Содержание
Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
Тропарь, глас 4
Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.
Перевод: Оставив тьму идолослужения и с горячей любовью приняв свет Православной веры Христовой, явилась ты, святая Людмила, как утренняя звезда, светом святости твоей истинный день Богопочитания в Чешской земле начав.
Кондак, глас 2
Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Людмила, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»
Молитва
Икона святой Людмилы
Святая мученица Людмила считается первой покровительницей Чехии. К рангу святых она была причислена за свое праведное житие и мученическую смерть.
Житие святой Людмилы
Дочь сербского князя, родившаяся в 860 году, Людмила получила прекрасное образование, что было необычно для женщин того времени, говорила на нескольких языках, включая греческий и латынь. Еще будучи юной, она сочеталась браком с чешским князем Борживоя и уехала на свою новую родину – Чехию. Благодаря этому браку произошло объединение нескольких племен на территории современной Чехии.
Супруги, как и почти весь народ, были язычниками, однако знакомство с Мефодием, великим славянским просветителем и создателем славянской письменности, побудило их принять христианство (в 882 году). Ими был возведен первый в стране христианский храм, получивший название в честь св. Климента; они всячески способствовали распространению истинной веры в своем государстве.
Людмила рано овдовела – ей было всего 29 лет, когда скончался ее супруг, оставив ее с 6 детьми, четырьмя дочерями и двумя сыновьями, из которых старший тоже умер довольно рано. Править страной стал младший сын Братислав, но фактически все бразды правления оказались в руках Людмилы, и правление ее считали мудрым благодаря ее христианскому милосердию, которое особенно проявлялось в деле помощи нуждающимся, обездоленным и больным.
Князь Братислав женился на Драгомире, девушке заносчивой, с непомерной гордыней, но что особенно важно – язычницей в душе. У них родилось два сына, совершенно не похожих друг на друга. Старший, Вячеслав, походил на своего отца-христианина, а младший – на свою нечестивую мать. Поскольку наследником был старший сын, то воспитание Вячеслава князь возложил на свою праведную мать Людмилу, а младшего оставил Драгомире.
В 921 году скончался сын Людмилы, князь Братислав, и на престол взошел Вячеслав, но поскольку он был несовершеннолетним, то чешский сейм назначил регентшей при нем Драгомиру. Тут-то она и выказала свое истинное лицо, пытаясь восстановить языческие порядки в своей земле. Людмила недвусмысленно выразила невестке недовольство, но поскольку у нее не было никакой власти, ей пришлось удалиться в Тетин, где она продолжала заниматься благотворительностью и много молилась.
Убийство св. Людмилы
Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.
Похоронили ее под городской стеной Тетина не по христианским обычаям, но Господь пометил это место – еженощно над ним появлялись горящие свечи и стали происходить чудесные исцеления. Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.
Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская». Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.
О чем молятся иконе святой Людмил и от чего она защищает
Икона святой обязательно должна быть у каждой женщины, носящей это имя, ведь она станет ее покровительницей. Вообще же св. Людмила, помимо своей родины Чехии, покровительствует бабушкам, матерям, педагогам и воспитателям, что вполне объясняется ее житием. Лучший подарок девочке, девушке, женщине этого имени — икона именная «Людмила».
Молятся иконе, святой мученицы, с просьбой уберечь от злых умыслов и семейного разлада, о благополучии и здоровье детей и внуков, о преодолении житейских неурядиц и, конечно же, о крепости в вере. Молитвы, которые можно произносить перед иконой «Людмила — святая мученица», должны идти от чистого сердца; молиться можно и своими словами.
День памяти св. Людмилы — 29 сентября, это же и день именин (день ангела) всех Людмил.
Молитва святой мученице княгине Людмиле
О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.
Молитвы святой Людмиле
Святые помогают и покровительствуют в самых разных делах: в личной жизни, на работе, в болезнях и горе. Но есть святые, которые покровительствуют путешественникам, заблудшим, женам, детям и даже бабушкам. О покровительнице последних, святой Людмиле, известно уже более тысячи лет, у неё просят за своих детей и внуков.
