Содержание
- 1 Святые мощи прп. Афанасия Высоцкого младшего
- 2 620-летие преставления преподобного Афанасия Высоцкого Младшего
- 3 Преподобный Афанасий Высоцкий (младший) — день памяти 25.09 н.ст. (12.09 ст.ст.)
- 4 Молитва афанасию высоцкому
- 5 Молитвы преподобному Афанасию, игумену Высоцкому, Серпуховскому чудотворцу
- 6 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ
Святые мощи прп. Афанасия Высоцкого младшего
Преподобный Афанасий Высоцкий (младший), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Иларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего острым умом, в строгих правилах благочестия.
2 декабря 1373 года Преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место “на Высоком”, основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго Зачатия Ее праведной Анной. Настоятелем новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.
Желая “научиться пути Господню”, юный Амос пришел в 1375 году к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий . В 1381 году, через год по пострижении, при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Андреевичем Храбрым над братской могилой воинов-серпуховичей, павших в Куликовском сражении, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия возвел Афанасия старшего в сан игумена, а Афанасия младшего рукоположил во иеродиакона. В 1382 году Афанасий младший был посвящен во иеромонаха.
Читать весь текст.
Во время путешествия в Киев в 1382 году, преподобный Афанасий старший, видя опытность преподобного Афанасия младшего, поручил ему управление обителью. В 1387 году, преподобный Афанасий старший вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии II Высоцкий монастырь продолжал процветать, и число братии умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни, “имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах неленостен, в нищете терпелив”. Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя ум, сердце и помыслы ко Господу.
Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи. В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал “старческое изнеможение” и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.
Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I, царица Наталия Кирилловна, выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами “как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности”. Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.
По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 24 сентября 1994 года совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм. От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.
Подлинные житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.
Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.
620-летие преставления преподобного Афанасия Высоцкого Младшего
В пятницу 25 сентября митрополит Ювеналий посетил древнюю обитель города Серпухова — Высоцкий мужской монастырь, где совершил Божественную литургию в Покровском храме. В этот день обитель празднует 620-летие преставления ее игумена, преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, который немало потрудился на благо монастыря и издревле почитается как наставник иноков и покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.
У ворот храма Владыку встречали настоятель обители епископ Серпуховской Роман, председатель Московской областной Думы Брынцалов Игорь Юрьевич и исполняющий обязанности главы города Серпухова Жариков Дмитрий Вячеславович.
В день праздника за Литургией в Покровском храме Высоцкого монастыря Владыке митрополиту сослужили: игумен Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря Петр (Дмитриев), игумен Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря Авель (Пивоваров) и насельники обители в священном сане..
На богослужении молилась настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря игумения Алексия (Петрова).
После сугубой ектении митрополит Ювеналий вознес молитву об Украине.
Во время Литургии Его Высокопреосвященство, за усердное служение Церкви Христовой удостоил награждения набедренниками насельников Высоцкой обители: иеромонаха Трифона (Рогачева) и иеромонаха Платона (Лапшова) и рукоположил в сан священника заведующего канцелярией Московского епархиального управления иеродиакона Сергия (Александрова), а в сан диакона Иоанна Кулькова.
По окончании к правящему архиерею обратился настоятель монастыря епископ Серпуховской Роман с приветственным словом:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, разрешите сегодня мне от себя лично и от братии и собравшихся здесь сегодня в нашей святой обители на молитву горячо и сердечно поприветствовать вас и поздравить с праздником преподобного и Богоносного отца нашего Афанасия Высоцкого чудотворца, которому сегодня исполнилось 620 лет со дня его представления. Именно в этот день, в праздник отдания Рождества Пресвятой Богородицы, игумен этой святой обители закончил свой земной пусть. Но закончив земной путь в трудах, подвигах во славу Божию, мы видим его плоды, которые он оставил здесь на земле — эту святую обитель, которая стоит, как твердыня непоколебимая на этом святом месте, основанная преподобным игуменом земли Русской аввой Сергием. Мы видим те великие его подвиги монашеской жизни, где преподобный стал всероссийским святым, окончив земной путь. Двадцать лет назад с лишним по Вашему благословению обрели его честные мощи, которые здесь теперь находятся. Для нас монашествующих, живущих в современном мире, они являются живым назидательным примером, владыка, к чему стремиться на земле, и что монахи должны искать, и к чему прилепляться должно их сердце.
