пределы Саратовския / процветоша словесы твоими напояеми, / Российская похвало, великий Иннокентие, / ныне во Граде Небеснем вселяяся, // поминай нас, чтущих память твою.

Канон святителю, глас 2.

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, / поим песнь Христу Богу, / раздельшему море и наставльшему люди, / яже изведе из работы египетския, / яко прославися.

Небесный Царю, смиренную душу мою от скверн очисти и слова благодать ниспосли, да воспети возмогу достойно ныне подлежащаго в похвалу угодника Твоего, преславнаго Иннокентия.

Имуще тя предстателя добра к щедрому Богу, нас напастьми и обстояниями скорбными одержимых укрепи, подая руку спасения, святителю милостиве Иннокентие.

Щедр и незлобив пастве своей явился еси, отче, темже ума моего помрачение отжени, страстей бурю утиши, к безстрастия пристанищу управи и от злых устен защити твоих молитв покровом, Духа Божия исполненный Иннокентие.

Богородичен: Егда Божиим повелением от временныя жизни отъити хощу, Пречистая, бесовския руки свободи, Ангелы в спутники подаждь и рая вкусити сподоби, идеже Иннокентий святитель с бесплотными лики сладости Божественныя вкушает.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив, / разширил еси уста моя на враги моя, / возвесели бо ся дух мой, внегда пети: / несть свят, якоже Бог наш, / и несть праведен, паче Тебе, Господи.

Тя, о великий светильниче, не под спудом но на высоте свещника Церкви Христовы поставленна, смиренне Иннокентие, верно молим: светоносными лучами твоими глубокую тьму греха отжени, невежественных к познанию Истины настави, шатания умов низложи, нас же во Православии укрепи.

Уставил еси, премудре, твоего богоглаголиваго языка струями, токи еретичествующих хульныя и ложныя, и яко безсильныя не возмогоша бо мутными водами лжеучения потопити ны, святе Иннокентие, тем же вопием ти: токи страстей изсуши и вся ко благочестию настави.

Духа Божия исполнився, зловония еретическая низложил еси, кадильнице благовонная, Иннокентие блаженне, паству свою Святыя Православныя Церкве учением облагоухаеши, и всех человек лукавнейшаго злаго вреда избавляеши, да тя, яко наставника предобра, верно возхваляем.

Богородичен: Упование и стена и тихое пристанище людем Твоим, Пресвятая Дево, со угодником Всесвятаго Сына Твоего Иннокентием испроси спасаемых часть улучити и непрестанно в невечернем свете славу Триединому Богу воспевати.

Ин кондак, глас 3.

Днесь святитель Христов Иннокентий / предстоит Престолу Божию / и с лики святых за ны молится Богу, / емуже ныне со умилением покланяемся / и во псалмех и пениих возвеличиваем, // обретохом бо молитвенника ко Превечному Богу.

Седален, глас 3:

О неизреченныя благости Божия! о неизглаголаннаго Его смотрения! Честныя мощи твоя обретошася ныне, души верных утешая и на брань противу козней лукаваго укрепляя, имже припадающе, тебе усердно вопием: ущедри нас молитвами твоими, святителю Бога всещедраго.

Слава, и ныне, Богородичен:

Иже Отцу сопрестольный Сын на земли воплощся яко человек, из утробы Твоея, Чистая, пройде, порфирою кровей Твоих в наше оболкийся естество, да падшия ны человецы возставит и Небеснаго Сиона гражданы явит.

Читайте так же:  Молитва помощь другому человеку
Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, / славное Твое смотрение / и прославих, Человеколюбче, / непостижимую Твою силу.

Храм Всесвятаго Духа добродетельми сияющий мирови явился еси, святителю честный, научение книжное прилежно стяжав, тайны неизреченныя судеб Божиих постигл еси, и списанием дел времен минувших верныя премудро во благочестии даже доныне наставляеши, да зовем благодарне: слава силе Твоей, Господи.

Оружием мудрости Божественныя нечестивых препрел еси, исповедниче честный. За истину поношения и гонения благодушно претерпевая, земную мудрость нивочтоже вменяя, непрестанно вопиял: слава силе Твоей, Господи.

