Содержание
Сердце милующее
Николаевский Борис, прот. Духовные беседы. Изд. 2-е, испр. Сост. С.Н. Корытин, Н.Б. Егорова. — СПб: Русская симфония, 2007. — 360 с. с илл. Тираж 1000 экз.
«Меня эта книга… настигла, — сказал мне один молодой священник. — Вроде бы ничего особенного, никаких богословских глубин и откровений, но… Я об отце Борисе с тех пор всегда молюсь».
Борис Николаевский (1884-1954), по его собственным словам, «мечтал, добивался, стремился стать врачом». А стал — отцом Борисом, четырнадцатым священником в роду. В Первую мировую был полковым священником. В 1917м митрополитом Вениамином назначен настоятелем храма свт. Иоасафа Белгородского в Парголове. В 1933м арестован и сослан. Через 13 лет вернулся в Ленинград. Назначен в Свято-Троицкий храм в Лесном, где и служил до конца жизни. Даже не настоятелем, а обычным чередным священником… Вот и весь «послужной список». Но дадим слово его чадам:
«Зашла случайно в раскрытые двери храма, в это время батюшка вел исповедь. Встала как вкопанная, не могла сдвинуться с места. И вышла из храма верующей».
«Бывает, человек одарен каким-то одним талантом. Господь так щедро одарил батюшку столькими талантами! И дар молитвы, и дар слез, и дар слова, и дар вызывать покаяние. Все это он имел и нам давал, что ценно. С ним мы молились, с ним мы плакали, с ним мы каялись. Так, как было с ним, уже после него не было».
«Я была как-то вся съежена, и сердце мое было наглухо закрыто. И вот я попала на воскресную беседу батюшки отца Бориса. Когда я увидела его — небольшого роста, с белыми пушистыми волосами, с такими добрыми и ласковыми глазами, то всей душой сразу потянулась к нему».
Но этому же «добренькому, седенькому батюшке» принадлежат и такие слова: [враги наши] «у одного выкрадывают духовный смысл поста, который заключается в умном воздержании, и оставляют ему одни грибки, капусту, горох да сухарики с водичкой. … У другого выкрадывают глубокий духовный смысл черной одежды, черной рясы … и оставляют ему одну рясу. … У иного выкрадывают любовь к храму, к церковной молитве и оставляют душе одно внешнее стояние. … У других же они выкрадывают духовный смысл духовного сана, благоговение, страх, веру, выкрадывают благодать христианства и апостольства и оставляют им одно внешнее пышное служение».
Недаром прп. Серафим Вырицкий незадолго перед кончиной сказал своим чадам: «Теперь будете ходить к отцу Борису». Я думаю, и мы с вами тоже будем теперь… ходить к отцу Борису.
«Будем учиться у Святых Отцов»
Святитель Феофан (Говоров) и публикация духовных бесед протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954) в журнале «Родная Ладога»
Бытование святоотеческого наследия в современных условиях всегда представляет интерес для исследователя. В книге воспоминаний многолетнего главы Издательского отдела Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003) «Русь уходящая» мне встретилось выражение, вызвавшее чрезвычайный интерес. Давая характеристику одному из своих архипастырей-современников, владыка Питирим написал, что «в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен»[1]. В короткой главке высокопреосвященный автор никак не уточнил этого понятия.
По прошествии недолгого срока, как запал мне в сердце «самоцен», довелось познакомиться с культурно-просветительским и литературно-художественным журналом «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), отметившим в 2012 году свое пятилетие. Конкретно – с первым номером за нынешний год. В нем редакция продолжала начатую почти пять лет назад публикацию материалов исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954). Поскольку, по свидетельству редакции, журнал «Родная Ладога» ставит одной из главных своих задач – «воцерковление через культуру, особенно молодежи, публикует разнообразные духовно-богословские материалы, веря в то, что это поможет и русской научной и творческой интеллигенции подняться хотя бы на одну ступеньку к храму, а в идеале – вернуться в свой родной духовный дом, Русскую Православную Церковь»[2], появление на его страницах данной серии вполне понятно и уместно.
В сонме исповедников и подвижников ХХ века протоиерей Борис Николаевский занимает достойное место. Родился он 24 апреля 1884 года в селе Борисово, неподалеку от Старой Руссы, где священником служил его отец. В 1899 году закончил Старорусское Духовное Училище, а в январе 1906 года – Новгородскую Духовную Семинарию. Служил поначалу в Варшавской епархии, а впоследствии был переведен в Санкт-Петербург. В период с 1910 по 1914 годы его наградили медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, набедренником и скуфьей. Во время Первой Мировой войны отец Борис служил полковым священником и был ранен. 11 сентября 1917 года Митрополитом Петроградским Вениамином о. Борис был назначен настоятелем храма во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово (Михайловка) Петроградского уезда. В 1933 году арестован, отбывал срок в Казахстане. В общей сложности пробыл в ссылке 13 лет. После возвращения в город на Неве служил до конца дней в храме Святой Троицы в Лесном, связанном с именами святого праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца Николая II. Отошел ко Господу 21 августа 1954 года.