Ко всем собравшимся митрополит Ювеналий обратился с ответным архипастырским словом:
«Возлюбленный владыка Роман, уважаемый и дорогой Игорь Юрьевич, уважаемый Дмитрий Вячеславович, отцы настоятели святых обителей, возлюбленные братья сопастыри, монашествующие, матушка игуменья Алексия, братья и сестры. Для меня огромная радость, и духовное подкрепление посетить сегодня эту святую обитель и помолиться вместе с вами перед чудотворным образом „Неупеваемая чаша“, перед мощами преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Высоцкого, чью кончину мы благочестно отмечаем. Мое сердце исполняется радостью, когда я в эти последние годы посещаю возрождённые наши монастыри и храмы. Я помню первые посещения после возвращения нам обители, что здесь было. И с благодарностью вспоминаю усердные труды по возрождению обители нынешнего уже митрополита, тогда архимандрита Иосифа с братией, которые много сделали для того, чтобы обитель приобретала свой надлежащий вид для своего служения нашему народу. И мне, возлюбленный Владыка, радостно из твоих уст слышать, что многие люди, которые с верой в помощь Божию и Царицы Небесной обретают здесь, как принято говорить в обществе, здоровый образ жизни, оставляют грех винопития и возвращаются к нормальной жизни семейной в обществе, принося пользу и для семей, и для окружающих их людей.
Жизнь церкви чудесным образом сохраняет нам духовное наследие минувших веков. Мы вспоминали юбилей преподобного Сергия, в этом году князя Владимира, а ныне, подумать только, 620 лет тому назад отошел ко Господу настоятель этого монастыря, а его цельбоносные мощи сегодня напоминают о том, что каждый, кто прибегал к нему с молитвой и ныне обращается, получает исцеление души и тела.
Я счастлив приветствовать вас и присутствие игуменов монастырей напоминает мне о том, что на просторах нашей Московской области много обителей, много храмов, где люди получают утешение и спасение для вечной жизни.
Через несколько дней, Владыка, исполнится три года, как ты возглавляешь эту обитель. И я хочу горячо и сердечно поблагодарить тебя за неустанные повседневные труды вместе с братией этого монастыря. Ты несешь и очень ответственное послушание благочинного мужских и женских монастырей. И благодаря твоему зоркому, внимательному отношению к этому послушанию мы радуемся, что возрождаются и процветают наши святые обители. Я хочу еще и еще раз поблагодарить тебя за усердное служение, за твой дар, который ты мне преподнес сегодня. И хочу пожелать многих милостей Божиих в твоем служении.
Я знаю, что многие помогают святой обители. Это наглядно видно с каждым нашим посещением и мне хотелось бы с твоего благословения так же поощрить наших братьев.»
Владыка Митрополит вручил медали «За жертвенные труды» III степени благотворителям Серпуховского Высоцкого монастыря: А. А. Мельникову и Ю. П. Подлегаеву. После чего вновь обратился ко всем присутствующим:
«Еще и еще раз всех вас приветствую, дорогие братья и сестры, с праздником. Призываю на вас Божие благословение, и благословение и молитвенное предстательство преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Высоцкого. Его молитвами да поможет вам во всем Господь. Аминь!»
Празднование закончилось братской трапезой.
Преподобный Афанасий Высоцкий (младший) — день памяти 25.09 н.ст. (12.09 ст.ст.)
2 декабря 1374 года Преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честного зачатия ЕЕ праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности её игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распределилась повсюду.
Желая «научиться пути Господню», юный Амос пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Видя его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем – Афанасий.
В 1381 году, на третий год по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был поставлен игуменом, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия Радонежского рукоположил Афанасия Младшего в сан иеродиакона, а ещё через год он стал иеромонахом.
Во время своего путешествия в Киев преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать, и число братии в нём умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: « имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищите терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя их, сердца и помыслы ко Господу.
Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.
В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу. Согласно своему завещанию он был погребён против западных дверей соборного храма под лестницей. Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик Преподобного Сергия.
С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошёл на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из неё извлечён, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже..», или видела преподобного Афанасия ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами.
Во времена нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.
Вскоре после кончины Афанасия лестница над гробом преподобного была разорена и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра 1 царица Наталья Кирилловна выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами « как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»… Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.
По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 года совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они торжественно были перенесен в храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.
Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.
От святых мощей преподобного Афанасия, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих. Чудеса стали происходить буквально с самого момента обретения мощей.
После этого Владимир ещё несколько раз приезжал в Высоцкий монастырь, стоял подолгу у раки с мощами преподобного Афанасия, благодарил за чудо, происшедшее с ним. Боль, причинявшая ему страдания долгое время, не возобновляется и по сей день.
Но не только болящим ногами подаёт свою дивную помощь сей угодник Божий. Выводит он из тьмы неверия и бесовского обмана заблудших и прельщённых. Об этом тоже имеются свидетельства.
Много ещё можно рассказать о происходивших ранее и происходящих сейчас чудесах по молитвам святого угодника Божия, преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), Серпуховского чудотворца. И постоянные прихожане, и приезжающие в Высоцкую обитель со всей России паломники отзываются о преподобном, как о скором помощнике в скорбях, целителе в болезнях, утешителе в печалях. Не оставляет дивный угодник Божий приходящих к нему с верою и мольбами.
« Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих…»
Преподобне Отче Афанасий, моли Бога о нас !».
Подготовлено: Малиновская Н.С.
Список используемой литературы :
1. Житие преподобного Афанасия
2..Игумена Высоцкого и Серпуховского Чудотворца.
Молитва афанасию высоцкому
Кондак 1
Избранному Богом во игумена обители Высоцкия и дивному в преподобных отцу нашему Афанасию составим похвалу! Той бо, яко отец чадолюбивый, молит за ны прославльшаго его Господа да сохранит обитель сию от нестроений и наветов злых человек и нас всех соблюдет в мире и единомыслии и любви; мы же любовию сыновней к нему преисполненнии, со умилением благодарственно зовем дивному угоднику Христову:
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель, явивый Церкви Святей всесветлаго светильника, от града Ярославля призвавый тя, преподобне отче наш Афанасие, в пределы града Серпухова во обитель Пречистыя Девы иже на Высоком приведе тя. Мы же, видя совершение благия воли Господни на тебе, с любовию вопием ти сице:
Радуйся, града Ярославля преславное прозябение.
Радуйся, пророка древняго Амоса имя получивый при крещении.
Радуйся, яко из детска ум и душу твою Господеви предавый.
Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый.
Радуйся, во обитель Высоцкую пришедый и тамо покой душе своей обретый:
Радуйся, от юности твоея ярем Христов на ся восприявый.
Радуйся, богомудрым учителем твоим Афанасием в монашестем делании умудренный.
Радуйся, образ иноческаго доброделания чрез все житие твое пронесый.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 2
Видев преподобный Афанасий строгия уставы обители Высоцкия возрадовался духом: издетска бо желаху постное иноческое житие на себе восприяти и Богу пети: Аллилуиа.
Икос 2
Разуме преподобный учитель твой Афанасий велию ревность твою по Бозе и яко богоугодным житием твоим безсмертие улучиши духовное, Афанасием тя нарекает — безсмертию тезоименитым содевает. Восхваляюще дивное житие твое, преподобне, приносим ти сия похвальныя словеса:
Радуйся, блаженнаго Афанасия, первого игумена Высоцкаго, любимый учениче.
Радуйся, от руки его постриг монашеский приемый.
Радуйся, Афанасием им нареченный.
Радуйся, руководством его ко спасению вечному направленный.
Радуйся, духовнаго отца своего Афанасия благая отрасль и духодвижная.
Радуйся, яко во игумена обители Высоцкой им поставленный.
Радуйся, вельми во временней сей жизни подвизавыйся и многих ко спасению приведый.
