Еврейские молитвы
Молитвы еврейского народа
Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.
В чем их сила
Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.
Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.
Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.
Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.
Отличие молитвы на иврите от православной
В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.
Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.
Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.
Как правильно читать еврейскую молитву
По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.
В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.
Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.
Современный перевод Сидура на русском языке
Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.
Концепция Сидура заключалась в следующем:
- В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
- В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
- В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
- В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.
Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:
- Утренняя молитва;
- Молитва Благословения;
- Молитвы Минха и Маарив;
- Молитвы вечера Субботы;
- Молитвы утра Субботы;
- Молитвы Минха и завершение Субботы;
- Молитвы Рош ходеш;
- Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
- Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.
Еврейские молитвы на все случаи жизни
Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.
Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:
- При рождении ребенка;
- При уходе из жизни человека;
- Во время проведения обряда обрезания;
- Перед едой;
- Сразу после пробуждения и перед сном;
- Во время празднования свадьбы;
- В собственный день рождения;
- При стихийных бедствиях;
- При раздорах в семье.
В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.
Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.
На удачу
Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.
В переводе на русский язык она звучит следующим образом:
«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».
Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:
На русском языке молитва звучит следующим образом:
О здоровье
Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.
Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:
- Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
- Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
- Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.
В субботу слова молитвы звучат следующим образом:
Как молятся в разных традициях
Христианство
Прямые указания на необходимость молитвы неоднократно встречаются в Евангелии. В Евангелии от Матфея, наставляя учеников, Иисус Христос говорит им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
В Евангелии от Марка: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время», в Евангелии от Луки: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь».
Призывали к молитвам и апостолы. Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам призывает: «Непрестанно молитесь».
В христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. Для мирян традиционно считаются обязательными утренние и вечерние молитвенные правила. Они могут быть полными и краткими.
Отношение к молитве в православии, католицизме и протестантизме различно.
Идеалом в православном исихазме является молитва безОбразная. Преподобный Мелетий Исповедник говорил: «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога».
В католичестве, а тем более в протестантизме молитва носит более «личный» и «объектный» характер.
В ордене иезуитов Игнатия Лойолы, католического святого, была даже своего рода медитация особого характера: «Представить мысленно огромные языки пламени и души как бы заключенные в раскаленные тела. Услышать упреки, плач и вопли, предание проклятию Иисуса Христа и святых Его».
В православии отношение к молитве прямо противоположное. Феофан Затворник писал: «Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Если допустите образы, то есть опасность – начать молиться мечте».
Главная христианская молитва — «Отче наш», или Господня молитва. Она приводится в Евангелиях от Луки и в Евангелии от Марка.
Также одна из самых употребляемых — Иисусова молитва, имеющая основополагающее значение в практике исихазма. Она также называется умно-сердечным деланием, деланием сердца, умно?й молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума.
В христанстве (и в православии, и в католицизме, и в протестантизме) для удобства чтения молитвенных правил дозволяется использовать четки. В католицизме даже существуют виды молитв (розарий, венчик), предназначенные для чтения по четкам.
В православии четки скорее атрибут монахов, мирянам рекомендуется просить благословения на их использование. Исторически четки в православной традиции стали атрибутом верующих из-за низкой грамотности, когда молитвы читались по пямяти. Обязательное использование чёток-лестовок сохранено старообрядцами.
Католические четки (розарий) состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад. Также могут использоваться чётки с 33 и 150 зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.
В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.
Иудаизм
До эпохи Второго царства в иудаизме не было регулярных обязательных молитв. Иудей мог обратиться к Господу в любое время в произвольной форме. Основную часть богослужения составляли жертвоприношения.
Молитвенные правила иудаизма были регламентированы в VI веке до н.э. после эпохи Вавилонского пленения.
Главной молитвой в иудаизме является амида, которую также называют «Шмоне?-Эсре?», что переводится как «18» (число входивших в неё частей-благословений). Во II веке к этим восемнадцати благословениям было добавлено ещё одно — против еретиков и доносчиков, однако старое название сохранилось.
Так как чтение Амиды является заменой храмовых жертвоприношений, её читают три раза в день — в утренней (шахарит), дневной (минха) и вечерней (маарив) молитвах.
Часто ошибочно главной еврейской молитвой называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), однако в Сефер мицвот (Книге заповедей) обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.
