Молитва Иисуса перед распятием

Полное описание: Молитва Иисуса перед распятием - для наших любимых читателей.

Молитва Иисуса перед распятием

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Молитва Иисуса перед распятием

Видео (кликните для воспроизведения).

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! ( 2Пет.1:2 )

-* В цитатах из Нового Завета в ‘подвале’ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой («Радостная Весть») *-

NB! С вечера 9 марта нет технической возможности обновлять сайт.
Служба тех. поддержки хостинга, сначала обещавшая решить
проблему, теперь говорит, что это вина провайдера.
Провайдер пока не отвечает. Подробнее здесь:
www.webforum.ru/mes.php? >

другая моя рассылка: «Слово Божие день за днем»

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников — чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно — чтения из Ветхого Завета. Время от времени — фрагменты из памятников раннехристианской литературы и произведений междузаветного периода. Обычно используются современные переводы Библии.

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты». Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня».

Читайте так же:  Молитва умиление ПреСвятой Богородице

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.

Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Читайте так же:  Молитва о смягчении

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

Молитва Иисуса перед распятием

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

> «СИЯ ЖЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ — ДА ЗНАЮТ ТЕБЯ»

> Как и во всякой любви, знание любимого играет первостепенную роль и в наших отношениях с Богом, и особенно в молитве. Нужно знать, чтобы любить, знать лучше, чтобы любить больше.

> 40. Молиться перед распятием?

> Сударыня, прошу вас, не беспокойтесь. Ваше письмо меня ни в малой степени не шокировало. Вы небезосновательно задаетесь вопросом, уместно ли приучать ваших маленьких детей молиться перед изображением Христа на кресте, не смутит ли изображение Распятого их души? Но вы совершенно правы, подвергая сомнению те мотивы, которые приводят многих нынешних христиан к удалению распятия из своих домов, что может показаться неуважением к страстям Господним — словно бы Воскресение не требовало в качестве предварительного условия перехода через смерть! Как они далеки от св. ап. Павла, возвещавшего Коринфянам: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2.2).

> Вопрос, подобный вашему, христианская совесть ставит с большей или меньшей остротой на протяжении всех двадцати веков нашей эры. Тому свидетельством христианское искусство и особенно — история изображения Христа распятого: картины, статуи, кальварии, распятия:

> В первые шесть веков Христа на кресте изображали крайне редко. Изображение Доброго Пастыря служило для христиан той поры тем, чем служит для нас изображение Распятого. Но в дальнейшем изображение распятия стало ведущим мотивом в христианской иконографии. Распятия множились. Они имеются теперь среди изваяний соборов, они проникают во все жилища и во все общественные помещения: больницы, школы : они возвышаются на перекрестках наших дорог. Увы! Их производство нередко есть коммерческое предприятие, и христианский мир наводнили распятия, лишенные художественного достоинства, лишенные души. Изображения же Распятого подлинными художниками порой оказываются более чувственными, чем духовными, — я вспоминаю сейчас некоторые полотна Ренессанса.

> Даже художники, подлинно христианские, имеют на сей счет различные концепции, которые, несколько упрощая дело, можно свести к двум основным: концепции реалистической и концепции мистической. В зависимости от времени и места им приходилось исполнять неравную роль.

Видео (кликните для воспроизведения).

> Противоположная концепция представлена в распятиях, называемых «мистическими». Подход здесь совсем другой. Христос показан одетым, порой даже в длинной тунике; на голове Его венец, обыкновенно терновый, но иногда это венец царский. Его глаза широко раскрыты и выражают силу души и ясность. Лицо окружено сиянием славы, порой оно отмечено безграничной жалостью к людям. Его руки распростерты горизонтально, Его тело держится прямо. Художники стремятся нам напомнить, что Распятый есть прежде всего Бог, Бог Живой. Победитель страдания и смерти, и что Его жертва — добровольная. Подобные произведения не столько имеют в виду взволновать наши чувства, сколько стимулировать нашу веру в божественность Христа, в Его победу. Их цель — пробудить скорее нашу надежду, чем наше сострадание, убедить нас, что страдание есть только переход к воскресению. Некоторые из них несколько даже бесчеловечны, но немало и таких, которые излучают волны милосердия, кротости, радостного мира. Их великая заслуга в том, что они не заслоняют самого основного, но помогают нам предощутить божественную тайну.