В духовной беседе 1952 года автор, рассуждая об отношении христианина к скорбям земным, наряду с наследием других богодухновенных писателей, обратился и к собранию писем святителя Феофана Затворника, дав при этом точную ссылку на дореволюционное издание – «вып. 1, М., 1894» и даже страницы – «116-118»[3].
Поскольку сейчас, в связи с приближающимся юбилеем святителя Феофана (Говорова), идет подготовка к изданию его полного собрания творений, и составляются комментарии, проливающие дополнительный свет на жизнь и творчество святителя, сам факт обращения к наследию Вышенского Затворника и сохранения приходским священником его книг в годы богоборческих гонений показался мне красноречивым и достойным внимания.
Призывая своих духовных чад к терпению земных скорбей, о. Борис (Николаевский) делает буквальную выписку из письма № 115 к «неизвестной особе», где по пунктам перечисляется, как побеждать неприятности и скорби, сопровождающие христианина в течение всей его жизни:
«Милость Божия буди с вами!
Прочитавши вами сообщенное, не мог удержаться, чтобы не сказать: какая прекрасная у вас обстановка! Разумею в отношении дела спасения. И вот вам мое решение:
Не только все передайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите.
Верно, есть, что из вас выбить, и вот Господь и направил на вас столько молотков, которые колотят вас со всех сторон. Не мешайте же им своим серчанием, противлением, недовольством. Дайте им свободу, пусть не стесняясь ничем, совершают над вами и в вас дело Божие, к которому Господом приставлены для спасения вашего.
Господь любит вас и взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все негожее. Как прачка моет, трет и колотит белье, чтоб убелить его, так Господь трет, моет и колотит вас, чтоб убелить вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое.
Так взирайте на свое положение и утверждайтесь в нем и Господу молитесь, чтоб Он и в вас такое воззрение утвердил и углубил.
Затем с радостью принимайте всякую неприятность, как врачество, подносимое Самим Господом. На окружающих вас смотрите, как на орудия Божии во благо вам, и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за все говорите: «Слава Тебе, Господи!»
Но старайтесь, чтоб это было не на языке только и в мысли, но и в чувстве. Молитесь, чтоб Господь и чувствовать так дал: И даст!
1. Всякую минуту ждать неприятности и, когда придет, встречать ее как жданную гостью!
2. Когда совершается что-либо противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь.
Если же допустите породиться тем чувствам, всему конец, ибо все от чувств: если породится хотя и маленькое, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не выткали те чувства; если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко, тихо, как будто ничего и не было.
3. Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Если не будет этого — терпение установиться не может.
4. Ко всем молоткам сим приложение:
а) держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение, и
б) главное — всевозможно избегайте что-либо напомнить им о их несправедливостях. Действуйте так, как будто ничего от них и не было.
Все эти пунктики потрудитесь хорошенько обдумать и взвесить все случаи, когда и как они приложимы в вашем течении жизни.
Всего просить у Господа с полной Ему покорностью. Навыкайте — память Божию хранить неотказно.
Я очень жалею, что вам приходится все такое терпеть, переносить! Но иначе вам исхода нет. Терпите. Так хочет Господь во спасение ваше, любя вас. Спасайтесь.
Ваш доброхот епископ Феофан»[4].
Обращаясь к своей пастве, о. Борис пишет, что он приводит не просто личное мнение святителя Феофана, а что так «смотрит на это дело Святая Православная Церковь».
Есть в беседе и точные ссылки на другие письма и творения святителя Феофана, а также епископа Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев Леонида и Льва. Иные высказывания учителей и подвижников Церкви приводятся по памяти, но все они относятся к главной теме повествования, которое завершается призывом: «Будем учиться у Святых Отцов»[5].
Для того, чтобы в начале 50-х годов прошлого века иметь, хранить и использовать библиотеку святоотеческих книг – надо быть незаурядной личностью! Как ему удалось собрать, или сохранить после ссылки такую библиотеку – одному Богу известно. Кстати, о том, насколько это было трудноосуществимо даже десятилетие спустя, можно хотя бы косвенно судить по воспоминаниям сегодняшнего председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента о владыке Питириме на вечере его памяти 6 декабря 2011 г.: «В то время, когда Владыка Питирим возглавил Издательский отдел (т.е. с 1963 г. – А.Х.), я был школьником. За свечным ящиком нашего храма иногда появлялись церковные книги, но в открытую продажу они не поступали, потому что их не хватало даже для постоянных прихожан»[6].
Узнав о незаурядной личности протоиерея Бориса Николаевского и познакомившись с одной его духовной беседой, где священник опирается на аскетический опыт святителя Феофана Затворника, решил прочитать и другие публикации бесед в журнале «Родная Ладога». Они посвящены достаточно традиционным для христианской проповеди темам: Символ Веры, жизнь вечная, спасение, возмездие, связь веры и молитвы, отношение христианина к скорбям земным, католичество и протестанство в учении о спасении, как грех соблазняет человека и другим.