Шма правильнее называть декларацией иудейской веры, это литургический текст, состоящий из 4 цитат из Пятикнижия. В нем декларируется единственность Бога, любовь к Нему и верность Его заповедям («Господь — Бог твой, Господь — един»).
В иудаизме чтение некоторых молитв можно совершать только в миньяне — группе из десяти евреев старше 13 лет. По поводу того, кто может входить в миньян в галахической литературе ведутся бесконечные споры.
Так, дискуссионным является вопрос, считать ли участником миньяна спящего человека, а также может ли входить в миньян человек в состоянии опьянения.
Насчет последнего, исключение делается для запойного пьяницы, если остальные члены миньяна могут подтвердить, что он «все понимает».
В истории иудаизма было множесто интересных моментов, связанных с историей молитвенного богослужения. Так, государственные власти нееврейских стран, где жили евреи, с подозрением относились к молитве «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года.
В Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Бог каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».
С возникновением хасидизма молитва заняла еще более важное место в религиозной жизни евреев.
У хасидов молитва имеет значение как путь познания Творца и приобщения к транцендентному. В книге «Тания» (основополагающей книге хасидизма) прямо указывается, что в наше время основная форма служения Всевышнему – не изучение Торы, а именно молитва.
Ислам
В исламе существует два вида молитв: намаз (обязательные молитвы) и дуа (произвольные молитвы).
Обязательными и самыми важными в исламе являются 5 ежедневных ритуальных молитв:Фаджр (предрассветная молитва), Зухр (полуденная молитва), Аср (послеполуденная молитва), Магриб (закатная молитва) и ночная молитва Иша.
Значимость молитвенного правила в исламе очень велика. Пророк Мухаммед говорил: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!».
В одном из хадисов также сказано: «Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе».
Если есть возможность, то праведные мусульмане должны стремиться к молитве в мечети, если такой возможности нет, то для намаза подходит практически любое место.
Перед обязательной молитвой звучит призыв к ней – Азан, являющийся проявлением благочестия.
Для чтения намаза необходимо соблюдение нескольких правил. Во-первых, перед молитвой правоверный мусульманин должен совершить омовение (полное, либо частичное), во-вторых, молитва должна совершаться в неоскверненном месте, свободном от нечистоты — наджасы. Верующий должен быть обращен по направлению к Каабе, мусульманской святыне.
Важна также чистота одежды мусульманина, а также её соразмерность: одеяние должно прикрывать аурат – места, которые по шариату должны быть закрыты (у мужчины – часть тела от пупка до коленей, у женщины – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног).
При совершении намаза верующий мусульманин должен обладать искренним чистым намерением, а также находиться в трезвом рассудке, поскольку алкоголь и наркотики в исламе находятся под строгим запретом. Это — харам.
Дуа (произвольные молитвы) в исламе есть на все случаи жизни. Праведные мусульмане знают, что Аллах слышит любую молитву, поэтому разрешены как устные, так и «молчаливые» дуа, которые произносятся вслух или «про себя» на том языке, на котором верующему удобнее изъясняться.
Также в исламе существует зикр — духовная практика, заключающаяся в многократном повторении молитвенных формул, прославляющих Аллаха.
При совершении зикра обычно используются мусульманские четки (кроме ваххабизма), которые называются субха, мисбаха или тасбих. Обычно они состоят из 99 бусин, по числу имен Аллаха.
Буддизм и индуизм
Среди религиоведов до сих пор нет единого мнения по поводу того, можно ли считать индуистские, буддистские, джайнистские и кришнаитские мантры молитвами. Спорно и то, можно ли считать молитвой механический процесс вращения молитвенных барабанов в ламаизме.
Мантры — это священные тексты на санскрите, принятые в вышеперечисленных религиях. Как правило, от верующих требуется точное повторение её звуков.
Значение имеют как слова мантры, так и каждый звук в них. Одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом».
Российский богослов Алексей Ильич Осипов считает, что мантры отличны от православных молитв. Он пишет: «Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер. Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла. Это находим в индуистской практике, например, в мантра-джаппа, призывающей человека как можно больше, чаще, быстрее произносить имя божие, которое само по себе очищает человека, приводит его в состояние самадхи».
Чтение мантр часто проходит при помощи четок. В буддизме традиционное количество бусин в четках — 108. Каждая бусина четок используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108.
Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен.
В индуизме также существует практика ранголи, которую иногда также условно соотносят с молитвой. При её совершении на плоскости красками или песком рисуется определенный орнамент. Тибетские монахи при помощи практики ранголи создают песочные мандалы.