Читайте так же:  Молитва иконе татьяны великомученицы

> Помогли вам эти несколько замечаний из истории искусства ответить на вопрос, который Вы себе задаете?

> Удаление распятий из наших церквей, из наших домов означало бы ужасающий религиозный упадок. Не забывайте же приучать ваших детей молиться перед распятием: оно есть «самая мудрая книга», как говорил св. Кюре из Арса. Но не менее верно и то, что вам нужно выбрать из различных распятий или изображений Христа на кресте наиболее подходящее. Отстраняйте безжалостно те, которые грозят злоупотребить чувствительностью юных душ искать глубокую истину о жертве Иисуса Христа. Более того, поскольку вашим детям нередко приходится видеть распятия, вульгарно исполненные или же безрелигиозно-реалистические, учите их смотреть на них глазами духа, глазами веры, которые прозревают тайну за ее несовершенным или обманчивым изображением.

> В этом случае распятие раскроется им в своем истинном значении: оно будет не апофеозом страданий, но знаком самой величайшей любви. Любви Отца, который так возлюбил человечество, что отдал людям Своего Сына.

> Любви Сына к Своему Отцу, любви Спасителя, ставшего Человеком, к человекам, Своим братьям: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15.13).

> Оно будет также знаком апофеоза радости, да, самой исключительной, огромной радости, ибо Христос сказал: «Более радости давать, нежели принимать».

Цель этого голосования – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва :

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Храм Всех Святых

Петропавловская и Булаевская епархия

Молитва у Креста Христова

Опубликовано 17 апреля, 2013 — 11:35 пользователем editor

Третий воскресный вечер своды нашего святого храма оглашаются особым молитвенным пением — акафистом Страстям (Страданиям) Христовым. Голгофа — место спасительного подвига Господа Иисуса Христа. Давайте взглянем на неё с благоговением, размышляя о страданиях и смерти Спасителя.

В каждом православном храме на почётном месте стоит изображение горы Голгофы — места распятия и смерти Господа Иисуса Христа. Обращая свой мысленный взор к далёким краям и далёким временам, мы должны понимать, что Голгофа, Крест и страдания Господь терпел ради всех нас.

Как не ужаснуться, видя Господа на Кресте! Чем виноват Христос пред людьми? Тем лишь, что был их милостивым царём и Богом! Взгляните на надпись вины на табличке вверху Креста: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Но Царство Христово оказалось не нужным людям. Не земное царство несёт Господь миру, не власть, не деньги. Царство Его — Святость, Любовь, Истина и Радость в Духе Святом. Сам Господь говорит нам о нём: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20–21). Поэтому среди горя и лишений, боли и слёз, несчастий и бед христианское сердце имеет незыблемую опору — Царствие Божие.

Больно смотреть на распятого Спасителя! Создавший весь мир прекрасным обезображен ранами. Глава, достойная всех драгоценностей мира, исколота терновыми колючками. Руки, творившие лишь добро, пробиты гвоздями. Ноги Пришедшего на землю спасти мир пронзает холодное железо гвоздей. В грудь, полную любви и сострадания, вошло острие копья.

Но смерть Христова — величайшая Победа. Через неё людям открыт путь в Рай и вечную жизнь. Посмотрим на череп с костями у основания креста — это символ поверженной смерти, знак того, что её власть разрушена. С той поры человек сам выбирает свою участь: жизнь со Христом или вечную погибель.

Взглянем на две святые фигуры у Креста: это Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн. Материнское сердце полно горя. Родившая без мук Господа Иисуса Христа Дева Мария страдает, видя муки и смерть Своего возлюбленного Сына.

Рядом с Богородицей стоит юноша — самый молодой из апостолов святой Иоанн. Кто кроме Бога мог тогда видеть в нём будущего великого проповедника, неустрашимого благовестника столетнего старца Евангелиста Иоанна Богослова? Отныне он будет заботиться о Божией Матери.

Христос с Креста «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19: 26–27). Так по вере Церкви Богородица стала Матерью не только Спасителя и святого апостола Иоанна, но и людей всех времён и народов. Событие этого чудесного усыновления настолько значительно и важно, что на Голгофе всегда изображают Пресвятую Богородицу и святого Иоанна.