Радуйся, яко и по ныне руководствуеши ны во Отечество Небесное молитвами твоими.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 3
Силою вышняго управляем учитель твой, преподобне отче, со святителем Киприаном Царяграда достиже и тамо престол Патриаршия славы наследова, отгуду бо утешаху тя, подвизая пети: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в иночестем житии мудраго наставника блаженнаго Афанасия, преуспевал еси преподобне, в подвизех и трудех, восходя от силы в силу, да совершен инок явишися и отец братии чадолюбивый. Мы же, воспевая подвиги и труды твоя, взываем ти сице:
Радуйся, всех любезно в доброе и спасительное пристанище наставляющий;
Радуйся, в монашеское отишие, аки в некоем корабле безопасном, к тебе приходящих водителю.
Радуйся, собранное тобою духовное стадо бодренным оком выну назирающий.
Радуйся, твоих учеников и наследников непрестанно на путь Божиих заповедей наставляющий.
Радуйся, не словом точию, но множае паче делом и усердною к Богу молитвою их поучающий.
Радуйся, твоих купножителей монашескими правилы красно и боголепно украшающий.
Радуйся, заповедей и велений Божиих усерднейший исполнителю.
Радуйся, к чистому и непорочному житию благопоспешный предводителю.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 4
Бурю житейскаго моря воздвизаемую на люди Христовы человекоубийцею искони диаволом научал еси безбедно преходити, глаголя: “сохраняйтеся в малом, да не впадете в великая, блюдите помышления ваша немятежна и Богу пойте присно: Аллилуиа”.
Икос 4
Слышаша ближнии и дальнии богоугодное житие твое, Афанасие отче наш, и к потоку богодухновенных словес твоих во множестве притекаху, с веселием зовуще тебе:
Радуйся, отче наш преславный.
Радуйся, пастырю наш предобрый.
Радуйся, наставниче наш, Богом наученный.
Радуйся, добродетели всякия правило.
Радуйся, разсуждения даром почтенный.
Радуйся, смирением на высоту вознесенный.
Радуйся, благочестивым житием твоим многия приведый ко спасению.
Радуйся, богоугодными словесы твоими к Небеси указывый вернейший путь восхождения.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 5
Боготечное светило, путь жизни твоея озаряющее, бысть тебе учитель твой святитель Цареградский Афанасий, из страны бо дальния со иеромонахом Виктором чудныя иконы и иныя потребныя вещи обители твоей дарствует, поюще всех благих Подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша, преподобне отче наш Афанасие, дивный дар наставника твоего, разумеша скорбь его велию о отечествии своем. И моляху о нем Господа, да утешит его во стране чуждей суща. Молися и о нас, чадех твоих, во юдоли сей плачевней жительствующих и к твоему предстательству прибегающих и тако тебе вопиющих:
Радуйся, непрестанными молитвами сердце твое освятивый.
Радуйся, мысль твою в Бозе угвердивый.
Радуйся, очеса твоя всегда на небо возводивый.
Радуйся, молитвою твоею отца твоего духовнаго утешивший.
Радуйся, яко от Горних высот и нас, многогрешных, милостиво назираеши.
Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый.
Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.
Радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 6
Проповедник богоносный быв, отче наш Афанасие, истинному боговедению и благочестию научал еси братию твою присно, паче же образом жития своего наставляя на путь спасения, да вопиют вси Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси во обители Высоцкой в дому Пречистыя Девы Богородицы в славнем граде Серпухове, преподобне, дивным житием твоим, якоже светило многосветлое, тьму неведения и уныния от приходящих к тебе отгоняя и вся увещавая плоть духови покоряти и невозвратным помыслом Христу работати. Сего ради приими от нас похвалы сия:
Радуйся, милосердием твоим на покаяние подвизаяй.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Радуйся, никогоже приходящаго к тебе вон изгоняяй.
Радуйся, горесть жития молитвою услаждати и научаяй.
Радуйся, во Едином Бозе всю сладость жития полагати вразумляяй.
Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления.
Радуйся, обитель Высоцкую и град Серпухов молитвою твоею облагоухавый.
Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленный.