В небесныя чертози Ангелы Божии вознесоша чистую душу твою, идеже со святители и исповедники Престолу Всевышняго предстоиши, непрестанно взывая укрепльшему тя на подвиги велии: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Недвижимое утверждение веры и многоценный дар душам нашим, Богородицу во псалмех и пениих духовных восхвалим, вернии, да избавит от мук вопиющих к Рождшемуся из Нея: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, / во свете Твоих повелений настави нас: / разве бо Тебе, иного бога не знаем.

Укрепляемь силою Троическою, преблаженне, проповедник велегласный пастве Саратовстей явился еси, вопия: «Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе». Темже и мы Владыку небеси и земли величаем: иного бо разве Тебе бога не знаем.

Юность свою постом и молитвою благоукрасил еси, мудре, и священства благодать непорочно стяжати сподобился еси, чудне. И ныне, Престолу Вседержителя предстоя, молися, славне Иннокентие, да огня вечнаго избавимся и от языка лукаваго и озлобления свободимся.

Святителей удобрение и исповедников похвало, чудес источниче, умоли Зиждителя, Егоже пришествие при дверех есть, обрести нам грехов оставление.

Твоих словес наставления, еже Православие в чистоте всем содержати, чужеземным же лжеучением никакоже прилеплятися, окрест объяша всю землю Российскую, ты же Вышнему выну взывал еси: иного бо разве Тебе бога не знаем.

Богородичен: Яже мирови мир подавшая и Начальника тишины рождшая, укроти волнение страстей моих, Чистая, и на камени безстрастия мя утверди, Сыну Твоему взывающа: иного бо разве Тебе бога не знаем.

Песнь 6

Ирмос: Ко Господу от кита Иона возопи: / Ты мя возведи из глубины ада, молюся, / да яко Избавителю во гласе хваления / истины же Духом пожру Тебе.

Житием своим, а не токмо ликом великому святителю Димитрию Ростовскому подобяся, душу свою яко рай богонасажденный сотворил еси. Безумнии же яко сор отринуша тя, не терпя силу словес твоих, Творца восхваляющих истинно, и ныне нас темных падений греховных избави.

Архиерей чуден и нравов исправитель и душ устроитель показался еси, ревностне о людех твоих пекийся, мирским начальником в лице противустал еси, злоковарство и лихоимство тех обличая, святе Иннокентие.

Туне есть тщание наше достойное пение сотворити тебе, Иннокентие предивный, но якоже Христос прият вдовицы два лепта, не возгнушайся страстьми окаянныя души моея, малый сей труд в похваление тебе предприявшаго.

Богородичен: Иже Тобою избавльшеся от бед и скорбей и Тебе ради радость получивше, Мати Безневестная, Тя яко Подательницу благую и Заступницу верную вси величаем.

Кондак, глас 8:

Священнаго и Боговещаннаго проповедника / и дивнаго премудрости учителя / вчинил еси, Господи, в наслаждение благих Твоих и покой: / труды бо онаго и смерть приял еси / паче всякаго всеплодия, // едине Прославляяй святыя Своя.

Житие непорочное явил еси, невинности тезоименный святителю, к Престолу Господню притекл еси, прехвальне, святительства миром помазан, веры ради гонения претерпев, и ныне чистою душею в райския обители вселився, о иже на земли поющих тя Владыку умоли, преблаженне, знаменьми и чудесы Прославляющаго святыя Своя.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, / трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, / посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Скорбные искушения и лютые обстояния смирением попрал еси, тех и нас молитвами твоими избави, блаженне, вопиющих: благословен еси, Боже отец наших.

Пение псаломское воспеша людие, и при словесех «Аз же, Господи, уповаю на Тя» душа твоя святая от тела разлучися. Нас же, на всемощныя твоя молитвы надеющихся, утверди взывати непрестанно: благословен еси, Боже отец наших.

О нас милостивныя длани, Иннокентие, молебне простирай ко Владыце, чадолюбие показуя и неотлучно от нас духом пребывай, отче преподобне, от соблазнов избавляя и в молитве наставляя звати Творцу: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Да человеки падшия обожит, явися Сын Твой, Владычице, совершен человек, сего убо моли причастников Божества сотворити поющия: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго / и пламень в росу преложшаго Бога / пойте, дела, яко Господа / и превозносите во вся веки.

