Молитва григорию просветителю армении

Полное описание: Молитва григорию просветителю армении - для наших любимых читателей.

Молитва григорию просветителю армении

Священномученику Григорию, епископу, просветителю Великия Армении (тропарь и кондак)

И нра́вом прича́стник, / и престо́лом наме́стник апо́столом быв, / дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне, / в виде́ния восхо́д; / сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, / и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, / священному́чениче Григо́рие, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Б лагосла́внаго и священнонача́льника вси, / я́ко страда́льца и́стины, / днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим, / бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия, / всеми́рнаго свети́льника и побо́рника, // Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Новости

    29 Октябрь 2019

Обновление на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен

08 10 Чин Вечерни для домашнего (келейного) чтения.

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлено:

08 05 Час первый для домашнего (келейного) чтения.

08 06 Час третий для домашнего (келейного) чтения.

08 07 Час шестой для домашнего (келейного) чтения.

08 08 Час девятый для домашнего (келейного) чтения.

08 09 Чин Изобразительных (Обедницы) для домашнего (келейного) чтения.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Очередное заседание Священного Синода прошло в Даниловом монастыре в Москве
Епископ Воскресенский Дионисий назначен управляющим делами Московской Патриархии
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Святейший Патриарх Кирилл: Сама история нашей страны является чудом Божиим
26-27 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Донскую митрополию

Григорий, просветитель Великой Армении

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.

Читайте так же:  Молитвы и обряды от зла

Почитание св. Григория Просветителя на Руси

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «. священы церкви приделы. которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Очередное заседание Священного Синода прошло в Даниловом монастыре в Москве
Епископ Воскресенский Дионисий назначен управляющим делами Московской Патриархии
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Святейший Патриарх Кирилл: Сама история нашей страны является чудом Божиим
26-27 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Донскую митрополию

Архив

В Первопрестольном Святом Эчмиадзине совершен чин освящения Святого Мира

Вечером в воскресенье 28 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине был совершен чин освящения Святого Мира.

Торжественная церемония началась с Патриаршего крестного хода, направившегося к алтарю Святого Трдата, где был установлен котел со Святым Миром.

После молитв и песнопений Католикос всех армян Гарегин II добавил в котел с оливковым маслом и бальзамом отвар из более чем 40 различных ароматных ладанов, цветов, корней душистых растений, смеси соков корней и ветвей растений, а также Миро, переданное армянским Католикосом Великого Дома Киликийского Арамом I как символ братской любви и единства Армянской Церкви. Когда Гарегин II добавил в котел старое Миро, в небо взмыли голуби.

Затем под духовные песнопения Католикос всех армян освятил Святое Миро тремя святынями Армянской Церкви — частицей Животворящего Креста, Святым Копьем, пронзившим Господа, и Десницей святого Григория Просветителя.

По окончании чина освящения Предстоятель Армянской Церкви, обратившись к собравшимся, сказал, что «по воле Господа, в день праздника явления Варагского Святого Креста, верующие чада армянского народа собрались для освящения Святого Мира в армянской святыне — Первопрестольном Святом Эчмиадзине, очерченном небесным светом на вечные времена, как свидетельство веры армянского народа».

«Святым Миром мы рождаемся от купели Крещения как народ Божий, со Святой Армянской Апостольской Церковью. Миропомазанием познаем и сохраняем армянскую и христианскую самобытность, национальную целостность. С миропомазанием мы побеждали во всех войнах во имя Веры и Родины. Святая Мощь и Свет Мира соединяли и соединяют наше прошлое, настоящее и будущее наших чад», — сказал Гарегин II.

По его словам, освящение Святого Мира — это призыв к нации «оставаться под покровом святости, уклоняться от зла и его деяний и вечно хранить в нашей жизни свет Благой Вести Господа».

«Освящение Святого Мира — это завет жить, и идти по жизни с Христом», — сказал Католикос всех армян. С Господом, с дарованной Им любовью, должна преобладать в нашей жизни справедливость, «в наших сердцах мы должны честно хранить святую веру наших отцов».