История святой мученицы Людмилы Чешской
Супруги, князь Боривой и Людмила, были первыми правителями Богемии, историческое название Чехии, принявшими Крещение, произошло это в 882 году. Княжеская семья была знакома со святыми Мефодием и Кириллом, просветителями и создателями славянской азбуки. Под их влиянием христианство стало распространяться по Чешской земле. Людмила приняла христианскую веру будучи уже взрослой. Это было сознательное и взвешенное решение, поэтому молитву святой Людмиле Чешской читают, чтобы покаяться в грехах или нечистых помыслах.
Спустя всего несколько лет после Крещения князь погиб, а на престол взошел его сын Вратислав. Людмила все силы отдавала заботе о детях и искоренению язычества. Она молила Бога за своих детей, внуков и учила их любви к Господу. К сожалению, язычество всё ещё жило на Западе, особенно в тех местах, где выросла Драгомира – жена князя Вратислава. Новая княгиня притворялась христианкой, но всегда оставалась верна языческим богам. После смерти мужа Драгомира заняла престол и первом делом занялась возвращением языческих обычаев и устоев. Влияния Людмилы не хватало, чтобы противостоять Драгомире, поэтому она настояла на передаче престола сыну Вратислава и Драгомиры. В 18 лет Вячеслав стал князем Богемии, воспитанный бабушкой, он вновь призывал людей к христианству.
На этом история не закончилась. Драгомира не смогла перенести такого удара, всем сердцем она ненавидела Людмилу. Пожилая княжна отправилась в город Течин, в надежде избежать гнева невестки. Жизни Людмилы оборвалась в часовне, где её задушили нанятые Драгомирой убийцы. К могиле мученицы в Течине приходили толпы, там они молились за своих детей и внуков. Народная любовь к погибшей вызывала у Драгомиры страх, поэтому она возвела у могилы часовню святого Архангела Михаила, чтобы люди приписывали ей чудотворные свойства. И всё же на молитву продолжали приходить именно к могиле святой Людмилы. Спустя некоторое время князь Вячеслав перенес могилу бабушки в церковь святого Георгия в Праге.
В чем помогает молитва святой Людмиле?
В первую очередь святая известна, как покровительница и заступница детей и внуков. Молятся Людмиле за свою семью, просят наставить на истинный путь детей, помочь им с выбором и в бедах.
Православная молитва святой Людмиле должна произноситься от чистого сердца и лишь с благими намерениями. Искренняя просьба о своих внуках обязательна будет услышана святой, ведь не просто так упоминается имя Вячеслава в молитве Людмиле Чешской.
Мученицу просят о покаянии и помиловании как угодницу Христову. Отогнать греховные помыслы и укрепить веру поможет молитвенное обращение святой.
Тропарь, глас 4
Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.
Кондак, глас 2
Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Текст молитвы святой мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.
О Православной Церкви Чешских Земель и Словакии
Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения. Она — первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа — ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею — то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.
«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись XI в.)
Икона святой мученицы Людмилы, хранящаяся в храме свт. Николая в Котельниках
Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти X века одним из выдающихся членов славянской миссии — священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них — это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.
Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.
Святая Людмила родилась в 860 году, около городка Мельник по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно написанной в 990-х годах «Легенде Криспиана» она была родом из племени западных сербов, так называемых пшован дочерью князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.
Борживой I был крещен при дворе Нитранского (г. Нитра) князя Святополка святым Мефодием. Для распространения христианства в землях чехов князь Великой Моравии Святополк направил святого Мефодия к Борживою, и здесь уже святой Мефодий крестил его супругу Людмилу и некоторых приближенных князя. Однако, большинство чехов остались язычниками. В своей столице, Леви-Градек (северо-западный район современной Праги), Борживой и Людмила вместе со святым Мефодием построили в Чехии первую христианскую церковь — церковь святого Климента (существует до сих пор)
Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на земле Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.
«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися ecu просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божиих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»].
Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям — одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.
«Радуйся, понесшая вдовство твое
благочестно и преславно».
«Радуйся, вдовственную твою чистоту
Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Вратислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Вратислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не лоходили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил благочестивой матери своей — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.
Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.
Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.