О всеславнем прославлении твоем, святителю, людие Российстии возвеселишася, явился бо еси чудотворец изящный, ходатай наш предивный и милостивый, умоляя о вопиющих усердно: пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Божиим промыслом явишася святыя мощи твоя, Иннокентие, аще и храм, идеже погребено бысть святое тело твое, от безбожных разорен бысть. Мощи же твоя, аще и поругани быша, целы явишася, яко звезда пресветлая, просвещая всех притекающих к тебе и Богу зовущих: пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Иже вся сети вражия крепостию сокрушивый духовною, от тех избави нас твоими молитвами, окормляя живот наш силою Всещедраго Бога, Емуже с тобою покланяемся, велегласно вопиюще: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Богородичен: Отеческия славы не отступль, волею к нашей худости снизшел еси от Девы воплощся, Ея же молитвами избави рабы Твоя от напастей и бед и печалей.

Песнь 9
Читайте так же:  Лука Святитель молитва
Видео (кликните для воспроизведения).

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, / воплощся от Девы, нам явися, / омраченная просветити, собрати расточенная. / Тем Всепетую Богородицу величаем.

Тело твое честное, священне Иннокентие, источник исцелений чисте приступающим источает, страстей различных тьму отгоняет и светом невечерним просвещает всех хвалящих тя.

Чрево твое воды животныя источник бысть, по словеси Христову, святе, егда проповедник и учитель поставлен был еси, люди Богови приводя и подвизая восхвалити тя, великаго святителя Иннокентия.

Едине Блаже, Христе, и Многомилостиве, Тебе в молитву ныне приводим угодника Твоего Иннокентия. Не презри молитв его грех наших ради, но помилуй нас, непрестанно взывающих: заступничеством святителя нашего помилуй нас.

Троичен: Тебе неприступному Богу и Славы Царю Трисолнечному, строителю и промыслителю всяческих, Единому Благому и Сущему, Божества державу имущему, песнь Трисвятую воспевая, покланяемся присно и непрестанно величаем.

Богородичен: Отроковице Всенепорочная, Мати Дево Пречистая, Сына и Бога Твоего милостива сотвори, и страстей мя праздна яви, молюся.

Светилен

Веселится ныне земля Саратовская, людие Пензенстии тебе покланяются и Христа величают, обретоша бо великое сокровище.

Богородичен:

Владычице Всемилостивая, просвещение помраченныя моея души, Свет истинный миру рождшая, со святителем пречудным Иннокентием Сына Твоего и Бога умоли о всех нас.

Молитва

О святче Божий, святителю Христов Иннокентие, призри от славы твоея горния и приими молитвы нас, грешных и недостойных рабов твоих, зде пред образом твоим честным [или святыми мощами твоими] припадающих и тепле умоляющих тя, и принеси я ко Престолу вся содержащаго в руце Своей Бога, Емуже ты добре послужил еси во дни земныя жизни твоея. Умоли, угодниче Божий, Всемилостиваго Спаса Христа за богоданную твою паству, тако тя возлюбившую. Отжени от земнаго отечества твоего вся соблазны, раздоры, нестроения. Церковь Христову и град наш огради святыми твоими молитвами от расколов, прельщения иноверием и наветов злых человек. Всех же нас в единомыслии и любве друг ко другу соедини, да едиными устами и единым сердцем воспоем всесвятое и единодержавное Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский

Святой Иннокентий, в миру Иларион, родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова. В 1806 г. окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. За мягкость и кротость характера получил в семинарии фамилию Смирнов. Еще во время обучения (с начала 1805 г.) начал преподавательскую деятельность. 10 августа 1809 г. назначен префектом семинарии. 13 октября того же года (в 25 лет) митрополитом Московским Платоном (Левшиным, †1812) пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 г. назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же года — Знаменского монастыря в Москве. В 1811 г. его назначают бакалавром Церковной истории в Петербургской Духовной Академии. В июне 1812 г. возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 г. св. Иннокентий был утвержден ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной академии.