Католикос Гарегин II сказал, что с оптимизмом смотрит в будущее, так как в Армении и Арцахе, в независимой государственной жизни, в здоровом внутреннем мире армянского народа заметна пробуждающаяся и зреющая потребность в очищении, построении общества и государства, излечении национальных ран, преодолении трудностей в церковной жизни, стремление к единству.

«Одна нация, одна вера, одна Церковь. С единой Родиной мы должны вместе двигаться к новым достижениям, реализации наших справедливых чаяний и достойных целей. Объединим и укрепим наши усилия, чтобы родная наша страна процветала в богоданном мире и свободе, укреплялась любовью и преданностью своих чад, их талантом и делами», — сказал Гарегин II.

На церемонии присутствовали президент Армении Серж Саргсян, премьер-министр Тигран Саркисян, президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян, члены правительства, представители христианских Церквей, дипломаты.

Накануне Католикос всех армян Гарегин II совершил в ереванском мемориальном комплексе «Цицернакаберд» панихиду по жертвам геноцида армян в Османской империи.

Предстоятель Армянской Церкви и представители 12 Церквей и межцерковных организаций, в том числе Русской Православной, Римско-Католической, Коптской, Ассирийской, Индийской (Малабарской) Церквей, вознесли молитву за упокой душ невинных жертв Геноцида.

«В связи с предстоящим чином освящения Святого Мира к нам прибыли представители Церквей-Сестер, и сегодня мы вместе посетили «Цицернакаберд» для вознесения молитвы к Богу за души наших невинных жертв, моля у Господа, чтобы Он оберегал мир Своей всехранящей Десницей и не позволял, чтобы в мире какой-либо народ видел подобную трагедию. Пусть Господь хранит в мире и любви Свое творение», — сказал Католикос всех армян журналистам.

По словам Католикоса, Армянская Церковь направляет Церквам-Сестрам приглашение присутствовать на чине освящения Мира, «чтобы участвовать в нем единой молитвой и укрепить братские связи между нашими Церквами».

Читайте так же:  Руки в молитве картинка

«Это прекрасная возможность для Церквей показать свое братство и подтвердить свою волю действовать совместно для преодоления проблем и вызовов, стоящих перед человечеством», — сказал Гарегин II.

Также вечером в субботу в ереванском кафедральном соборе Сурб Григор Лусаворич (святого Григория Просветителя) состоялась экуменическая молитва, которую возглавили Католикос всех армян и Константинопольский Патриарх.

Справка (по материалам сайта Седмица.ru)

Cвятое Миро — одна из главных святынь Армянской Церкви. По преданию, освященный Иисусом Христом елей принес в Армению апостол Фаддей. Он построил монастырь и спрятал там сосуд со священным маслом. Святой Григорий Просветитель нашел его и смешал елей со своим освященным миром. С того времени только Католикос всех армян имеет право освящать Миро и смешивать старую закваску с новой. Из Первопрестольного Эчмиадзина Святое Миро развозится по всему свету, где живут армянские диаспоры.

Основной компонент Мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных ладанов, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так Миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения Мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое Миро вливается старое.

За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора.

В день освящения Мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви — пронзившее Господа Копье, частицу Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя.

Миро варят и освящают один раз в 7 лет.

Святым Миром совершаются: Таинство Миропомазания, которое следует за Крещением; помазание священников, епископов и Католикосов. Также Миром освящаются: основания возводимых церквей, кресты на куполах, алтари, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены храмов.

Кроме того, ежегодно 6 января, в праздник Богоявления, после Литургии совершается чин Освящения воды, во время которого Святое Миро изливается в символизирующую Иордан купель — в память о нисхождении Святого Духа на Иисуса во время Крещения.

Расписание

27 октября — 3.

20 — 27 октября.

Объявления

Димитриевская.