Во всех своих наставлениях и беседах с духовными чадами, которыми благодаря усилиям редакции стали все читатели журнала, отец Борис, помимо Священного Писания, постоянно цитирует по памяти или со ссылками на имеющиеся под рукой издания Святых Отцов – св. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, св. Климента Александрийского, св. Исаака Сирина, свт. Димитрия Ростовского и более трех десятков других. А также близких к нему по времени подвижников веры и благочестия – в том числе оптинских и киево-печерских старцев. Неоднократно ссылается автор и на книгу Святейшего Патриарха Сергия «Православное учение о спасении». И, конечно, почти в каждой духовной беседе есть обращение к любимому им, если можно такое предположить по количеству цитирования, «учителю нашему», святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. Вообще, как думается, тема наследия святителя Феофана в проповедях и беседах исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского могла бы стать предметом отдельного исследования.
В беседе о непрестанной молитве, опубликованной в третьем номере журнала за 2008 год, читаем: «Пока человек вовсе разуверится в своих силах, самоцен (слово епископа Феофана) совсем испарится, и человек ясно сознает и почувствует , что беден, и наг, и нищ… И ничего доброго не может сделать сам»[7].
Обращаясь к своим духовным чадам, спасающимся в эпоху лютых гонений, и, конечно, не имеющим свободного доступа к творениям епископа Феофана, священник-подвижник посчитал необходимым особо выделить, что аскетическое понятие самоцен принадлежит не ему, прошедшему лагеря и ссылку, а святителю благополучного царского времени. Тем самым он поступил абсолютно в духе святоотеческой традиции, предоставив благодарным потомкам судить о его собственной ценности. Через десятилетия, благодаря трудам многих подвижников, в том числе и митрополита Питирима, различные издания творений святителя Феофана Затворника станут доступны не только священникам, но и мирянам, и всем, жаждущим спасения. И тогда станет наглядно видно, как часто использует богодухновенный автор это слово «самоцен» и производные от него на страницах своих творений и писем.
Ныне, когда на Русскую Православную Церковь воздвигаются новые открытые гонения, журнал «Родная Ладога» сделал полезное дело, познакомив современного светского читателя с духовными беседами протоиерея-исповедника Бориса Николаевского. А для создателей комментария к Полному собранию творений епископа Феофана Затворника открылся еще один ценный факт бытования наследия святителя в период середины ХХ – начала ХХΙ веков. Редакции журнала «Родная Ладога», вступившего в новый период своей жизнедеятельности, хочется пожелать творческих успехов во всех богоугодных делах и начинаниях.
Андрей Хвалин, эксперт Научно-редакционного совета по изданию Полного собраний творений святителя Феофана, Затворника Вышенского
Литература
[1] Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима// Сост. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. СПб. 2007. С. 287-288.
Исповедь кающегося грешника
Опубликовал Людмила Никеева в блоге «Людмила Никеева». Просмотры: 13836
Бог велел делиться
Исповедь кающегося грешника
Проповедь, сказанная прот. Борисом Николаевским 31 января 1948 года
Мне посчастливилось несколько лет назад участвовать в подготовке переиздания «Духовных бесед» протоиерея Бориса Николаевского (СПб, 2007). Время от времени я к этой книге возвращаюсь. Перелистала ее и сейчас, — и, увидев эту проповедь-исповедь (представляющую собой отрывок из книги «Откровенные рассказы странника»), подумала, что в канун Прощеного воскресения и Великого поста грех ею не поделиться.
Краткая биографическая справка:
Отец Борис (Николаевский Борис Константинович) родился 24 апреля 1884 года в Яжелбицах Новгородской губернии, где служил его отец, иерей Константин.
Отец Борис был четырнадцатым священником в роду.
В 1917 году Высокопреосвященным Вениамином, митрополитом Петроградским, отец Борис назначен настоятелем церкви во имя Святителя Иоасафа Белгородского в поселке Михайловка Петроградского уезда (Парголово)
В этом храме отец Борис служил до 1933 года, когда был взят в ссылку и пробыл в ней 13 лет. Пришлось жить в разных местах и трудиться учителем в учебных заведениях и на заводе нормировщиком.
И только в 1946 году он вернулся в Ленинград и стал служить в Лесновской Свято-Троицкой церкви, маленькой и деревянной, но такой облагодатствованной его служением. В этом храме он прослужил до конца своей жизни.
21 августа 1954 года его не стало с нами. Он перешел в вечную жизнь .
Похоронен на Богословском кладбище.
Я не верю ничему религиозному.
Я не верю в бессмертие.
Как ни страшно сказать это, но это — так и есть. Если бы я был твердо убежден и несомненно верил, что за гробом есть жизнь вечная — с возмездием за дела земные, то я непрестанно размышлял бы об этом; сама мысль о бессмертии ужасала бы меня, и я проводил бы земную жизнь, как странник-путешественник, которому нужно скоро вернуться в свое отечество.