МЕСТО ДЛЯ МОЛИТВЫ
В иудаизме чрезвычайно важным является вера , что
Бог общается с человеческими существами . Первичным
средством такого общения считается Тора , как
письменная , так и устная . Из этого следует , что в
« Талмуд Тора » (« изучении Торы *) евреи должны
услышать Божественное откровение и в каком — то
смысле развивать его . С изучением Торы тесно
связана « тфила » (« молитва »). Это слово , возможно ,
произошло от корня глагола « судить » на иврите , и
смысл его в том , что в тфиле люди призывают Бога
судить все их мысли и поступки . Оно может
подразумевать самоизучение , оценку самого себя .
Другие слова на иврите , связанные с молитвой , также
делают упор на суде Божьем над человеческой
жизнью , на руководстве Богом человеческими
поступками , на необходимости открыться навстречу
Божественным предписаниям , гармонировать с ними .
Слово « авода » (« служение ») во времена Храма
относилось к публичным богослужениям . Некоторые
подчеркивают жертвоприношения этой « службы »,
резко разграничивая ее . с молитвой ( тфилой ). Другие ,
в частности Самсон Рафа —
ил Гирш , утверждают , что в иудейском культе мо —
литва всегда шла рука об руку с жертвоприноше —
нием . Из 1- й книги Царств (8:27—30) становится
ясно , что Храм Соломона был посвящен молитве .
Далее , эта служба , « авода », главным образом ис —
полнялась первосвященником в День Искупления и
включала в себя не только ритуал ( в смысле , что
было сделано ), но и богословскую часть ( в смысле ,
что было сказано ). В этот день людям читалась 16- я
глава книги Левит , читается она и теперь . В 1:11 —
15 из книги пророка Исайи VTII века до н . э . мы
встречаемся с осуждением неискренности , как в
жертвоприношении , так и в молитве . Разумеется ,
после разрушения Храма , когда жертвоприношения
уже невозможно было осуществлять , были наготове
образцы молитвы , предназначенной не воз —
действовать или влиять на Бога , а на то , чтобы вос —
принять духовные наставления . Гирш даже просле —
живает порядок синагогальной молитвы назад до
« Мудрецов великого собрания »* в V веке до н . э .
Много споров существует вокруг древности некото —
рых формулировок молитвы . Тем не менее термин
« авода шебалев » (« служение сердца ») употреблялся
раввинами ( например , Таанит , 2 а , ср . с Второ —
. тконием , 11:13) в значении « молитва ». Отсюда
основной молитвенник либеральных иудеев назы —
вается « служение сердца » ( их молитвенник для
великих святых дней называется « Врата покаяния »).
* « Мудрецы великого собрания » — иудейский Синедрион ,
который , считается , был собран Ездрой и Неемией в Израиле
после возвращения из Вавилонского плена . В нем , помимо l’- здры ,
участвовали Мардохей , пророк Даниил , Азария , Михаил , Анания и
др . Им приписывается установление « устной Торы ».
ГЛАВА Ю. МОЛИТВА
В соответствии с Талмудом , именно службы в
Храме определяли время для вознесения иудеями
молитвы . Жертвоприношения приносили каждый
день , утром и днем . Поэтому сегодня существует
ежедневная молитва на утренней службе , известная
под названием ( как и утреннее жертвоприношение )
« шахарит » (« утро »), и на послеполуденной службе
( так же , как послеполуденное жертвоприношение ),
которая называется « минха » (« приношение » муки ,
смешанной с маслом ). Часть службы жертвоприно —
шения переходила на вечер , и это продолжение от —
ражено в институте вечерней молитвы , термин для
которой — « маарив » (« вечер »). Этот распорядок
молитв и служб приводится в Мишне :
« Утреннюю тфилу ( молитву ) можно воз —
носить в любое время до полудня . Рабби Игу — да
говорит : до четвертого часа ( то есть середина
утра ). Дневную тфилу можно возносить в
любое время до захода солнца . Рабби Игуда
говорит : до середины пути дня . У вечерней
тфилы нет времени ; дополнительную тфилу
можно возносить в любое время в течение дня .
Рабби Игуда говорит : до седьмого часа ( то есть
часа ночи )» ( Брахот , 4:1),
« Дополнительная молитва », о которой идет речь ,
соответствует дополнительной службе жертвопри —
ношения по субботам и в « десять дней раскаяния ».