В 1814 г. он становится цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Проповеди отражают незаурядный дар проповедника, впоследствии собрание его сочинений выдержало два издания. Владея в совершенстве как современными европейскими, так и древними языками — еврейским, греческим и латинским, св. Иннокентий изучил первоисточники, в результате чего вышел первый отечественный труд «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века». Св. Синод издал этот труд как пособие для духовных школ; впоследствии он только в XIX в. выдержал 7 изданий. Кроме того, перу святого принадлежат книги «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное», «Изъяснение Символа веры», «Опыт изъяснения на первый и второй псалмы» и другие. Впоследствии ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст.

В 1815 г. был избран директором Петербургского комитета Российского Библейского общества и введен (вместе со св. Филаретом (Дроздовым), с которым св. Иннокентия связывала тесная дружба) в состав комиссии, под руководством которой осуществлялся перевод Библии на русский язык. В 1816 г. определен настоятелем первоклассного Новгородского Юрьева монастыря. Будущий епископ отличался крайней нестяжательностью. К тому времени о. Иннокентий, несмотря на слабое здоровье, практикует подвиги аскетизма (носит власяницу) и совершает умное делание. Способности, известность, деятельность Иннокентия обещали ему широкий путь, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить свою жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину.

В 1818 г. цензор архимандрит Иннокентий допустил к печати книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», резко обличавшую лжемудрствования так называемого «внутреннего христианства» — учения с направлением нездорового мистицизма и очень часто шедшего вразрез с Православием, но широко распространенного в высших слоях общества. Приверженец этого учения, обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын организовал травлю автора и цензора книги. Архимандрита Иннокентия обвинили в том, что по его неосмотрительности в печать попала книга, стремящаяся «истребить дух внутреннего учения христианского». 6 января 1819 г. на «Беседу…» был наложен запрет. Лишь шесть лет спустя после смерти Владыки он был окончательно оправдан, а «Беседа…» св. Филаретом, митрополитом Московским, вновь разрешена к печати. Св. Иннокентий предвидел, что он, как «сор петербургский», должен быть «выброшен из Петербурга». Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, что было крайне опасно для здоровья болящего подвижника, но по ходатайству св. Филарета (Дроздова) и петербургских почитателей св. Иннокентия, учитывая слабое его здоровье, кафедру заменили на Пензенско-Саратовскую.

27 февраля 1819 г. состоялось наречение, а 2 марта хиротония святителя. Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим Архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность Владыки, но и все его существо, все поступки, слова. Он преображался при совершении Божественной Литургии, часто слезы прерывали его поучения, и вместе с ним плакал весь храм. В начале августа Владыка Иннокентий прибыл в Саратов, где произнес в кафедральном соборе проповедь на слова Псалмопевца «Возвеличим Господа со мною».

Читайте так же:  Молитва снятие проклятия

Тропарь святителю Иннокентию, глас 5:

От юности смиренным нареченный, / в монашестве же чистоте тезоименный, / духовной мудрости любитель ты явился еси, / златовещанный благочестия учитель, / за Истину безумными гонимый, / незлобие и кротость проповедавый, / и паству Пензенскую ревностне пасый, / святителю всечестне Иннокентие, / моли Христа нас умудрити во спасение.

Кондак святителю Иннокентию (общий), глас 2:

Божественный гром, труба духовная, / веры насадителю, и отсекателю ересей, / Троицы угодниче, великий святителю Иннокентие, / со ангелы предстоя присно, / моли непрестанно о всех нас.

Первый Пензенский святой – Святитель Иннокентий, Епископ Пензенский Чудотворец

Будущий архипастырь родился в 1784 году в Московской губернии в семье церковного причетника и был наречен Иларионом. Получив духовное образование, он принял монашество с именем ИННОКЕНТИЙ в честь Святителя Иннокентия Иркутского. Господь отметил Своего избранника особым даром красноречия, вдохновенной проповеди Слова Божия, и это дарование не осталось незамеченным. Архимандрит ИННОКЕНТИЙ стал профессором богословия, ректором Петербургской Духовной семинарии.

Он был ревнителем чистоты Православия и всегда выступал против негативного влияния западных религиозно-мистических учений, масонства и протестантизма на русскую Православную жизнь. Власти решили удалить неугодного Архимандрита из Петербурга, но, учитывая его положение и известность в столице, представили это как повышение по службе. Архимандрита Иннокентия возвели в сан Епископа и направили в Оренбургскую епархию.