Любимый ученик Христов — апостол Иоанн даёт всем нам пример чистоты сердца, простоты и мужества. Из всех апостолов, лишь он остался со Христом до самого конца. Так и каждый из нас должен быть верным Спасителю до смертного часа.

Три воскресения в храме совершались Пассии — службы Страстей Христовых, приближается четвёртая и последняя Пассия. На ней будет читаться фрагмент из Евангелия, написанного апостолом Иоанном Богословом. Слушая святые строки, взирая на изображение любимого ученика Христова у Креста Господня, помолимся на предстоящем богослужении страдающему Господу, чтобы Он всегда помогал нам терпеливо переносить все наши невзгоды ради вечной жизни с Богом.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Молитва у Распятия

К 30-летию кончины протоиерея Константина Быстриевского [1]

В 1929 го­ду один пе­тер­гоф­ский свя­щен­ник про­щал­ся со сво­им хра­мом. В при­тво­ре он оста­но­вил­ся, за­крыл гла­за и пред­ста­вил се­бе «гол­гоф­ский путь» на си­бир­ский ле­со­по­вал вме­сте с же­ной и детьми. Ка­за­лось, жизнь кон­че­на, на­де­ять­ся не на что. Вдруг он ощу­тил, как непо­нят­ная ра­дость на­пол­ня­ет его серд­це… «Че­му ж тут ра­до­вать­ся?! — по­ду­мал он, — долж­но быть, от пе­ре­жи­ва­ний схо­жу с ума».

Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Алек­се­е­вич Быст­риевский (а это был он) ро­дил­ся 20 мая 1889 го­да в Пе­тер­бур­ге. По­сле окон­ча­ния Нов­го­род­ской се­ми­на­рии с 1911 го­да слу­жил диа­ко­ном, а с 1914 и до 1929 го­да — свя­щен­ни­ком в хра­мах Пе­тер­го­фа. За­тем от­бы­вал ссыл­ку в го­ро­де Та­ра Ом­ской об­ла­сти, а с 1936 го­да жил в Нов­го­ро­де. По­сле Оте­че­ствен­ной Вой­ны, на волне «но­вой по­ли­ти­ки» по от­но­ше­нию к Церк­ви, отец Кон­стан­тин воз­вра­тил­ся в Ле­нин­град и на­чал слу­жить в Ни­ко­ло-Бо­го­яв­лен­ском, а за­тем клад­би­щен­ском хра­ме на Смо­лен­ском клад­би­ще. Го­ды бра­ли своё, но свя­щен­ник, о ко­то­ром мож­но ска­зать «ро­дил­ся в епи­тра­хи­ли», не мог уй­ти «на по­кой». С 1967 го­да отец Кон­стан­тин — ру­ко­во­ди­тель бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки се­ми­на­ри­стов в Иоан­но-Бо­го­слов­ском хра­ме Ле­нин­град­ской Ду­хов­ной ака­де­мии и се­ми­на­рии, а за­тем, по бла­го­сло­ве­нию ве­ли­ко­го мит­ро­по­ли­та Ни­ко­ди­ма (Ро­то­ва) — ду­хов­ник се­ми­на­ри­стов и всей Ле­нин­град­ской мит­ро­по­лии. Он был на­граж­ден все­ми воз­мож­ны­ми для свя­щен­ни­ка на­гра­да­ми; но его глав­ная на­гра­да — лю­бовь сту­ден­тов, по­ни­мав­ших, что этот чу­дом вы­жив­ший че­ло­век при­об­ща­ет их к бо­га­тей­шей ду­хов­ной и ли­тур­ги­че­ской тра­ди­ции на­ше­го без­воз­врат­но ушед­ше­го про­шло­го.