А я и не думаю о вечности, и о конце жизни своей не думаю… Такая мысль гнездится во мне: «Кто знает, что будет за гробом?» Если говорю, что верю в жизнь загробную, то только по разуму, а сердце мое далеко от этого…
Ясно это из поступков моих. Я постоянно забочусь об устройстве земной жизни: заботы о квартире, об одежде, о запасах пищи, о деньгах, о хорошо оплачиваемой работе, о комфорте жизни — открыто свидетельствуют, что все сказанное — правда, пусть страшная, безрадостная правда, но все же правда!
Господи, пощади меня!
Я не верю в Евангелие.
Ты, Господи мой, заповедал: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).
Я же… не умею уверовать… Когда бы Евангелие, как Слово Божие, было принято в мое сердце — я бы беспрестанно занимался Им, изучал бы Его, наслаждался бы Им и с глубочайшим благоговением смотрел бы на Него.
Премудрость, благость и любовь Божия, в Нем сокрытые, приводили бы меня в восхищение, я наслаждался бы поучением в Нем день и ночь; питался бы Им, как ежедневною пищею, и всем сердцем стремился бы к исполнению Его правил. И ничто земное не в силах бы было отклонить меня от Него.
А я. Книга «Евангелие» у меня есть, и не одна, но я не читаю ее…
Прочитаю газету, прочитаю книгу, чаще всего совершенно мне не нужную, а иногда и вредную, возбуждающую страсти мои. А Евангелие все лежит на столе, ожидая какого-то «удобного» времени… А будет ли это время?
Голова седая, силы уходят, смерть за мной ходит, а я все чего-то жду…
Господи! Избави меня от этого неразумия, нерадения, забвения и окамененного нечувствия.
Ты, Господи, заповедал веру живую, являемую и в мыслях, и в делах моих (Мк. 11, 22 26). Нет у меня такой веры, Господи! Читаю, говорю о вере, а сам я так далек от такой веры… И как мне хочется иметь эту веру. Господи! Дай мне ее; нигде, кроме, как у Тебя, я получить ее не могу. Верую, Господи: помоги моему неверию! (Мк. 9, 24).
Нет у меня надежды на Тебя, Господи!
Придет горе-испытание — я ищу среди людей и думаю: вот тот мне поможет, этот мне устроит, а к Тебе, Господи, обратиться и на мысль не приходило… Между тем, Ты хранишь меня с детства лучше матери родной. Сколько благодеяний Твоих надо мною было. А я и не благодарил Тебя и даже не думал об этом.
В деле спасения моего надеюсь на себя, на свои силы, — когда каюсь, говорю: «вперед не буду», и снова то же делаю. И все потому, что я неразумен и просто глуп, не трудился над выполнением заповедей Евангелия и потому не имею опытного познания своего бессилия, не имею смирения…
Нет у меня страха Божия (начала премудрости).
Сколько раз в разговорах пустых и ничтожных я Имя Твое, Господи, упоминал без благоговения, без страха и трепета!
Прости меня, Господи!
Я — еще хуже — когда божился и лгал, — знал, что лгал, но божился, желая уверить людей в своей правоте.
Окаянный я человек!
Люблю похвалы от людей.
Радуюсь им, так они приятны мне. Бежать от них — я никогда и не думал. Сам собою услаждаюсь, хвалю себя, придумываю в себе такие добродетели, которых во мне никогда не бывало… Знаю, что такое честолюбие и тщеславие губит во мне и то немногое, что, быть может, во мне иногда бывает…
И, следовательно, одной рукой я созидаю, а другой рукой — разрушаю, а жизнь проходит, а смерть не ждет, она здесь — вот она…
Раздражительный я!
Иногда вспыхнет раздражение, а почему? — и сам не скажу… Толкнут в трамвае — я уже ощетинился, иногда сдержусь, а чаще наговорю колкостей, грубостей. И самому потом стыдно…
Ты, Господи, в Евангелии (Мф. 5, 21, 22) первые Твои Слова устремил против страсти гнева как одной из начальных причин греха. Кто гневается, тот не имеет основных добродетелей: любви к ближнему и смирения. А на них все здание христианской деятельности утверждается. Все это я знаю, понимаю всю тяжесть греха гнева, и все же все это делаю.
Вспылю, сердце закипит, ум помрачится, и закричу непристойно, и жестокие слова обидные, было, что и толкнул кого, и ударил…
Прости меня, Господи!
А после и обида на сердце живет, возмущение и вражда, — и, конечно, вместе с тем и пересуды, и осуждение…
Дома на внука непослушного закричу, и бил его, и обзывал по-разному — и этим жестоко обижал и жену, и дочерей…
Научи меня, Господи, терпеливо переносить это постоянное искушение. Даждь мне терпение, великодушие и кротость.
Чревоугодник я!
Люблю вкусную пищу, услаждаюсь лакомствами: и сам их покупаю, и не отказываюсь, когда меня угощают…
Вспоминаю, как раньше (в Варшаве) пил дорогие вина, и часто прискорбно бывает, что этого нет сейчас…
Ем и пью часто лишнее: объедаюсь, и вино пил, часто тайно ел и пил, посты не хранил — нарушал правило воздержания.