Радуйся, в радость Господа твоего вшедый.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 7
Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати праведника своего в Небесныя Скинии по немалых летех во игуменстве пребывша, на кончину изнеможение старческое и скорбь телесе приял еси, преподобне, якоже Иов оный не преставая благословляти Господа и пети Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святче Божий, в мире сем чуждо всякия скверны греховныя, сего бо ради аще и умерл еси на земли плотию, но душею в вышнем селении всегда жив сый, нам же, во святей обители твоей живущим, теплым твоим ходатайством пособствуеши, вопиющим к тебе таковая:
Радуйся, Ангелов подобниче и человеков красото.
Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный.
Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся.
Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый.
Радуйся, жителю Божественнаго селения.
Радуйся, достигий вечнаго упокоения.
Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче.
Радуйся, Иерусалима Горняго граждане.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 8
Слышавши убо о блаженней кончине твоей, премилостивый, обители твоея братия и многия люди собрашася на успение твое; многотрудное тело твое достодолжно с чинопением честно провождающе, погребоша оное во гробе, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь сладость и желание тебе, преблаженне, бысть Христос Иисус, егда в житии сем молитву Его не преставал еси повторяти; и в преселении твоем от земных в небесная истее причастился, отче, сладости и желания в невечернем дни Царствия Его. О сем ведуще и о таковом блаженном успении твоем радующеся, сия достойныя тебе приносим глаголы:
Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый.
Радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый.
Радуйся, на лоно Авраама Ангелы несенный.
Радуйся, пением неземным от святых небожителей встреченный.
Радуйся, яко память твоя с похвалами и успение со святыми.
Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего.
Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый.
Радуйся, в Чертозе Небеснаго Домовладыки ликовствуяй.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 9
Вся братия удивляхуся зело, егда церковных вещей хранитель на тя, преподобне, гневался и не хоте и на погребение мощей твоих итти и сего ради от дручения демонскаго мучим быв, в ров могильный ввержеся и абие исцеление получи, поя его мучения вражия свободившему Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийствовати язык не довлеет воспевая милость и кротость твою, егда брату гневавшемуся на тя, преблаженне, прощение ниспослаше: уже сый в гробе своем погребен из онаго руку свою протяже, приемше брата твоего рекл еси ему: “вскоре имаши оставити жизнь свою, близ кончина твоя”. И в третий день по глаголу блаженнаго преставися монах той. Сему удивляющеся вопием ти сице:
Радуйся, разрушителю вражды и насадителю братолюбия.
Радуйся, яко по успении твоем руку мира брату твоему милостиво подавый.
Радуйся, сим преславным видением всех удививый.
Радуйся, яко и по смерти твоей отец чадолюбивый являешися.
Радуйся, щедрот и милования струя неизсякаемая.
Радуйся, любве и сострадания явление многочудесное.
Радуйся, душевных недугов благосердный целебниче.
Радуйся, телесных болезней предивный врачу.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 10
Спасение принесл еси, блаженне, обители твоей и граду Серпухову иногда, егда зловерцы агаряне и польския люди разорити сии устремишася и множество народа плениша и разориша и острием меча побиша. Дивно в видении всем явися, враги устрашая и прогоняя, и вся верныя подвизая пети избавителю Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго Христа явился еси отче грозный воин, егда на коне белом из обители вышедший виден был еси и в церковь каменну во граде стоящу вшедый, яко дивитися агаряном зело. От церкви же тоя, в руках жезл велик имея един, внезапу зело скоро на врагов оных устремися, грозя жезлом тем. И бежаша вон вся орда, убоявшися видения сего; людие же свобожденнии с благодарностию воспеша тебе:
Радуйся, грозный карателю обидящих.
Радуйся, обители твоея страже неусыпный.
Радуйся, жезлом игуменским вся видимыя и невидимыя враги устрашивый.
Радуйся, жезл настоятельства во обители твоей до ныне содержаяй.
Радуйся, православному воинству и по преставлении твоем видимым образом споборствуяй.
Радуйся, пределы отечества нашего твердым щитом твоего покрова защищаяй.
Радуйся, святыя обители твоея присное охранение.