В на­ча­ле-се­ре­дине 1970-х (для на­шей мит­ро­по­лии — от­нюдь не «за­стой­ных»!) отец Кон­стан­тин, ещё стат­ный, бод­рый и ру­мя­ный [2] , учил нас, се­ми­на­ри­стов, пре­муд­ро­стям по­но­мар­ско­го де­ла: как пра­виль­но по­да­вать ка­ди­ло, кла­нять­ся и вы­хо­дить со све­чой. Ока­зы­ва­ет­ся, све­ще­нос­цы на Ве­ли­ком вхо­де, сто­я­щие во вре­мя воз­гла­ше­ний пе­ред со­ле­ёй, долж­ны про­во­дить ду­хо­вен­ство до Цар­ских врат, оста­но­вить­ся и, по­сле каж­де­ния их диа­ко­ном от пре­сто­ла, взять све­чи в дру­гие ру­ки, со­вер­шить про­ти­во­по­лож­ные друг дру­гу раз­во­ро­ты на 360˚ ли­цом к мо­ля­щим­ся, и лишь по­сле это­го уй­ти в ал­тарь. Наш на­став­ник очень пло­хо ви­дел, хо­тя и но­сил оч­ки с тол­стен­ны­ми лин­за­ми, и ино­гда это при­во­ди­ло к за­бав­ным ка­зу­сам. Пом­ню, как све­ще­но­сец, вый­дя из ал­та­ря се­вер­ны­ми дверь­ми, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся на со­лее (во вре­мя чте­ния Еван­ге­лия), за­чем-то бод­ро ше­ству­ет в при­твор, а отец Кон­стан­тин, стоя у пре­сто­ла, тщет­но ждет его по­яв­ле­ния. За­тем мо­ля­щим­ся пред­ста­ет та­кая кар­ти­на: сле­ва из-за Цар­ских врат вы­со­вы­ва­ет­ся го­ло­ва се­до­вла­со­го стар­ца; при­крыв свер­ху гла­за ла­до­нью, он при­сталь­но, как впе­ред­смот­ря­щий на ко­раб­ле, вгля­ды­ва­ет­ся в без­бреж­ную даль…

По­ми­мо бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки и ис­по­ве­ди се­ми­на­ри­сты встре­ча­лись с ува­жа­е­мым ба­тюш­кой во вре­мя фа­куль­та­тив­ных пас­тыр­ских уро­ков. Мне за­пом­ни­лось об­суж­де­ние важ­ней­ше­го для бу­ду­ще­го пас­ты­ря во­про­са о лич­ном пу­ти: остать­ся ли оди­но­ким или со­здать «ма­лую цер­ковь». — «А ка­кой путь, вы са­ми ду­ма­е­те, труд­нее?» — «Ко­неч­но же, пер­вый!» — зву­чит са­мо­уве­рен­ный глас. И на­чи­тав­ший­ся ас­ке­ти­че­ских книг юнец бой­ко на­чи­на­ет го­во­рить о «мо­на­ше­ских по­дви­гах». — «А вот я, — крот­ко воз­ра­жа­ет мно­го­опыт­ный отец Кон­стан­тин, — счи­таю, что же­на­то­му свя­щен­ни­ку труд­нее: по­то­му что мо­нах, как бы он ни жил, от­ве­ча­ет за се­бя од­но­го, а се­мей­ный пас­тырь — в первую оче­редь за сво­их близ­ких!»

Уро­ки пе­ре­рас­та­ли в вос­по­ми­на­ния. Отец Кон­стан­тин, несмот­ря на пе­ре­не­сен­ные ис­пы­та­ния, и в пре­клон­ные го­ды оста­вал­ся боль­шим ре­бен­ком, счи­тая всех нас од­ной друж­ной се­мьей. Мы слу­ша­ли до­ве­ри­тель­ные рас­ска­зы о том, как в 1905 го­ду за­быв­шие долг и честь сту­ден­ты Им­пе­ра­тор­ских Ду­хов­ных школ рья­но участ­во­ва­ли в ре­во­лю­ци­он­ных бун­тах; о том, ка­кой он, «Ко­стя», в мо­ло­до­сти был «вид­ный па­рень»; как его диа­кон­ский го­лос, ко­гда он слу­жил в хра­ме Пе­тер­гоф­ско­го Им­пе­ра­тор­ско­го двор­ца, по­нра­вил­ся им­пе­ра­три­це, и по её про­тек­ции он по­лу­чил сан иерея; как в 1918 го­ду боль­ше­ви­ки два­жды при­го­ва­ри­ва­ли его к рас­стре­лу, но Гос­подь хра­нил его; как в го­ды ссыл­ки он в ка­нун боль­ших празд­ни­ков ухо­дил из по­сел­ка в лес и там со­вер­шал «сло­вес­ную Служ­бу», де­лая вид, что не за­ме­ча­ет сво­их со­то­ва­ри­щей, из-за со­сед­них де­ре­вьев вни­мав­ших за­бы­тым пес­но­пе­ни­ям… Ра­зу­ме­ет­ся, адми­ни­стра­ция ЛДА (по ука­зу «свы­ше») ско­ро при­кры­ла эти че­рес­чур на­зи­да­тель­ные для то­го вре­ме­ни «уро­ки жиз­ни».

