Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Полное описание: Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы - для наших любимых читателей.

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Главное меню

Нововведение ли второй азан в пятницу?
Автор: Administrator
12.02.2014 21:14

ВОПРОС: Ассалаумагалейкум Мейрам брат!
Как у Вас дела. Пусть Аллах будет доволен Вами и Вашей семьи !
Сразу вопрос:
1) Насчет второго азана на джума намазе. Правильно ли это?
2) Кому давать закят? И сколько? Например в прошлом году достаточно заработал аллхамдулях . Хотел дать зякат. Если подробно есть какая то формула вычисления закята? Например, заработал 100 000 тенге из них столько до принадлежить закяту.
3) Был в джума намазе мечети «Вайнах» в г.Алматы. Там читает после джума дополнительно зухр намаз. По шариату делают они или .
Ассаламуалейкум уа рахматуллахи уа баракату. Ваш Брат, Улан

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху Брат мой Улан!

АльхамдулиЛлях, все хорошо. Спасибо за теплые пожелания, и вам того же искренне желаю!

1) Второй азан придумал третьи халиф Усман и является нововведением в религию Аллаха, которую исповедовал мусульманам Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому это является сунной Усмана и никакого отношения к Сунне Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) не имеет, какие бы благие цели не преследовали! Если бы была в этом необходимость, то Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обязательно бы так поступил или предупредил своих последователей. Исторический опыт показывает, что безграмотные сектанты – имамы всегда следуют за сомнительными действиями лжеученых и себе подобными безграмотными руководителями. Тем более сейчас, когда есть мощные микрофоны и громкоговорители, когда все люди сидят внутри мечети и вообще нет никаких оснований для второго азана. Поэтому и я называю всех Ахли Сунщиков не суннитами, а заблудшими сектантами.

2) Если заработали, например, 100 000 тенге, то в виде закята обязаны отдать одну из сорока частей, т.е. 2,5% = 2500 тенге.

3) В Сунне нет никаких оснований для подобных действий. Я лично уважаю вайнахов и ничего против них не имею. Но обязан сказать прямо, что они во многих религиозных вопросах заблуждаются, в т.ч. и в этом вопросе. Это чистое нововведение и ересь!

уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху Брат! Аллаху алим!

Второй азан перед пятничной молитвой

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: «Вы должны следовать моей Сунне и сунне праведных халифов после меня«. Этот хадис приводят Абу Дауд в «Сунане», № 4607; ат-Тирмизи, № 2676.
Это добавление подходит под определение сунны праведных халифов, а ‘Усман, вне всякого сомнения, был одним из праведных халифов. Он посчитал нужным добавить этот азан, чтобы обращать внимание людей на то, что время пятничной молитвы приблизилось.
Это произошло после того, как Медина значительно расширилась. Это был иджтихад ‘Усмана, с которым к тому же согласились все сподвижники.
Установленный ‘Усманом обычай существовал до времени правления ‘Али и Му‘ауийи, не встречая возражений со стороны сподвижников.
Более того, два азана произносили в пятницу и во времена Омеййадов и Аббасидов. Этот обычай сохранился до наших дней и никто из мусульман не возражает против него. Таким образом, он является сунной по согласному мнению учёных мусульманской общины.
Кроме того, этот обычай имеет шариатскую основу — первый азан перед утренней молитвой. Вполне возможно, что в данном случае ‘Усман просто приравнял пятничную молитву к утренней и добавил второй азан.

Обвинение тринадцатое

Возвращение аль-Хакама, сосланного посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)

Это навет на ‘Усмана, чему есть три доказательства:

1. Нет достоверных сообщений, подтверждающих, что упомянутое событие действительно имело место.
2. Аль-Хакам принял ислам после покорения Мекки и был в числе тех, кто попал под амнистию, объявленную посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). А амнистированные им мекканцы не жили в Медине. Они остались в Мекке. Так как мог посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) изгнать его из Медины, если он изначально никогда там не жил?
3. Если говорить о ссылке или изгнании, то они в шариате имеют оговоренные сроки.
Наибольший период, на который можно сослать человека согласно шариату — год. Такому наказанию подвергается не состоящий в браке человек, совершивший прелюбодеяние. В шариате не упоминается о пожизненной ссылке. За какой грех человек заслуживает пожизненного изгнания из родных мест?