Молебен перед.

Соборование 21 марта.

Канал Youtube

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ

Святыни Николо-Ямского храма

В Николо-Ямском храме находится ковчег с частицей мощей священномученика Григория, просветителя Великой Армении

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Читайте так же:  Молитва Матроне о здоровье внука

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.

Почитание св. Григория Просветителя на Руси

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «. священы церкви приделы. которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

Тропарь священномученика Григория, глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Григория, глас 2

Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

Святому священномученику Григорию, просветителю Великия Армении.

Тропа́рь, гла́с 4:

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом бы́в, дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д; сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Григо́рие, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Канон свята́го. Гла́с 4.

Пе́снь 1.

Ирмос: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Тро́ице честне́й предстоя́ венцено́сец, я́ко бо́др па́стырь, я́ко му́ченик свяще́нен, свяще́нными твои́ми моли́твами успи́ страсте́й мои́х мра́чная привиде́ния хва́лящему тя́, блаже́нне Григо́рие.

Незаходи́мый свети́льник, иера́рх вели́кий, многострада́льный па́стырь, подвиго́в искуше́ние, Арме́нии хвала́ дне́сь на пе́ние ве́рныя призва́: соше́дшеся, того́ ублажи́м.

Во́д живо́тных Ду́ха, блаже́нне, напо́лнился еси́, я́ко река́ Еде́ма у́мнаго исходя́щая, лице́ напая́я церко́вное и изсуша́я пучи́ну идолонеи́стовства, Григо́рие.

Богородичен: Жены́, Кресто́м от Тебе́ Вопло́щшагося укрепля́емы, Чи́стая, пострада́ша кре́пко и Тому́ приведе́ны бы́ша во сле́д Тебе́, Де́вы, де́вства блиста́ньми и му́ченическими кровьми́ сия́юще.

Пе́снь 3.

Ирмос: Яко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ра́нами подвиго́в твои́х зу́бы сокруши́л еси́ льво́в, и излия́ньми крове́й де́монскую кро́вь погубля́я, и́дольская же из ко́рене низвраща́еши ка́пища, досточу́дне.

Ни лю́тых наляца́ния, ни го́рькия му́ки, ни мра́чнейшаго ро́ва затворе́ние долговре́менное тво́й адама́нтский преврати́ша по́мысл, му́чениче досточу́дне.

Дрема́ния твои́м очесе́м, му́чениче, не да́л еси́, до́ндеже дрема́нием злы́м одержи́мыя злочести́во сы́ны дне́ показа́л еси́, зову́щия: свя́т еси́, Го́споди.

Богородичен: Девома́терь Тя́, Отрокови́це, Рипсими́я му́ченица ве́дущи еди́ну, восхоте́ Твои́м добро́там и Христу́ во сле́д приведе́ся, страстьми́ светя́щися.

Седа́лен, гла́с 4.

Пресве́тлыми сия́ньми, иера́рше, озари́в твою́ ду́шу светоно́сно, доброде́тельми просвети́л еси́ лице́ земли́, име́я в се́рдце твое́м Христа́; просвеща́еши же, я́ко со́лнце незаходи́мое, язы́ков собо́ры, му́ченическими добро́тами на́с удобря́я, Григо́рие всему́дре.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Грехолюби́в сы́й, молю́ Тя, Безгре́шнаго Бо́га ро́ждшую, взе́млющаго гре́х ми́ра, Пречи́стая, многогре́шную ду́шу мою́ уще́дрити и грехи́ моя́ мно́гия очи́стити, гре́шных бо Ты́ еси́ очище́ние и спасе́ние ве́рных и защище́ние.

КрестоБогородичен:

Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, в после́дняя времена́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ Тя́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый, я́ко Бо́г, от Ангел, от беззако́нных ны́не челове́к, Сы́не, хотя́ распина́ешися? Пою́ Тя, Долготерпели́ве.

Пе́снь 4.