То­гда же мы узна­ли тай­ну тех ми­нут 1929-го го­да: «…Да что же я, с ума схо­жу, что ли! Как вдруг, от­крыв гла­за, уви­дел: ба­тюш­ки мои (тут отец Кон­стан­тин звон­ко хло­пал се­бя ла­до­нью по лбу), да ведь я стою пе­ред Рас­пя­ти­ем!» Дей­стви­тель­но, мо­гут ли на­ши ис­пы­та­ния срав­нить­ся с тем, что пе­ре­жил и дал нам в веч­ное на­сле­дие Спа­си­тель. «Ре­бя­та, — ча­сто по­вто­рял нам отец Кон­стан­тин, — все­гда мо­ли­тесь у Рас­пя­тия, хо­тя бы ми­нут­ку, да­же по­сле дол­гой служ­бы или ко­гда про­бе­га­е­те ми­мо хра­ма по сво­им де­лам». Се­ми­на­ри­сты мо­е­го вре­ме­ни эту за­по­ведь ис­пол­ня­ли. Пом­нят ли её ны­неш­ние сту­ден­ты?

Гос­подь от­ме­тил пра­вед­ни­ка: взял его в Свои оби­те­ли в празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря 1979 го­да), к то­му же при­шед­ший­ся на вос­кре­се­нье! С то­го дня ми­ну­ло уже 30 лет, но взле­та­ю­щий к небе­сам го­лос от­ца Кон­стан­ти­на по-преж­не­му зву­чит в ушах, а уро­ки изящ­но­го по­но­мар­ства не за­бы­ва­ют­ся. Веч­ная те­бе па­мять, до­ро­гой На­став­ник!

При­ме­ча­ния

[1] Очерк опуб­ли­ко­ван в руб­ри­ке «Име­на» в жур­на­ле «Во­да жи­вая: Санкт-Пе­тер­бург­ский Цер­ков­ный вест­ник. Офи­ци­аль­ное из­да­ние Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии» (2009. № 11). Для на­сто­я­ще­го вос­про­из­ве­де­ния текст ав­то­ром про­смот­рен и немно­го до­пол­нен.

[2] Де­ло в том, что у него бы­ла ка­кая-то уни­каль­ная под­груп­па кро­ви, и его ду­хов­ный сын, врач из от­ря­да кос­мо­нав­тов, обе­щал ему ми­ни­мум 110 лет жиз­ни. Увы! Из-за невер­но­го уко­ла, ко­то­рый от­цу Кон­стан­ти­ну «вка­ти­ла» неопыт­ная мед­сест­ра, он по­чти ослеп (про­стой че­ло­век умер бы) и в ре­зуль­та­те про­жил «все­го лишь» 90 лет!

Икона «Распятие Иисуса Христа»

В иконописи существуют некоторые ключевые сюжеты, такие иконы обычно относятся к ранним иконописным изображениям. Как правило, такие сюжеты были призваны эмоционально воздействовать на смотрящего, вызывая у него сочувствие, эмпатию и настраивая на высокий лад. К таковым изображениям относится икона «Распятие Иисуса Христа».

История иконы

История создания иконы «Распятие Христа» связана с распространением известного евангельского сюжета. Особенно это было важно в те времена, когда основная часть населения оставалась неграмотной, и соответственно не имела возможности прочитать Евангелие, но икона, повествующая о распятии, давала возможность совершенно любому человеку узнать о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа.

Уместным будет вспомнить о том, что в те давние времена казнью через распятие наказывали лишь самых страшных преступников. Такой тип казни был достаточно распространенным и крест, на котором принимали смерть преступники, не имел какого-либо символического значения, а воспринимался как часть казни, в качестве ее орудия.