Любил покой излишний (негу).
В выходные стараюсь спать больше, чем надо: «отдыхать», как говорить принято.
Чтоб спать на мягком, чтоб тепло было в квартире, даже излишне тепло. Чтоб одежда была удобная, красивая, добротная, равно и обувь… Чтоб работой не утруждаться и прочее… А слышу Твои слова, Господи: Внидите узкими вратами (Мф.7, 14). А я… Будет ли пощада мне, Господи?
Осквернял себя мыслями о срамных предметах.
О них же и говорить совестно… И речи слушал такие, анекдоты мерзкие, книги читал такие — слушал и читал с удовольствием. И делом совершал срамный грех!
Господи! Пощади раба Твоего!
Сквернословил — и слушал чужие сквернословия…
И проходил мимо, не останавливая ругателя, — и душа моя осквернялась этой поганью…
Воровал я!
Чужое присваивал, особенно пищу тайком брал, деньги присваивал, работал кое-как, а плату требовал, как за добротную работу, — и, следовательно, воровал средства государственные.
Лгал я часто — обманывал.
Сознательно и бессознательно говорил неправду, для красного словца, желая себя возвеличить или собеседникам угодить, сочинял истории, которых в природе вообще не бывало; желая прикрыть свои грешки, выдумывал различные истории; желая удовлетворить страстям своим, придумывал и говорил ложь, неправду; желая корыстно обмануть и воспользоваться состоянием чужим — обманывал других людей и по другим различным причинам лгал и обманывал. Грешен я, Господи!
Любил праздные речи!
И говорить, и слушать. Рассказывал всякие смешные анекдоты, желая казаться веселым и общительным человеком, чтобы понравиться людям, болтал и говорил пустое, стараясь быть остроумным, стараясь поддержать веселое настроение собеседников.
Передавал в этой болтовне чужие недостатки в смешном виде и тем самым судил и осуждал людей.
Смеялся над людьми и находил в этом удовольствие и вовлекал людей в этот грех пустого времяпровождения и осуждения. И сколько часов в жизни моей прошло в таком безобразии!
Завидовал я!
Сознательно и бессознательно, всему тому завидовал, что видел и узнавал. Все мне надо: и вещи, и одежда, и обувь, и дома, и жилища, чужая обстановка, — все, что служит к комфорту жизни, — и в домах, и в магазинах, — если я видел, я уже желал это и для себя, и даже какую-то обиду чувствовал, что у меня этого нет.
Готов был жаловаться и на жизнь свою, на свое несчастье (как я называл), расстраивался так, что доходил до болезни, — и все из зависти.
Стыдно и больно вспомнить это теперь!
Общее заключение исповеди
У исповеди и Святого Причастия редко бываю — все некогда… А как бы надо чаще ходить! Сколько раз бывало: тяжко душа болит, надо бы сразу бежать к врачу духовному, а мне — некогда, откладываю — и все по-старому останется и забудется.
Ты, Господи, требуешь на исповеди все худое выкинуть, возненавидеть грехи свои, все силы собрать, чтобы их не делать вперед… А я и знал, да не делал так…
Ты, Господи, зовешь меня горько оплакать грехи свои, отстрадать за них, с болью сердца открывать их, с ненавистью думать о них, как о врагах своих, — а я приходил холодным, и уходил я бесчувственным… И страшно подумать: неужели я каждый раз уходил не прощенный, не разрешенный от грехов своих?
Сейчас я должен явить Тебе, Господи, твердую решимость: отречься от греха, возненавидеть грех, переломить жизнь свою… И эту решимость подтвердить клятвою: поцеловать Крест и Евангелие, в том, что я так обещаю, так клянусь. Господи. Я искренне хочу так… И молю Тебя: помоги мне сдержать клятву мою.
Особенно страшно мне то, что часто я порывался сказать свой грех священнику — да стыдно было. И уходил нераскаянный! Теперь только понял я, как страшно это…
Пощади меня, Милостивый!
Молитва
Помолимся Господу!
Господи! Мой Господи! Я — бездонная пропасть греха: куда ни посмотрю в себе — все худо, что ни припомню — все не так сделано, неправильно сказано, скверно обдумано… И намерения, и расположения души моей — одно оскорбление Тебе, Господи, Создателю и Благодетелю мой!
Пощади меня, Господи Иисусе Христе, Боже наш! Я, как ничтожный человек, согрешил. Ты же, как Бог Щедрый, помилуй мя! В покаянии приими меня! Дай мне время принести плоды покаяния!
Не хочу больше грешить, не хочу оскорблять Тебя, Господи! Допусти меня до Причастия Святых Таин! Да снизойдет через них на меня Твоя сила Благодатная! Истреби живущий во мне грех! Живи же во мне, Бессмертный Господи; чтобы ни жизнь, ни смерть не разлучили меня от Тебя! Имиже веси судьбами — как хочешь, как знаешь — только спаси меня, бедного грешника! И благословлю, и прославлю Пречестное Имя Твое во веки. Аминь.