Ирмос: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

На обзо́рную тя́ высоту́ муче́ния возведе́ высо́кий в сла́ве Госпо́дь вы́шний, сла́вне, Его́же Стра́сти, ра́дуяся, изобрази́л еси́, священному́чениче: сла́ва, — вопия́, — си́ле Твое́й.

Губя́щаго безбо́жнаго врага́ всю́ зе́млю Арме́нскую Боже́ственною си́лою низложи́л еси́ и, я́ко заря́ просия́в, просвети́л еси́ во тме́ лежа́щия, му́дре, су́етства.

Многосугу́бно Созда́телю тво́й тала́нт прине́сл еси́, спа́сшихся боже́ственными твои́ми уче́нии, Григо́рие, и от Него́ нестаре́ющийся жре́бий прия́л еси́, Ца́рство, е́же на небесе́х, и све́тлость.

Читайте так же:  Ступени молитвы ведут нас

Богородичен: Яко добру́, я́ко избра́нну Тя́ и я́ко красну́ возлюби́ша отрокови́цы де́вы, с Рипсими́ею страда́вшия, Девома́ти Мари́е, и во сле́д Тебе́ приведо́шася Сы́ну Твоему́, ра́дующеся.

Пе́снь 5.

Ирмос: Просвеще́ние Твое́, Го́споди, низпосли́ на́м и от мглы́ прегреше́ний разреши́ ны, Бла́же, Тво́й ми́р да́руяй.

Крестоявле́нно ви́дел еси́ зна́мение я́ве, све́том сия́ющее и разруша́ющее но́щь и́дольскую, све́та же ча́да ве́рныя соде́ловающее.

В до́льнейшем тя́ ро́ве спасе́ Христо́с Бо́г, со зверьми́ су́ща ле́тным измене́нием, хотя́ща све́том Боже́ственнаго Сло́ва просвеща́ти безу́мныя.

Му́ченически подвиза́вся, венча́лся еси́ я́ко победи́тель, пома́зався же мѵ́ром архиере́йства, пома́зал еси́ лю́ди, злосмра́дныя льсти́ изба́вив, Григо́рие.

Богородичен: Воню́ ощути́вше мѵ́ра де́вы, из Тебе́, Чи́стая Де́во, возсия́вшаго Сло́ва, страда́льческими по́двиги Тому́ благоугоди́ша, ра́дующеся.

Пе́снь 6.

Ирмос: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Слове́с твои́х си́лою тре́бища разори́шася, и де́монстии низложи́шася нетве́рдии куми́ры, и ве́рных сердца́ боже́ственным утверди́шася раче́нием.

Тирида́та, я́коже ве́пря свя́заннаго, приве́л еси́ я́ко а́гня Го́споду, пре́жде бы́вша во́лка свире́паго, за вели́кое бога́тство благоутро́бия Бо́жия ны́не спаса́ема.

Показа́л еси́ заблу́ждшим стезю́ Боже́ственную, неле́стными поуче́нии, иера́рше, соверши́в я́ко па́стырь, Па́стыря и́стиннаго подража́я, Григо́рие.

Богородичен: Распина́ема от Тебе́, Богоро́дице, Вопло́щшагося я́ко уве́де Рипсими́я, Тому́ сраспя́тся, я́ко а́гница Па́стырю, я́ко же́ртва Бо́гу непоро́чная.

Конда́к, гла́с 2.

Благосла́внаго и священнонача́льника вси́, я́ко страда́льца и́стины, дне́сь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим, бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия, всеми́рнаго свети́льника и побо́рника, Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся на́м.

Сего́ вели́каго во страстоте́рпцех, свети́льника боже́ственнаго, Арме́нии ве́рна па́стыря и учи́теля в пе́снех восхва́лим и пе́нии боже́ственными главу́ его́ венча́ем, и́бо тму́ безбо́жия и́дольскаго погуби́, с ни́миже и де́монское де́йство все́ умертви́. Те́м труды́ претерпе́в кре́пким по́мыслом и благода́тию, Христу́ ны́не мо́лится, е́же спасти́ся на́м.