Поэтому она называется « мусаф » (« дополнительная »).
« Мусаф » часто следует за чтением Торы на службе
« шахарит », что вместе составляет 2 часа . Другой
причиной для установления трехразового расписания
основных молитв служит пример патриархов :
Авраама ( Бытие , 19:27), Исаака ( Бытие , 24:63, где
говорится о его выходе в поле ) и Иакова ( Бытие ,
Видео (кликните для воспроизведения). |
Определенное время установлено не для того ,
чтобы не уменьшать спонтанность или искренность
молитв . Два приведенных далее слова , связанных с
молитвой , указывают на необходимость
концентрации и ощущения Бога . Первое , « кава — на »,
можно определить как « преданность », или «
направление », или « намерение », в противоположность
пустым словам , осуждаемым пророком Исайей
(29:13). Маймонид , который сам привнес очень
много в иудейскую богослужебную службу ,
подчеркивал важность , придаваемую « каване » Тал —
мудом . Он утверждал , что молитва без « каваны » —
это не молитва и ее нужно произнести еще раз с
« каваной ». Человек , говорил он , « должен очистить
свой ум от всех посторонних мыслей и считать себя
пребывающим в Божественном присутствии ». « Ка —
вана » влечет за собой также осознание полного зна —
чения слов , выбранных для молитвы . Шулхан Арух
говорит подобным же образом : « Лучше короткая
молитва с « каваной », чем длинная без нее ».
Руководители хасидов также видели опасность
публичных молитв в установленное время . В XVIII
веке рабби Нахман призывал своих последователей
находить уединенное место и изливать свои мысли
Богу . Он говорил о том , что смелость молитвы стоит
на первом месте . Дерзание потребно , говорит он ,
чтобы стоять в молитве перед « величием Создателя »:
« Молитва есть тайна , направленная в своей
сущности на изменение порядка в мире .
Каждая звезда и сфера неподвижна на своем
месте , а человек хочет изменить порядок в
природе ; он просит о чуде . Поэтому в момент
молитвы человек должен отложить в сторону
свою способность к стыду . Если бы люди
стыдились , они , Боже упаси ! — потеряли бы
веру в то , что молитва будет услышана ».
« Кавана » может , как считается , привести к со —
стоянию « двекут ». Это второе важнейшее слово .
Наверно , лучше всего его переводить как « приоб —
щение к Богу ». В соответствии с писаниями Каббалы
( иудейского мистицизма ) « двекут », как высшее
духовное достижение , могут обрести намного больше
людей , чем существует тех , кого определяют как
мистиков . Хасидизм заходит в своих утверждениях
еще дальше , говоря , что « двекут » должно быть
состоянием ума . И все — таки именно в молитве может
совершаться встреча с Божественным . Основатель
течения « Хабад » в хасидизме Шнеер Залман так
говорит о молитве :
« Молитва — основа всей Торы . Это озна —
чает , что человек знает Бога , признает Его
величие и Его славу с безмятежностью и всей
полнотой разума и с пониманием в сердце .
Человек должен размышлять об этих идеях ,
пока его рациональная душа не проснется ,
чтобы любить Бога , быть верным Ему и Его
Торе и желать Его заповедей ».
В физическом смысле место для молитвы может
находиться где угодно . Очень типично для иудаизма ,
что определяется как святое не место , а время ( см .
главу 12 о субботе ). Мы можем видеть это очень
ясно в парадигматической молитве иудаизма ,
« браха » (« благословение »). Это не конкретная
молитва , а тип молитвы . Ее важность видна из того
факта , что это слово во множественном числе ,
« брахот », выступает как название первого трактата
Мишны , в котором находятся правила прочтения
молитвы , так же , как в отрывке об определе —
нии времени , приведенном выше , и как в Биркат
« Если человек увидел место , где были со —
творены чудеса для Израиля , он должен сказать :
« Благословен Тот , Кто сотворил чудеса для
наших отцов в этом месте ». Если он увидел
падающие звезды , землетрясения , молнии ,
громы и штормы , он должен , сказать :
« Благословен Он , Чьей силой и могуществом
полон , этот мир ». За дождь и за добрые вести он
должен сказать : « Благословен Он , Добро и
Делатель добра ». За дурные вести он должен
сказать : « Благословен Он , истинный Судья ».