Молитвы Борису и Глебу
Страстотерпцы, святые Борис и Глеб, канонизированные как Русской Православной, так и Константинопольской Церковью, пользуются особой любовью и почитанием верующих во всем мире. Молитва Борису и Глебу помогает верующим укрепить свою веру и излечиться от болезней.
История жизни
Сыновья крестителя Руси, Владимира Мономаха, Борис и Глеб, приняли мученическую смерть от сводного брата Святополка во имя единения земли русской, отказавшись от междоусобной войны.
Князь Владимир Святославович имел 12 сыновей, так как женат был не единожды. Практически все его сыновья были князьями в разных значимых городах Руси, в частности, Борис правил Ростовом, а Глеб – Муромом. Их старший брат, Святополк, владевший Пинском, всегда мечтал занять место отца, и воспользовавшись его недугом, решил захватить власть любым способом.
Практически перед смертью князь Владимир отправил младшего сына Бориса против печенегов, а когда сам скончался, власть в Киеве захватил Святополк. Узнав об этом, Борис отказался идти с дружиной против старшего брата, но и это не остановило захватчика – по его приказу Бориса убили в собственном шатре, а тело привезли в Киев.
Печальная участь ждала и Глеба: Святополк обманным путем призвал его в Киев. В дороге он был предупрежден, что старший брат задумал подлость, однако князь Глеб, глубоко верующий в душе, не стал противиться судьбе, предпочтя смерть войне со старшим братом. По приказу Святополка он был убит собственным поваром. За братьев отомстил Ярополк, прекратив междоусобные войны на земле Русской.
Канонизация Бориса и Глеба
Вознося молитву страстотерпцам Борису и Глебу, православные верующие должны помнить, что подвиг братьев – это жертва во имя основного христианского принципа: любви к ближнему своему. Борис и Глеб решили, что злом отвечать на зло – не по-христиански, и что всепрощение и смиренность должны жить в сердцах верующих. В то время это было не принято в языческой Руси, которая спокойно относилась к кровной мести, поэтому поступок братьев – страстотерпцев был канонизирован.
«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).
По преданию, приходящие к мощам братьев и произносящие молитву Борису и Глебу, излечивались от многих болезней, слепые вновь начинали видеть, лежачие больные уходили на своих ногах.
В чем помогают молитвы страстотерпцам Борису и Глебу?
Вознося молитву святому Глебу и брату его, Борису, верующие надеются получить помощь святых в разных трудных ситуациях. Помогают молитвы при болезнях, особенно при сердечных и опорно-двигательной системы. Обращаются к святым и с просьбой о спасении души, о защите от нечистой силы. Произнося слова молитвы Глебу и Борису просительной, можно быть уверенным, что в семье вашей воцарится мир и покой.
Молитва страстотерпцам князьям Борису и Глебу
О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Молитва святому царю мученику Николаю
О святый страстотерпче царю мучениче Николае, Помазаника Своего тя Господь избра, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителю царства православнаго быти. Царское служение сие и о душах попечение со страхом Божиим совершил еси. Испытуя же тя, яко злато в горниле, скорби горькия Господь ти попусти, якоже Иову многострадальному последи же престола царскаго лишение и мученическую смерть посла ти. Вся сия кротко претерпевый, яко истинный раб Христов, наслаждаешися ныне вьшния славы у престола всех Царя, купно со святыми мученики: святою царицею Александрою, святым отроком царевичем Алексием, царевнами Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею и с верными слуги твоими, также со святой мученицею княгинею Елисаветою и со всеми царственными мученики и святою мученицею Варварою.
Но яко имея дерзновение велие у Христа Царя, Его же ради вси пострадаша, моли с ними, да отпустит Господь грех народа, не возбранившаго убиение твое, царя и Помазанника Божия, да избавит Господь страждущую страну Российскую от лютых безбожник, за грехи наша и отступление от Бога попущенных, и возставит престол православных царей, нам же подаст грехов прощение, и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь, яже сии мученицы явиша, да сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
28 декабря
Господи, мой Господи!
Я — бездонная пропасть греха: куда ни посмотрю в себя — все худо, что ни припомню — все не так сделано, неправильно сказано, скверно обдумано. И намерения и расположения души моей — одно оскорбление Тебе, моему Создателю, Благодетелю!
Пощади меня, Господи Иисусе Христе, Боже наш! Я, как ничтожный человек, согрешил, Ты же, яко Бог щедрый, помилуй мя!
В покаянии приими мя! Дай мне время принести плоды покаяния. Не хочу больше грешить, не хочу оскорблять Тебя, Господи! Допусти меня до причастия Святых Таин, да снизойдет на меня через них Твоя сила благодатная! Истреби живущий во мне грех! Живи во мне, Бессмертный Господи, чтобы ни жизнь, ни смерть не разлучили меня с Тобою!
Имиже веси судьбами — как хочешь, как знаешь — только спаси меня, бедного грешника! И благословлю, и прославлю пречестное имя Твое во веки Аминь!