Пе́снь 7.

Ирмос: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Многови́дныя му́ки претерпе́в, му́чениче, мно́гия от му́к свободи́л еси́ и бу́дущия печа́ли, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

До́м себе́ Тро́ицы соверши́в, блаже́нне, хра́мы и́дольския разори́л еси́, хра́мы же воздви́гл еси́ Всеви́дцу Сло́ву, лю́дем на спасе́ние.

Священноде́латель яви́лся еси́, тебе́ сама́го же́ртву пре́жде те́пле прине́сл еси́ Влады́це твоему́, Ему́же жря́ пото́м, благочести́вым дае́ши душа́м во спасе́ние.

Богородичен: Му́ченическими венцы́ укра́шены, отрокови́цы из Де́вы возсия́вшему Бо́гу приведо́шася, песнопе́сненно вопию́ще: Христе́, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмос: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Пострада́в зако́нно, посрами́л еси́ беззако́нныя враги́ крепча́йше, священнослужи́телю Григо́рие, и Бо́гу приве́л еси́ мно́жество пою́щих: вся́кая дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.

Возде́лав непло́дную ни́ву, насе́ял еси́ слове́сная се́мена, во сто́ пожа́в слове́сных кла́сов благопло́дие, Де́лателю ду́ш угобзи́вшее.

Блиста́ньми слове́с твои́х просвети́л еси́ и мно́гия тмы́ приве́л еси́, на́с ра́ди во́лею Претерпе́вшему Стра́сти, Ему́же песнопое́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Ни мно́жества му́к убоя́вшися, ни плотски́м сласте́м повину́вшися, от Де́вы Го́спода су́ща испове́да, вопию́щи, Рипсими́я: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмос: Ева у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Си́лою вжиля́емь Христо́вою, претерпе́л еси́ му́к боле́зни, и ка́пища погуби́л еси́ де́монская, и хра́мы и́дольския раскопа́л еси́, лю́ди же, су́щия в неве́дении, просвети́л еси́, священному́чениче всече́стне.

Яко у́тро, возсия́ на́м па́мять твоя́, благода́тей зарю́ нося́щи, ты́ бо све́та яви́лся еси́ прия́телище Боже́ственнаго и к Све́ту возше́л еси́ невече́рнему, бога́тно озаря́емь светоли́тии Боже́ственными, преподо́бне.

Собесе́дник яви́лся еси́ проро́ков, му́чеников же и апо́столов купножи́тель, архиере́ев и преподо́бных, Ангелов и арха́нгелов равноста́тен, с ни́миже о на́с, чту́щих тя́, о́тче, моли́ Человеколю́бца.

До́блествоваша жены́ честны́я, испаде́ние Евино исправля́юще, претерпе́ша боле́зней треволне́ние, вельми́ на высоту́ хва́лящагося нога́ми красне́йшими сокруши́ша, и́хже досто́йно ублажа́ем.

Богородичен: Све́том лица́ из Тебе́ Возсия́вшаго озари́вшися, Присноде́во, любо́вию неудержа́нною, Рипсими́я Стра́сти Его́ и Сме́рть свое́ю пло́тию изобрази́, те́мже с Тобо́ю, Влады́чице, ны́не весели́тся.

Свети́лен.

В ро́ве вре́менно затворе́на со зверьми́ Григо́рия похва́лим сла́внаго, премени́вша ди́вия ве́пря мучи́теля Тирида́та и огласи́вша сло́во все́й земли́ просвеще́ния.

Богородичен:

Честне́йши еси́ все́х тва́рей, Богоро́дице, Христа́ поро́ждшая, Того́ у́бо моли́ сохрани́тися ма́лей се́й па́стве Твое́й невреди́мей от вся́каго наве́та проти́внаго.

Канон священномученику Григорию Армянскому, просветителю Великой Армении (Каноны святым)

Песнь 1.