Святитель был тяжело болен, а оренбургский климат мог усугубить течение его болезни. Люди, участвовавшие в судьбе Владыки ИННОКЕНТИЯ, выхлопотали его перемещение на вакантную Пензенскую кафедру.

Пензенская паства хорошо приняла молодого архиерея и оценила его смирение, искренность, отзывчивость, но пасомым не пришлось долго радоваться: болезнь Святителя еще более обострилась, и вскоре он умер. Нелегок и скоротечен был жизненный путь Святителя ИННОКЕНТИЯ, который скончался от чахотки в возрасте 35 лет.

Похоронили Святителя Иннокентия в усыпальнице в приделе Спасского кафедрального собора г. Пензы, который был взорван в 1930-е годы.

Святитель Иннокентий был пензенским архиереем всего лишь четыре месяца 1819 года, но за это короткое время успел снискать любовь и уважение пензенской паствы.

Его ответная любовь к пензенской пастве, доступность для верующих, забота о благоустройстве церквей, его прекрасные проповеди запомнились людям. Рассказы об этом передавались из поколения в поколение.

И после смерти Святителя почитание его не прекращалось, верующие часто приходили к нему на могилку, заказывали панихиды. Нередко на его могиле происходили исцеления, люди получали чудесную помощь по молитвам к Святителю ИННОКЕНТИЮ.

Летом 1998 года по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого СЕРАФИМА были извлечены останки пяти захороненных в усыпальнице Спасского собора пензенских архиереев. Они оказались повреждены взрывом. В ноябре того же года останки архипастырей перезахоронили в склеп перед зданием бывшего Архиерейского дома.

Еще до революции были собраны многочисленные материалы для канонизации святого. Однако последовавшее вскоре лихолетье помешало его прославлению.

И только в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Святитель ИННОКЕНТИЙ был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Он считается первым святым Пензенской земли.

Его память отмечается 23 (10) октября, в день кончины Святителя.

22-23 октября 2000 года в Пензе прошли торжества в честь первого святого пензенской земли – Святителя ИННОКЕНТИЯ (Смирнова). Гроб с мощами Святителя был поднят из склепа и перенесен крестным ходом в Успенский кафедральный собор. Святые мощи поместили в раку и установили для всеобщего поклонения.

Временно исполнявший обязанности управляющего Пензенской епархией Епископ Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ в своем слове сказал: «Сбылась давняя мечта жителей города Пензы – увидеть святого в своем граде…»

Торжества во славу первого пензенского святого с тех пор проводятся ежегодно.

В одном из выступлений, посвященных памяти Святителя ИННОКЕНТИЯ, Епископ Пензенский и Кузнецкий ФИЛАРЕТ напомнил о том, каким был Владыка ИННОКЕНТИЙ в земной жизни. Он был «очень скромным человеком, тружеником, который не трубил о себе, а работал над собой в келье, в архиерейском доме. Владыка не терял ни одной минуты. Но, прежде всего он был прекрасным молитвенником. Он любил молиться, учил людей молиться. Он говорил, что молитва – это дыхание жизни…

О Святителе ИННОКЕНТИИ в свое время писали:

Достойный пастырь душ,
Он имя нес Смирнов,
Был провозвестником
Божественного слова,
Смиренной мудрости.
Жил, Господа любя,
И строго осуждал
Лишь одного себя»…

____________________________
На фото: Святитель Иннокентий (Смирнов); Рака с мощами Святителя Иннокентия.
Православная газета «БЛАГОВЕСТ», 21.11.2003.

Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский

Святой Иннокентий, в миру Иларион, родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова. В 1806 г. окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. За мягкость и кротость характера получил в семинарии фамилию Смирнов. Еще во время обучения (с начала 1805 г.) начал преподавательскую деятельность. 10 августа 1809 г. назначен префектом семинарии. 13 октября того же года (в 25 лет) митрополитом Московским Платоном (Левшиным, †1812) пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 г. назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же года — Знаменского монастыря в Москве. В 1811 г. его назначают бакалавром Церковной истории в Петербургской Духовной Академии.

Читайте так же:  Есть ли молитвы от лени

В июне 1812 г. возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 г. св. Иннокентий был утвержден ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной академии.