Молитва приснопамятного протоиерея-молитвенника о. Бориса Николаевского.
Молебен святителю Николе Чудотворцу
Видео (кликните для воспроизведения). |
З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
С вятыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, с поклонами) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
П ресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святыи, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Г осподи помилуй (трижды). Слава и ныне.
О тче наш, Иже еси на небесех; да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущныи даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
Г осподи помилуй (12 раз). Слава, и ныне.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
П риидите, поклонимся Христу Цареви и Богу нашему (поклон).
П риидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 142
Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живыи. Яко погна враг душу мою, и смирил есть в земли живот мой. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя веку и уны во мне дух мой, во мне смутися сердце мое. Помянух дни древния; поучихся во всех делех Твоих и в делех руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне Господи, путь вонь же пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благии наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Слава, и ныне. А ллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).
Г осподи помилуй (12) . Слава, и ныне.
Б ог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне.
И споведайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.
К амень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей и есть дивна во очию нашею (и по коемждо стисе глаголем: Бог Господь) .
Посем тропарь, глас 4-й: П равило вере и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая, отче наш святителю Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим. (дважды)
Слава, и ныне, богородичен сей, глас 4-й: И же от века утаенное, и Ангелом несведомое таинство, Тобою, Богородице, земным явися Бог, в неразмесне снятии воплощаем, и Крест волею нас ради восприим, имже воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.
Псалом 50. П омилуй мя, Боже.
Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
Канон святителю Николе, глас 2-й
Песнь 1. Ирмос
В о глубине потопи древле фараонистская вся воинства преоружену силу, воплощьжеся Слово преспеющия грехи потребил есть. Преславныи Господь, яко прославися.
Запев: С вятителю Христов Николае, моли Бога о нас. (Поклон)
В енценосец Престолу Христову, премудре Николае, предстоя со ангельскими чинми, просвещение ми даруй, озаряющее души моея омрачение, яко да восхвалю радуяся твою преблаженне память.
Запев. Повторяем стих.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. П рославляяи вся Господь, иже Того славящия, тя верным прибежище дал есть, напастей и бед избавляюща, притекающия к твоему крову, Николае, и призывающия тя верою и любовию, преславне.
И ныне и присно и во веки веком. Аминь. Богородичен: И зравнитися желание ми вложь, змий вселукавыи, Содетелю, яко пленника восхити, Тобою же Пречистая, призван бых, обожився истинно. Ты бо, о Богомати, иже мене обожившаго родила еси.
Катавасия: И збави от бед рабы своя, святителю Христов Николае, яко все по Бозе к тебе прибегаем, к скорому помощнику и теплому заступнику, и молебнику ко Спасу о душах наших. (поклон).
Г осподи, помилуй. (трижды с поклонами). Сия глаголем по коейждо песни.
Песнь 3. Ирмос
П роцвела есть пустыня яко крин, Господи, язычная неплодящая церкви, пришествием Ти, о ней же утвердися сердце мое.
Запев. Н иколае блаженне, Владыки искренний ученик ты быв, спасаеши к тебе притекающия от лютых бед и смерти горькия.
Запев. Повторяем стих.
Слава. О чисти рабы Своя, и грехов оставление яко Благ даруй, Николы Твоего угодника, иже к Тебе ходатайствы, Многомилостиве.
И ныне. Богородичен. У стави смущение души моея, Пречистая, и жизнь окорми, Пресвятая, Бога рождьши, о Немже утвердися сердце мое. Катавасия.
Седален, глас 8-й. В озшед на высоту добродетелей, божественными оттуду отче озарися сиянии чюдес, пресветел воистину явися мiрови пастырь, и в напастех сыи престатель непобедим. Тем же преславно врага побеждь, лжу отгнал еси, и человеки спасл еси от смерти, Николае. Моли Христа Бога, грехов оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.
Слава, и ныне, Богородичен. Я ко Деву едину в женах Тя без семене рождьшую Бога плотию, вси блажим родове человечестии. Огнь бо в Тя вселися Божества, и яко младенца доиши Зиждителя и Господа. Тем же ангельскии и человеческии род достойно славим, Пресвятое Рожество Твое, и согласно вопием Ти, моли Христа Бога грехов оставление даровати, воспевающим достойно славу Твою.
Песнь 4. Ирмос
П ришествовав еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Ты Сам, Господи, воплощься, и спасе всего мя человека. Тем вопию Ти: слава силе Твоей.
Запев. П риближився чисте зарям духовным, светоносец был еси, мiру просвещая концы. Всем предстоя, и вся спасая верою к тебе притекающыя.
Запев. И збавляя юноши от смерти, якоже явился Николае преподобне, тако и ныне мя спаси от всякаго обстояния, и напастей и бед, всеблаженне.
Слава. О блистал еси добродетелей сиянием всебогате, подражатель преизряден своему Владыце быв. Спасаеши же призываемь, иже благоговением и любовию тя славящия.
И ныне. Богородичен. Н айде на Тя Владыка твари воплощаем, и спасая яко милосерд всего мя человека. Тем же вернии Богородицу Тя славим. Катавасия.