Ирмос:

Троице честней предстоя венценосец, яко бодр пастырь, яко мученик священен, священными твоими молитвами успи страстей моих мрачная привидения хвалящему тя, блаженне Григорие.

Незаходимый светильник, иерарх великий, многострадальный пастырь, подвигов искушение, Армении хвала днесь на пение верныя призва: сошедшеся, того ублажим.

Вод животных Духа, блаженне, наполнился еси, яко река Едема умнаго исходящая, лице напаяя церковное и изсушая пучину идолонеистовства, Григорие.

Богородичен: Жены, Крестом от Тебе Воплощшагося укрепляемы, Чистая, пострадаша крепко и Тому приведены быша во след Тебе, Девы, девства блистаньми и мученическими кровьми сияюще.

Песнь 3.

Ирмос:

Ранами подвигов твоих зубы сокрушил еси львов, и излияньми кровей демонскую кровь погубляя, идольская же из корене низвращаеши капища, досточудне.

Ни лютых наляцания, ни горькия муки, ни мрачнейшаго рова затворение долговременное твой адамантский превратиша помысл, мучениче досточудне.

Дремания твоим очесем, мучениче, не дал еси, дондеже дреманием злым одержимыя злочестиво сыны дне показал еси, зовущия: свят еси, Господи.

Читайте так же:  Молитва чтобы пришел любимый

Богородичен: Девоматерь Тя, Отроковице, Рипсимия мученица ведущи едину, восхоте Твоим добротам и Христу во след приведеся, страстьми светящися.

Седален, глас 4.

Пресветлыми сияньми, иерарше, озарив твою душу светоносно, добродетельми просветил еси лице земли, имея в сердце твоем Христа; просвещаеши же, яко солнце незаходимое, языков соборы, мученическими добротами нас удобряя, Григорие всемудре.

Богородичен: Грехолюбив сый, молю Тя, Безгрешнаго Бога рождшую, вземлющаго грех мира, Пречистая, многогрешную душу мою ущедрити и грехи моя многия очистити, грешных бо Ты еси очищение и спасение верных и защищение.

Крестобогородичен: Из Безначальнаго Отца рожденнаго, в последняя времена плотию Рождшая, на Кресте Тя висяща зрящи, Христе, — увы Мне, любезнейший Иисусе! — вопияше, — како славимый, яко Бог, от ангел, от беззаконных ныне человек, Сыне, хотя распинаешися? Пою Тя, Долготерпеливе.

Песнь 4.

Ирмос:

На обзорную тя высоту мучения возведе высокий в славе Господь вышний, славне, Егоже Страсти, радуяся, изобразил еси, священномучениче: слава, — вопия, — силе Твоей.

Губящаго безбожнаго врага всю землю Арменскую Божественною силою низложил еси и, яко заря просияв, просветил еси во тме лежащия, мудре, суетства.

Многосугубно Создателю твой талант принесл еси, спасшихся божественными твоими учении, Григорие, и от Него нестареющийся жребий приял еси, Царство, еже на небесех, и светлость.

Богородичен: Яко добру, яко избранну Тя и яко красну возлюбиша отроковицы девы, с Рипсимиею страдавшия, Девомати Марие, и во след Тебе приведошася Сыну Твоему, радующеся.

Песнь 5.

Ирмос:

Крестоявленно видел еси знамение яве, светом сияющее и разрушающее нощь идольскую, света же чада верныя соделовающее.

В дольнейшем тя рове спасе Христос Бог, со зверьми суща летным изменением, хотяща светом Божественнаго Слова просвещати безумныя.

Мученически подвизався, венчался еси яко победитель, помазався же миром архиерейства, помазал еси люди, злосмрадныя льсти избавив, Григорие.

Богородичен: Воню ощутивше мира девы, из Тебе, Чистая Дево, возсиявшаго Слова, страдальческими подвиги Тому благоугодиша, радующеся.

Песнь 6.

