Содержание
Благоразумный разбойник
Аудио
Когда в Страстную пятницу Христос был распят на Голгофе, вместе с Ним схватили и казнили двух разбойников. Так исполнилось пророчество, гласящее, что Мессия к злодеям причтен был (см.: Ис. 53: 12). Их распяли: одного – по правую сторону от Христа, другого – по левую. Перед смертью один из них, чье сердце ожесточилось от греха, оскорбил Господа, сказав: «Если Ты – Мессия, спаси Себя и нас!» Но другой [1] , тронутый состраданием при виде осужденного Праведника и охваченный раскаянием, строго прервал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И обращаясь ко Христу, произнес: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см.: Лк. 23: 39–43).
Так благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ.
[1] Рукописный вариант латинского перевода Мк. 15: 27 и Мф. 27: 38 именует его Зоатаном, возможно, под влиянием апокрифического Евангелия Никодима. В восточной традиции его называют Гестас, а в русской – Рах.
Молитва хананеянки и разбойника
Будем молиться, как можем, ибо мы видели, что Спаситель не презрел и молитвы хананеянки. Она, бедняга, даже не была еврейкой. Она была финикиянкой, из пределов Тира и Сидона. Между тем, финикийцы были язычниками. Но услышала и она тоже о Спасителе, что Он совершает чудеса, и пришла. И увидев столько людей вокруг Него, стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15: 22)!
Как женщина-язычница, научилась и она от евреев, как надо взывать. Она даже не знала, как Его зовут. «Ты зови вот так вот, женщина!» А она, бедняга, взывала как страдающая мать. Ее дочь мучили бесы уже столько лет, ведь она была бесноватая. И мать берет на себя страдания своей дочери, слышишь ведь, как она кричит: помилуй меня, Господи, ибо дочь моя жестоко беснуется! Она не кричала: «Помилуй, Господи, мою дочь!». То есть, «если сотворишь милость с дочерью моей, меня помилуешь».
Итак, она проникла в существо своей дочери и всем сердцем молилась за свою дочь. А Спаситель, дабы показать всем стойкость ее веры, делал вид, будто не слышит ее. Ты видел, что Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как если бы сказал: «Ты финикиянка, язычница; не для тебя Я пришел в мир!». Она тогда еще громче стала кричать. И апостолам стало жалко: отпусти ее, потому что кричит за нами. Они видели, как она кричит со слезами из глубины сердца. А Спаситель еще раз дает ей отпор: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Он с собакой сравнил ее! Ты понимаешь? Но она не рассердилась, что Он сравнивает ее с собакой. Она, в пылу своей молитвы, переступила через все. Поэтому сказала: «Да, Господи, я собака, – то есть я не из рода Израилева, я язычница, – но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть, «пусть даже я и собака, но дай и мне хоть одну крошку, я ведь не протягиваю руку к столу вместе с хозяевами».
И тогда Спаситель сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 23–28).
А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток»[1]? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23: 39, 34).
Тогда разбойник, висевший справа, был потрясен Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают!»
Разбойник, который начал верить, что Спаситель – Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!»
Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой.
Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель – Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!»
И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он – Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23: 40–43)!
Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!»
То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника.
Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай.
Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь.
Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1.
Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
8 декабря 2011 г.
[1] См.: Прп. Ефрем Сирин. 133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике // Прп. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428.
О покаянии благоразумного разбойника
Слово 109
В Великий Пяток
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В от и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…
Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.
И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник — первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!
Слово «рай» происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.
Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!
О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.
Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.
Дар благодатной молитвы
Схиигумен Савва (1898–1980) и его изречения
В духовном завещании отец Савва писал: «Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах». Старец покинул земной мир, но свет его любви, его молитва продолжают сиять нам сквозь вечность. И так же поучительно звучат его наставления и спустя 35 лет после его праведной кончины.
Любовь к ближним
«Христос требует от нас, чтобы мы любили ближних как самих себя – не меньше! Как себя любить, мы знаем, значит, знаем, как надо любить и ближних своих».
«Особенно далек от Бога тот человек, который любит только себя».
Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего
«Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: “Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое”. Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди».
О милосердии
«Никакие добродетели и подвиги так быстро не подвигают Господа на Его милосердие, как добрые дела».
«Хорошо делать добро как бы от второго лица, то есть говорить: “Меня просили вам передать…” и не смущаться мыслью: “Ведь я обманываю!” Тайное милосердие полезно еще и по той причине, что поступающий так реже осуждает других или совсем никого не осуждает, потому что рассуждает: “Как я скрываю от других добродетель, так и другие скрывают от меня”».
«Не забывай, друг мой, что к делам милосердия относятся и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них».
Духовные советы
«Чтобы праведным быть, надо жить просто; не думать о зле, не желать делать зло, всячески избегать тех моментов и случаев, когда через нас невольно может быть сделано зло. Иными словами, надо жить так, чтобы, как говорится, и мухи не обидеть».
Перед каждым действием руководитесь рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего?
«Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если, по строгом исследовании, совесть спокойна, то намерение свое приводите в исполнение».
«Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных».
«Устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принужден бываешь видеть и слышать много худого: что не было увидено, услышано, то и на ум не придет».
О молитве
«Нет времени помолиться – пади на колени и скажи: “Господи, приими порыв мой в похваление и благодарение мое Тебе и услыши меня недостойного!” Но сделай это с чувством горячей преданности Господу, с чувством человека хотя и спешащего, но стремящегося хотя бы на один миг без остатка отдаться Господу».
Дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности
«Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, пламенность же не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев».
«Псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника. Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю».
Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит
«Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит».
«Мы привыкли считать, что дары Святого Духа, как, например, любовь Христова и дерзновенная молитва, даются только старцам и старицам, поэтому в юном возрасте подавляем в себе самое драгоценное – дерзновение в молитве, то есть веру в то, что Господь непременно исполнит наше благое прошение. Вот и выходит: сначала подавляем в себе эту веру, не даем ей возможности расти, а потом вопием к Богу: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” Получается фальшь…»
О похвале
«Бойтесь похвалы от людей, особенно когда хвалят вас незаслуженно. Молчите и не отвечайте в эту минуту, лишь в себе сознавайте, что хвалят больше, чем мы того стоим. А если начнете противоречить, то родится лицемерие. Ведь тонкое чувство удовлетворения от похвалы все-таки есть у каждого!»
«Похвала людей отнимает у нас награду от Бога».
О смирении
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Признак смирения – это когда человек не только не хочет видеть чужих грехов, но и не может видеть их, потому что его собственные грехи заслоняют чужие и потому что при свете благодати он слишком ярко зрит Бога».
«Не надо обижаться на обличителей, если они коснутся вашего самолюбия, а рассуждайте так: они посланы от Бога, чтобы обуздать мой душевный порок. И не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он, Милосердный, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения».
«Ведь, по сути дела, мы все смиренные, все хорошие, все любвеобильные, пока не коснулся до нас чей-то палец или язык. И только в момент прикосновения открывается нам, кто из нас какая птица, какого полета».
Делай всё по силам своим
«Делай всё по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться. И тщеславия не будет. Не будешь возмущаться, что люди не оценивают твоих трудов. Делай всё ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности».
«Считай себя недостойным много поститься и много бодрствовать. В наш век неприемлемы такие подвиги, которые были доступны для подвижников первых веков нашей эры. К тому же внешние, телесные подвиги развивают в человеке тщеславие и гордость – самые пагубные страсти. Только смирение недоступно злой силе, поэтому ешь на здоровье, сколько требуется для твоего организма (без пресыщения, разумеется!) и спи с воздержанием, тогда ты не будешь о себе мнить высоко, а будешь укорять себя за нерадение – вот и путь к смирению!»
«При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним – это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует».
Несение жизненного креста
Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги
«Вериги наши – это безропотное несение жизненного креста. Преподобный Серафим Саровский тоже не советовал никому надевать на себя вериги. Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги. Вот и власяница наша! Эти духовные вериги и власяница выше железных».
«Мы внимательнее отмечаем то, как Бог наказывает нас бедствиями, и совсем не хотим замечать того, как Он гораздо более милует нас Своим долготерпением и щедротами. Часто то самое, что мы склонны считать бедствием и наказанием Божиим, является истинным благодеянием Божиим, предотвращающим, по Промышлению Божию, от нас не одно, а иногда целый ряд других бедствий и неприятностей».
О принятии Святых Христовых Таин
«Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете вычитать Правило ко Причащению. В дороге любое молитвенное правило заменяется Иисусовой молитвой. Лишь бы у вас сокрушение сердечное было и искреннее желание соединиться со Христом».
«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы?
«Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: “Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»
«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
«А после Причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святаго Духа».
«День Причастия лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».
Мир душевный
Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны
«Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни».
Часовня благоразумному разбойнику
Необычная часовня в селе Анишино Веневского района Тульской области.
При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.
Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.



Крест Благоразумного разбойника


В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…
Часовня благоразумному разбойнику

Необычная часовня в селе Анишино Веневского района Тульской области.
При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.
Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.



Крест Благоразумного разбойника


В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…
Благоразумный разбойник
Благоразу́мный разбо́йник – один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя), раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю.
Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом ( Мф.27:44 , Мк.15:32 , Ин.19:18 ), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки ( Лк.23:39-43 ).
В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа, назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом.
За какое преступление был распят Благоразумный разбойник
Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист). Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.
В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.
О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника
Священник Афанасий Гумеров:
В душе разбойника произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.
Предания о встрече Благоразумного разбойника со Святым семейством
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители, имея намерение поживиться. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном; возможная нажива разбойников была невелика. Один из них уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее, чем это дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.
Благоразумный разбойник в церковной гимнографии
Благоразумный разбойник воспоминается в песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати Евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом третьего антифона («Блаженны») Литургии и великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Свидетельствует ли спасение Христом одного из разбойников о том, спасение не требует усилий и покаяние вполне доступно перед самой смертью тела?
О Крещении Благоразумного разбойника
«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Творения, т. 4, с. 434).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, том январь, кн.1-я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224 ).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).

Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.