Песнь 5. Ирмос
П росвещение во тьме лежащим, и спасение неначаемым, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мирныи, просвети мя сиянием Си, иного бо разве Тебе Бога не знаем.
Запев. Б огоподобным житием, треблаженне, просвещаем, осужденныя неправедным мечем умрети, представ избавил еси, Владыце Христу зовущия, иного разве Тебе Бога не знаем.
Запев. Повторяем стих.
Слава. Н а Небесех присносущную славу ныне зря, неизглаголанныя Божественныя зари, пресветлыми наслаждаяся сиянии. Покрый мя предстанием си, преподобне, угодниче Христов всечестне.
И ныне. Богородичен. Д а Свой взыщеши образ, погребенныи страстьми, Спасе, небесных утаився существ, воплощься от Девы. Явился еси Тебе зовущим, иного разве Тебе Бога не знаем. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос
В бездне греховней одержимь, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, мя возведи.
Запев. И же победы Николае венец, на твоем версе достойно положися, яко победитель убо изряден, тя призывающыя спаси.
Запев. Повторяем стих.
Слава. У мерщвена мя, блаженне, согрешении, и страстными треволнении погружаема, явивлься спаси, направляя ко пристанищу Божественыя воли.
И ныне. Богородичен. Н а Тя упование возложих, Мати присно Дево, спасения моего, и Тя предстательницу положих животу тверду и непоколебиму. Катавасия.
Слава, и ныне. Кондак, глас 3. В Мирех святе Николае святитель быв, Христово бо преподобне Евангелие исполни, положил еси душу свою за люди своя, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятися, и явися велии таинник Божия благодати.
Икос. В оспоем ныне святителя песньми, мvрским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся. Сей бо явися чист весь, нетленен духом, Христови принося жертву непорочну, чисту и благоприятну, яко святитель очищен душею и телом, и истинен Церкви предстатель и поборник, и велии таинник Божия благодати.
Песнь 7. Ирмос
О теле злате на поле деире служимем, трие отроцы нерадиша о безбожнем велении. Но посреде огня ввержени, прохлаждаеми пояху: благословен Бог отец наших.
Запев. О стрым искушением пресекаемь есмь, и люте пострекаемь, и ко вратом ада приближихся, нечаянием поражаемь. Спаси мя молитвами си, блаженне, и воздвигни пети: благословен Бог отец наших.
Запев. Повторяем стих.
Слава. Н езаходимаго света Невеществеными лучами облистаемь, сущия во тьме скорбей и озлоблений исхити, и к посещению веселия настави поющыя: благословен Бог отец наших.
И ныне. Богородичен. М оли Своего Сына и Господа, Дево Чистая, проданныя лютыми согрешеньми и лестьми змииными, Кровию Его Честною избавити поющыя: благословен Бог отец наших. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос
В пещь огненну к детем еврейским сошедшаго, и пламень на хлад преложьшаго Бога, пойте вся дела Господа, и превозносите Его во веки.
Запев. Я ко благ и милосерд, иже во глубине напастей люте содержими вопием, свободи блаженне Николае, разрешение подая молитвами си, иже ко Спасу Христу, священнотаинниче.
Запев. Повторяем стих.
Слава. Т аинник иже паче ума святым, и служитель Небесным сыи богомудре, архиерей же верен, согрешении оставления проси от Спаса нашего, священноявленне.
И ныне. Богородичен. И знемогает ми ныне ум, во глубину впадшу нечестия, яко от всюду различными объят есмь злыми. Но Ты, Дево, исцели, безстрастия светом одевающи. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос
Б езначална Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девицы нам явися, омраченыя просветити, и собрати расточеныя, тем Всехвалную Богородицу величаем.
Запев с поклоном. С вещею благодати богомудре просвещаемь, и светильник благочестия яве быв, сущия в напастех спасаеши, и иже во глубине морстей избавляеши, и питаеши алчущыя преславно, всеблаженне.
Запев. Повторяем стих.
Слава. И же в раи пищи ныне водворяяся, неизреченную славу ясно зря, от Небесных круг певцы своя назираеши, от страстей избавляя, богоносе преславне.
И ныне. Богородичен. П ремудрость, и Сила, и Слово составное Отцу, Дево Чистая, Егоже зачала еси, от Своих Пречистых кровей, Богомати. Живыи Храм прием, и Сей по совокуплению себе соединив нераздельно.
Аще есть великий праздник, задостойник празднику. Аще ни, сей, на глас 8: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи (поклон до земли) .
Посем, Т рисвятое и по О тче наш. Исусова молитва. А минь.
Тропарь святителю: П равило вере.
Слава, кондак: В Мирех святе Николае.
И ныне, богородичен: И же от века утаенное.
Посем, Г осподи помилуй (40) . Слава, и ныне. Ч естнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Г осподи помилуй (дважды) , Господи благослови (с поклонами) .
И отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мир-Ликийских чудотворца, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.
Библиотека. Архив «Русской веры»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.