С.-Петербургская Духовная академия

В 1814 г. он становится цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Проповеди отражают незаурядный дар проповедника, впоследствии собрание его сочинений выдержало два издания. Владея в совершенстве как современными европейскими, так и древними языками — еврейским, греческим и латинским, св. Иннокентий изучил первоисточники, в результате чего вышел первый отечественный труд «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века». Св. Синод издал этот труд как пособие для духовных школ; впоследствии он только в XIX в. выдержал 7 изданий. Кроме того, перу святого принадлежат книги «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное», «Изъяснение Символа веры», «Опыт изъяснения на первый и второй псалмы» и другие. Впоследствии ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст.

Святитель Филарет Дроздов

В 1815 г. был избран директором Петербургского комитета Российского Библейского общества и введен (вместе со св. Филаретом (Дроздовым), с которым св. Иннокентия связывала тесная дружба) в состав комиссии, под руководством которой осуществлялся перевод Библии на русский язык. В 1816 г. определен настоятелем первоклассного Новгородского Юрьева монастыря. Будущий епископ отличался крайней нестяжательностью. К тому времени о. Иннокентий, несмотря на слабое здоровье, практикует подвиги аскетизма (носит власяницу) и совершает умное делание. Способности, известность, деятельность Иннокентия обещали ему широкий путь, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить свою жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину.

В 1818 г. цензор архимандрит Иннокентий допустил к печати книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», резко обличавшую лжемудрствования так называемого «внутреннего христианства» — учения с направлением нездорового мистицизма и очень часто шедшего вразрез с Православием, но широко распространенного в высших слоях общества. Приверженец этого учения, обер-прокурор Святейшего Синода князь А.Н. Голицын организовал травлю автора и цензора книги. Архимандрита Иннокентия обвинили в том, что по его неосмотрительности в печать попала книга, стремящаяся «истребить дух внутреннего учения христианского». 6 января 1819 г. на «Беседу…» был наложен запрет. Лишь шесть лет спустя после смерти Владыки он был окончательно оправдан, а «Беседа…» св. Филаретом, митрополитом Московским, вновь разрешена к печати. Св. Иннокентий предвидел, что он, как «сор петербургский», должен быть «выброшен из Петербурга». Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, что было крайне опасно для здоровья болящего подвижника, но по ходатайству св. Филарета (Дроздова) и петербургских почитателей св. Иннокентия, учитывая слабое его здоровье, кафедру заменили на Пензенско-Саратовскую.

27 февраля 1819 г. состоялось наречение, а 2 марта хиротония святителя. Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим Архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность Владыки, но и все его существо, все поступки, слова. Он преображался при совершении Божественной Литургии, часто слезы прерывали его поучения, и вместе с ним плакал весь храм. В начале августа Владыка Иннокентий прибыл в Саратов, где произнес в кафедральном соборе проповедь на слова Псалмопевца «Возвеличим Господа со мною».

Святитель Дмитрий Ростовский

Внешне святитель Иннокентий был похож на св. Димитрия Ростовского, но когда ему говорили об этом, он всегда отвечал: «Не великое дело иметь сходство по наружности. О, если бы благодать Божия сподобила приблизиться к нему по духу». Накануне смерти Владыке, как он рассказывал своему келейнику, было видение: «Казалось мне, что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мной и, с любовью смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». 10 октября 1819 г. после соборования и причащения Владыка Иннокентий отошел к Тому, Кого любил более всего. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя».

Спасский кафедральный Собор г. Пенза

Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. В конце XIX века началась подготовка канонизации Владыки, было составлено его житие, но большевистский переворот прервал эту работу.

Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского

В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 г. были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 г., по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Молитва святителю Иннокентию Пензенскому

Тропарь святителю Иннокентию Пензенскому
глас 5

Видео (кликните для воспроизведения).

От юности смиренным нареченный, в монашестве же чистоте тезоименный, духовной мудрости любитель ты явился еси, златовещанный благочестия учитель и лживых пагубных учений обличитель, за Истину безумными гонимый, незлобие и кротость проповедавый, и паству Пензенскую ревностне пасый, святителю всечестне Иннокентие, моли Христа нас умудрити во спасение.

Молитва Иннокентию пензенскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here