«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава,
в истинах веры воспитавшая».
«Радуйся, яко тебе за сие уготовано
сокровище вечных благ».
В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.
«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты ecи была
мать и читательнице;
Радуйся, и нищим ты ecи была милостивая
подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды
Видео (кликните для воспроизведения). |
приходящих к тебе открывала ecи;
Радуйся, странники и нищие питала еси».
Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной старицы.
«Так ли помните все мои благодеяния?» — спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на шею святой мученицы. «Лучше поразите меня мечом, — смиренно просила Людмила, — чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.
«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр
схваченная и вервием удавленная по вые твоей;
Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу,
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых
«Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь
Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.
По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.
Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143—1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.
В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.
На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах — веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.
Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.
По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников — то это уже почти правило.
День памяти святой мученицы благоверной княгини
Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.
Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей зимли начав.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещерена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.
Молитва
О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует на покаяние.
О, преблагая мати Людмило, не забуди посещати чад твоих, сице бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие. Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси православных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.
По материалам издания: Святые Чешских земель и Словакии. — М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. — 64 с.
Икона великомученицы Людмилы Чешской
Святая мученица высокопочитаема в среде православных верующих, её имя записано в церковных календарях, а в храмах люди могут видеть образы с её ликом. Большое количество паломников России и зарубежья приезжают в один из московских соборов, чтобы поклониться останкам преподобной Людмилы и получить божественное благословение вместе с заступничеством.
Икона святой матушки покровительствует всем Людмилам, а также бабушкам, любимым матерям, работникам педагогического направления.
Как правильно молиться святому лику
Перед священным образом просят о божественном заступничестве и покровительстве для детей. В молитвенных прошениях и акафисте, обращенных к преподобной матушке, часто упоминают её внука, названного Вячеславом. Мальчик стал тем символом, через которого мольбы о заступничестве достигают духовных оболочек наших детей.
Важно! Икона преподобной Людмилы Чешской избавляет семьи от раздоров и защищает от злобных умыслов. Перед её образом человек находит истинный благочестивый путь.
Молитвы могут произноситься не только по каноническому тексту, но и при помощи импровизации. Человек должен знать в точности о том, чего хочет испросить у святой иконы. Следует сконцентрироваться на желанном, очистив сердце и ум от лишних помыслов и колебаний.
Церковнослужители рекомендуют перед молитвами пройти обряды причащения и покаяния, — тогда Господь вознаградит просящего за свершенные благие дела.
Изображение святой
На святых полотнах преподобная матушка предстает в длинном платье, голова её всегда покрыта княжеской шапочкой или повойником (древним головным убором замужних женщин), хвост которого спускается на шею.
- Иногда иконописцы изображают на плечах веревку, символизирующую мучения преподобной Людмилы. На редких экземплярах богоугодная матушка держит в руках чашу с виноградом.
- Существуют иконы, на которых перед верующими предстает маленький Вячеслав, внимающий учениям Священного Писания.
- На других полотнах преподобная Людмила держит в левой деснице свиток, а в правой — православный крест. По бокам от основного лика, в рамках, располагаются Небесные Посланники, олицетворяющие поддержку от Господа, даруемую благочестивым людям.
- Бросая взор на изображение божественной Людмилы, православные верующие интуитивно понимают, что она прожила смиренную жизнь в рамках ортодоксального христианства. В глазах мученицы мы видим следы пережитой скорби и радость принятия христианского учения. Икона преподобной Людмилы помогает обыкновенным мирянам преодолеть индивидуальные трудности, взрастить в сердце любовь.
Чтобы лично прикоснутся к святому изображению великомученицы, паломники приходят в церковь Николая Чудотворца, расположенную в московских Котельниках. В день памяти сюда торжественно привозят частицу мощей блаженной матери. Образу также можно помолиться в соборе Вячеслава Чешского, находящемся в Одинцово.
Важно! Девочкам, получившим при крещении имя Людмилы, следует почитать изображение преподобной мученицы и просить у неё сил для преодоления жизненного пути. Блаженная матушка, откликаясь на молитвенные прошения, милостиво предстает для человека божественной заступницей.