Ирмос:

Словес твоих силою требища разоришася, и демонстии низложишася нетвердии кумиры, и верных сердца божественным утвердишася рачением.

Тиридата, якоже вепря связаннаго, привел еси яко агня Господу, прежде бывша волка свирепаго, за великое богатство благоутробия Божия ныне спасаема.

Показал еси заблуждшим стезю Божественную, нелестными поучении, иерарше, совершив яко пастырь, Пастыря истиннаго подражая, Григорие.

Богородичен: Распинаема от Тебе, Богородице, Воплощшагося яко уведе Рипсимия, Тому сраспятся, яко агница Пастырю, яко жертва Богу непорочная.

Кондак, глас 2.

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь вернии в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя Григория, всемирнаго светильника и поборника, Христу бо молится, еже спастися нам.

Сего великаго во страстотерпцех, светильника божественнаго, Армении верна пастыря и учителя в песнех восхвалим и пении божественными главу его венчаем, ибо тму безбожия идольскаго погуби, с нимиже и демонское действо все умертви. Тем труды претерпев крепким помыслом и благодатию, Христу ныне молится, еже спастися нам.

Песнь 7.

Ирмос:

Многовидныя муки претерпев, мучениче, многия от мук свободил еси и будущия печали, вопия: отец наших Боже, благословен еси.

Дом себе Троицы совершив, блаженне, храмы идольския разорил еси, храмы же воздвигл еси Всевидцу Слову, людем на спасение.

Священноделатель явился еси, тебе самаго жертву прежде тепле принесл еси Владыце твоему, Емуже жря потом, благочестивым даеши душам во спасение.

Богородичен: Мученическими венцы украшены, отроковицы из Девы возсиявшему Богу приведошася, песнопесненно вопиюще: Христе, благословен еси.

Песнь 8.

Ирмос:

Пострадав законно, посрамил еси беззаконныя враги крепчайше, священнослужителю Григорие, и Богу привел еси множество поющих: всякая дела, благословите, Господня, Господа.

Возделав неплодную ниву, насеял еси словесная семена, во сто пожав словесных класов благоплодие, Делателю душ угобзившее.

Блистаньми словес твоих просветил еси и многия тмы привел еси, нас ради волею Претерпевшему Страсти, Емуже песнопоем: благословите, вся дела Господня, Господа.

Богородичен: Ни множества мук убоявшися, ни плотским сластем повинувшися, от Девы Господа суща исповеда, вопиющи, Рипсимия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9.

Ирмос:

Силою вжиляемь Христовою, претерпел еси мук болезни, и капища погубил еси демонская, и храмы идольския раскопал еси, люди же, сущия в неведении, просветил еси, священномучениче всечестне.

Яко утро, возсия нам память твоя, благодатей зарю носящи, ты бо света явился еси приятелище Божественнаго и к Свету возшел еси невечернему, богатно озаряемь светолитии Божественными, преподобне.

Собеседник явился еси пророков, мучеников же и апостолов купножитель, архиереев и преподобных, ангелов и архангелов равностатен, с нимиже о нас, чтущих тя, отче, моли Человеколюбца.

Доблествоваша жены честныя, испадение Евино исправляюще, претерпеша болезней треволнение, вельми на высоту хвалящагося ногами краснейшими сокрушиша, ихже достойно ублажаем.

Богородичен: Светом лица из Тебе Возсиявшаго озарившися, Приснодево, любовию неудержанною, Рипсимия Страсти Его и Смерть своею плотию изобрази, темже с Тобою, Владычице, ныне веселится.

Светилен.

В рове временно затворена со зверьми Григория похвалим славнаго, пременивша дивия вепря мучителя Тиридата и огласивша слово всей земли просвещения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Богородичен: Честнейши еси всех тварей, Богородице, Христа порождшая, Того убо моли сохранитися малей сей пастве Твоей невредимей от всякаго навета противнаго.

Молитва григорию просветителю армении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here