Распятие Иисуса Христа — одна из часто повторяющихся тем не только в иконописи, но и в живописи в целом. У разных художников, в определенный момент жизни, в совершенно разной, порою даже иносказательной форме появляется этот расхожий сюжет. Так, «страсти Христовы» встречаются в творчестве таких известных художников, как Виктор Васнецов, Василий Верещагин, Эль Греко, Франсиско Гойя и другие. Конечно, иконописные изображения в отличие от живописи, канонизированы и освящены, поэтому помимо смысловой нагрузки несут в себе особый, невидимый свет, помогающий человеку, обратившемуся к святому лику Христа, справиться с разного рода трудностями.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Для верующих христиан мотив, связанный с распятием Иисуса Христа, один из важных библейских сюжетов. Несмотря на то что многие иконы, раскрывающие «страсти Христа» могут выглядеть немного по-разному, большинство их них имеют и некоторые общие канонические тенденции, среди которых:

  • изображение на иконе Божией матери, которую обычно иконописец помещает справа от Иисуса;
  • с противоположной стороны от Богоматери обычно находится Иоанн Богослов — один из 12 апостолов Христа;
  • с каждой стороны от Спасителя расположены два распятых разбойника;
  • на переднем плане, словно бы под крестом обычно располагаются три римских воина.

Значение иконы «Распятие Иисуса Христа» раскрывается главным образом в том, что такой тип иконы можно считать кратким изложением Евангелия. Для тех, кто мало осведомлен о событиях, происходящих во времена Христа, такая икона служит как бы главным источником знаний, необходимых для каждого христианина.

Интересно! Во многих храмах икона «Распятие Христа» расположена так, что при входе в церковь прихожане видят ее первой, в тех храмах, которые пребывают на реставрации, первой восстанавливают именно этот иконописный образ.

В чем помогает

Икона «Распятие Христа» помогает в первую очередь в укреплении веры и ее обретении, выборе правильного духовного пути. С этим образом Христа распятого связаны и молитвы раскаяния, очищения души. Покаянная молитва, прочитанная у этой иконы, исцеляет сердце и наполняет душу добротой.

Священники обычно благословляют прихожан к чтению утренних и вечерних молитв, прося при этом у лика распятого Иисуса Христа:

  • помощи в каждом деле, житейских трудностях и горестях;
  • защиты в опасности;
  • исцеления от болезни;
  • избавления от тревоги, уныния и печали.

Важно! При чтении молитв обязательно стоит помнить, что помимо молитвенных просьб обязательно следует благодарить Бога за свои успехи и дарованное здоровье.

Что нужно знать про икону

Существуют особые дни, связанные с почитанием икон Иисуса Христа, в эти дни у иконы читается тропарь и проходят канонические богослужения. К таким датам относятся такие церковные праздники, как:

  • начало Успенского поста — 14 августа;
  • Преображение Господне — 19 августа;
  • День памяти перенесения в Константинополь Нерукотворного Образа Христа — 29 августа.

Содержание иконы

Существуют некоторые отличия в иконописных изображениях данного сюжета. Что касается фона, то на более ранних иконах преимущественно 9-10 веков для его создания использовались мрачные, густые тона, как бы подчеркивающие трагизм происходящего, обостряя ситуацию эмоционально, и одновременно как бы выталкивая изображение Иисуса из полотна, изображая его как бы наполненным светом, что создавало впечатление на смотрящего, будто Христос находится прямо перед ним.

Одновременно с таким изображением существуют и иконы, где основной цвет фона — золотой, служащий символом победы света над тьмой, и жизни над смертью, как бы предвосхищая тем самым еще один известный сюжет — Воскрешение Иисуса Христа. Золото, используемое в иконографии, символизирует также и величие Христа, положившего свою жизнь за людей.

Интересно! Следует отметить, что также на иконах присутствует и еще одна деталь, указывающая на торжество победы Спасителя над смертью, это череп, находящийся на земле, у основания распятия, вызывающий в мыслях каждого христианина известные строки о Воскрешении Иисуса «смертию смерть поправ».

Верхняя часть иконы обычно уделяется изображению ангелов и небесных светил. Существуют также некоторые иконы (чаще такой тип изображения близок традиции западного христианства), когда позади фигуры Христа изображаются скалы, указывающие на то, что по совершении казни над Мессией, разверзлась земля от случившегося землетрясения.

Описание иконы

Существуют некоторые отличия иконописного изображения Христова распятия в католической и православной традиции.

Так, в католицизме принято изображать ступни Христа скрещенными и пробитыми одним гвоздем, православными канонами принято изображать Христа распятого четырьмя гвоздями. Кроме того, на православных иконах ладони Иисуса обязательно изображаются открытыми.

Молитва Иисуса перед распятием
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here