Церковная традиция вспоминает историю жизни блаженной Людмилы и воздает её хвалу ежегодно 29 сентября.
Краткое житие святой мученицы
Людмила родилась в семье сербского князя, которого звали Славибор, в 860 г. В молодом возрасте она, получившая достойное образование и умевшая говорить на нескольких языках, вышла замуж и покинула родные пенаты. Вместе с супругом, князем Борживоем, она отправилась в Чехию. Брак между отпрысками двух богатых родов послужил к объединению народов. Людмилу стали чтить как женщину, явившую Богемии веру и правду в своем лице.
Её образованность и добрый нрав разгоняли устоявшийся мрак заблуждения.
- Супружеская пара склонялась к языческим традициям до знакомства с христианским просветителем Мефодием. Людмила и Борживой приняли крещение в 882 г. Став христианами, они воздвигли первый на чешской земле храм, освященный в честь святителя Климента. Супруги стремились распространить православие, финансируя строительство церквей и воскресных школ.
- Однако старания не приводили к полному искоренению идолопоклонства в Чехии. У супругов было два сына и вдвое больше дочерей. В 39 лет ушел из жизни Борживой, а вскоре и старший сын Людмилы — Спитигнев. На княжеский престол взошел младший сын по имени Братислав. Жена последнего не желала распространения христианства, всем сердцем презирая Людмилу и проявляя неисправимое тщеславие. Вскоре у Братислава и его супруги Драгомиры родились непохожие по характеру сыновья.
Борживой, супруг Людмилы, применял несколько жестокие меры, стремясь возвести на территории Чехии христианство. Эта мысль отсылает нас к подобной истории становления учения Христа на территории Руси. Войска князя уничтожали капища и запрещали проводить любые языческие обряды, что вызывало большое недовольство жрецов, подстрекавших народ к неповиновению. Случилось восстание, которое сумели погасить только при помощи союзных войск. Борживой снизил давление на жрецов, а через некоторое время его душа отошла к Творцу.
После смерти своего младшего сына Людмила приняла на себя обязанности воспитания внука Вячеслава. Драгомира же, получившая права регента, продолжала вести борьбу против христианского учения. Она отменяла неугодные ей законы, что повлекло рост языческих капищ на чешской земле. Людмила всеми силами препятствовала властным замыслам Драгомиры, но последняя была объята языческим безумием и решила убить благочестивую княгиню.
- Богоугодная святая удалилась из столицы, чтобы избежать встреч с губительными стремлениями врагов, но вскоре в её загородный дворец нагрянули убийцы. Мужественно переборов страх, Людмила просила смерти от меча, чтобы пролить кровь именно за Христа. Убийцы отказали её в этом и задушили великомученицу. Тело Людмилы безбожно закопали у стены её замка.
- Вскоре место захоронения осветилось чудесными знамениями и происшествиями. Каждую ночь здесь возникали горящие свечи, а слепые, касавшиеся погребальной земли, вновь обретали зрение. Внук Вячеслав, узнав о чудесах, велел перенести святые останки в пражскую базилику преподобного Йиржи.
Почитание святой
Святая матушка является канонизированной великомученицей своей родной земли — Чехии. Статуя преподобной Людмилы, символизирующая величайшее почтение со стороны соплеменников, величественно размещена на Карловом мосту в Праге. В этом месте расположено множество подобных скульптур, сотворенных во имя тех или иных святителей Чехии.
Соотечественники Людмилы соорудили в 1888 г. роскошный католический храм в неоготическом стиле. Церковь является действующей и принадлежит Ватикану, богослужения здесь проходят ежедневно.
Икона преподобной Людмилы Чешской является покровителем для всех женщин с этим именем. Она также помогает преодолеть трудности материального бытия и встать на праведный путь христианского учения. Образ демонстрирует княгиню в длинном платье и с покрытой головой, в глазах преподобной великомученицы просматривается скорбь неминуемых потерь, переходящая во всепоглощающую радость обретения Христа.
Мученица Людмила — покровительница бабушек
Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.
Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.
Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).
О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.
В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).
Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.
Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.
Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.
За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».
Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.
Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.
Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.
Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.
Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.
Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.
После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.