Радуйся, града Серпухова необоримое защищение.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 11
Пение трисвятое слышаху братия не единощи, сладким гласом на гробе твоем воспеваемо, овогда убо кадяща гробы, овогда со свещами горящими обитель обходяща тя видеша. Познаша убо присно обители их попечение возрадовашася и Богу воспеша: Аллилуиа.
Икос 11
Свещы горящия видевше священнослужители и монахи и ины люди на гробе твоем, преподобне, помышляху преславное чудо быти. Чрез Ангелы бо прославляет Господь святыя Своя: возжигают бо тыя свещи церковныя, вкруг престола их обнося и к гробу святаго несут и взывают к нему таковая:
Радуйся, Небеснаго Сиона жителю.
Радуйся, нерукотворенных Скиний райских обитателю.
Радуйся, дивный Христов угодниче.
Радуйся, Богу присный любимче.
Радуйся, со Ангелы присно ликуяй.
Радуйся, с Преподобными ублажаемый.
Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится.
Радуйся, яко со Ангелы горе трисвятую песнь Ему немолчно поеши.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 12
Благодать великих чудес от Господа приял еси, преподобне отче наш Афанасие, и по достоянию чудотворец наречен был еси: ибо не токмо при жизни, но и по смерти, величием твоих чудес всех удивляеши, и ко славословию Промысла Божия подвизаеши, во еже пети о тебе чудес Творцу Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Человеколюбцу Богу, прославльшему тя во граде Серпухове во обители Высоцкой чудотворца дивнаго и милостиваго, молим тя, отче наш Афанасие: буди ходатай к Нему и молитвенник присный о нас, чадех твоих во обители твоей жительствующих и зовущих ти таковая:
Радуйся, Пресвятыя Троицы верный служителю
Радуйся, Пресвятыя Богородицы достойный предстоятелю.
Радуйся, несомненною надеждою на Бога обитель твою созидавый.
Радуйся, слезами молитвенными основание ея оросивый.
Радуйся, обитель твою и по скончании твоем сохранивый.
Радуйся, чада твоя духовная и по смерти твоей не забывый.
Радуйся, приходящих во обитель твою на поклонение благий предстателю.
Радуйся, почитающих святую память твою небесный покровителю.
Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче.
Кондак 13
О, предивный угодниче Христов, преподобне отче наш Афанасие! Малое сие моление приими от нас, недостойных чад твоих, от любве тебе нами приносимое; молися о нас ко Всетворцу Богу, да утвердит нас на тернистом пути монашескаго делания и сподобит с тобою вкупе во Обителех Небесных воспевати Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитвы преподобному Афанасию, игумену Высоцкому, Серпуховскому чудотворцу
Молитва первая
О преподобне и богоносне отче наш Афанасие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце твоей припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ
Преподобный Афанасий Высоцкий Старший |
Афанасий Высоцкий Старший (+ 1401-1412), игумен, первый настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный.
В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.
Ученик прп. Сергия Радонежского. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» [1].
В 1374 г. прп. Сергий Радонежский помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство св. Афанасия [2]. Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был Афанасий Высоцкий) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана [3].
В 1382 г. прп. Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный ответил: «Келия се ми луче онех честных» [4].
Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в 1392 г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге [5].
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».
В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» [6]. Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г.
Труды
Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник [7], в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца [8], на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» [9]. Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря [10], др. — из Троице-Сергиевой обители [11]. Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
Иконография
В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. [17], преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение — на заставке рукописи.
В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX — нач. XXI в. в Высоцком монастыре: икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова), 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.
Источники
Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.
В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» [18], в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре [19]. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его — Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.
Литература
- Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1;
- Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397;
- Описание о российских святых. С. 428;
- Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998;
- ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец.
- Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66;
- Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1;
- Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885;
- Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658;
- Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131;
- Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192;
- Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.
Использованные материалы
[1] Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1, 132
[2] ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107
[3] РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270
[4] Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 191
[6] РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.
[7] РГБ. Румянц. № 303, 2-я пол. XIV в.
[8] ГИМ. Син. № 193, 1381 г.
[10] РГБ. Рум. № 445, 1428 г.
[11] Казань. Науч. библиотека им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.
[12] БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[13] РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 253об.- 255; 80-е — нач. 90-х гг. XVI в.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.