Если человек построил дом или купил новые
сосуды , он должен сказать : « Благословен Он ,
Кто дал нам жизнь ».
Обычное начало для « брахи » следующее : « Благо —
словен Ты , Господи наш Боже , Царь Вселенной , Ко —
торый . » Далее может следовать , как показано выше ,
необычное или новое зрелище , получение новостей
( хороших или плохих ), это могут быть также слова ,
произносимые перед употреблением любой пищи или
напитка или перед исполнением мицвы ( относится
только к ритуальным обязанностям , а не к этическим ),
например , обрезания («. повелел нам , чтобы сыновья
наши вошли в завет с Авраамом , нашим отцом »). Здесь
важны два аспекта формулировки . Первый — это Бог ,
Кто благословен , а не событие , предмет или мицва
( заповедь ). То есть благословен Бог , « Который
сотворил фрукты для вина », а не само вино . Во — вторых ,
здесь имеет место смена лица от второго (« Ты ») к
третьему (« Он , Который сделал »), как если бы в мире
предусмотрено только непрямое ощущение святого
Бога . Через особый момент непостижимый и вечный
Бог являет Свое присутствие .
Нигде это не выражается лучше , чем в особой
молитве благодарности за достижение какого — то
определенного момента во времени , которая может
быть передана так : « Благословен Ты , Господь наш ,
Бог , Который сохранил нас живыми , дал нам силы ,
позволил дожить нам до этого часа ». Эта молитва
получила название « шегехеяну », от выражения на
иврите , которое звучит так : « Он , Который сохранил
нас живыми *. Так , завершая строительство нового
дома или приобретая что — либо , иудей благословит
Бога не за место , но за момент . « Шегехеяну »
возносится также перед началом каждого праздника ,
с упором на преимущество остаться в живых и
поэтому праздновать в этот раз Божье откровение .
Хотя эти благодарственные , да и другие молитвы
тоже можно возносить везде , где представится
случай , основными местами для молитвы остаются
синагога и дом . Молитвенники всех течений
иудаизма , таким образом , включают в себя и мо —
литвы для синагоги , и молитвы для дома . Многие
можно читать и там и там . Еще одна , обычно чи —
таемая дома ,— это послетрапезная молитва . Эта , по
всей видимости , самая ранняя из всех формальных
бенедикций ( благословений священника из книги
Числа , 6:22—27), которая , как мы знаем из главы 2,
вероятно , в основе своей восходит к VII веку до н . э .,
относится к другой категории молитв . Более
важным моментом , чем дата возникновения ,
является способ , которым в иудаизме
послетрапезная молитва позволяет постигнуть
сущность места , где возносится молитва . Яков Неснер
в своей книге « Краткая история иудаизма », которая
имеет подзаголовок « Три трапезы , три эпохи »,
уделяет особое внимание этой молитве . Хотя ,
возможно , не все согласятся в — целом с
его точкой зрения , вряд ли кто — нибудь сможет от —
рицать основную предпосылку , что стол , на кото —
ром происходят трапезы , становится после разру —
шения Храма равнозначным жертвеннику . Поэтому
в четырех частях этой молитвы молящийся
переносится из момента « здесь и сейчас » в гряду —
щее время , от только что завершенной трапезы к
пиршеству конца истории . Два абзаца в середине
молитвы вызывают в памяти всю священную ис —
торию иудейского народа и указывают вперед , на
конечное спасение . Они включают следующие слова :
« Благодарим Тебя , Господь , Бог наш , ибо
Ты дал в наследство нашим отцам желанную ,
обильную и добрую землю . и за то , что
запечатлел на плоти нашей знак завета Своего ,
за Тору , которой Ты научил нас , за Твои
законы , которые Ты довел до нас . за жизнь ,
благодать и любящее милосердие , которые Ты
даровал нам , и за пищу , которой Ты
непрерывно питаешь нас и подкрепляешь нас
каждый день , каждое время года , каждый час .
Бог наш , Отец наш , веди нас , питай нас ,
подкрепляй нас , поддержи и вызволи нас
поскорее , Господь , Бог наш , из всех наших
После этих слов Неснер пишет , завершая абзац :
«. возвращает нас к тому моменту , с ко —
торого мы начали : благодарность за обед .
Обедающие были голодны и ели , обычная вещь ,
Видео (кликните для воспроизведения). |
всецело мирское действие , но посредством слов
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.