Ссылка — дополнительное наказание, которое правитель может применить по своему усмотрению. И даже если предположить, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) действительно отправил его в ссылку, которая продолжалась до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а потом весь период правления Абу Бакра, а потом и ‘Умара, а потом ‘Усман вернул его, то получается, что ссылка продолжалась более пятнадцати лет. Что же страшного в том, чтобы вернуть человека, сосланного более пятнадцати лет назад?
Это если предположить, что история ссылки аль-Хакама достоверна, а это не так. Как нам известно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) принял ходатайство ‘Усмана относительно ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн ас-Сарха, который отрёкся от ислама, а потом вернулся в религию Аллаха.
Очевидно, что аль-Хакам не мог совершить более тяжкого преступления, чем то, которое совершил ‘Абдуллах. Так неужели посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) простил ‘Абдуллаха и не простил аль-Хакама?

Это основные обвинения, выдвинутые против ‘Усмана.

Второе, третье, пятое и тринадцатое — ложные.
Четвёртое, восьмое и десятое — достойные и похвальные поступки, а не проступки.
Первое, шестое, седьмое, одиннадцатое и двенадцатое — иджтихад.
Девятое — простительная ошибка.

Глава шестая

Убийство ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах!

По прошествии некоторого времени люди из числа жителей Басры, Куфы и Египта отправились в Медину в 35 году от хиджры, делая вид, что собираются совершить хадж. Их истинным намерением было выступление против ‘Усмана (да будет доволен им Аллах).

Относительно их численности среди учёных существуют разногласия.
1. Согласно одной версии, было две тысячи человек из числа жителей Басры, две тысячи — из числа жителей Куфы и две тысячи — из числа жителей Египта.
2. Согласно другой версии, их было всего две тысячи. То есть, их, в любом случае, было не менее двух тысяч и не более шести.

Они вошли в город посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Это были самые сильные и дерзкие представители их племён. Они пришли для того, чтобы заставить ‘Усмана отказаться от власти, либо путём угроз, либо силой. Они осадили дом ‘Усмана в конце месяца зу-ль-кы‘да, требуя, чтобы он отказался от власти. Осада продолжалась до восемнадцатого дня месяца зу-ль-хиджжа. Именно в этот день был убит ‘Усман.
Таким образом, осада продолжалась около сорока дней, но не более сорока одного дня.

Во время осады ‘Усмана лишили не только возможности совершать обязательные молитвы в мечети, но даже воды. Молитвой людей в это время руководил один из предводителей смутьянов и Убайдуллах ибн ‘Ади ибн аль-Хаййар пришёл к ‘Усману и сказал: «С людьми молится один из предводителей смутьянов. Что ты велишь нам сделать?«.
‘Усман сказал в ответ: «Молитва — лучшее из людских деяний, если люди совершают благие деяния, совершай их вместе с ними, а если они творят дурное, отстраняйся от их дурных деяний«. Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 695.

К ‘Усману пришли некоторые сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) с намерением защитить его от бунтовщиков. Самые известные из них — аль-Хасан и аль-Хусайн, сыновья ‘Али, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Тальха ибн Убайдуллах и ‘Абдуллах ибн ‘Амр.
Они обнажили мечи перед лицами смутьянов, которые хотели убить халифа. Аль-Хафиз Ибн Касир «Аль-бидайа уа ан-нихайа», (7/148).

Мать верующих Сафиййа приехала к дому ‘Усмана на мулице, которую вёл её вольноотпущенник Кинана, однако аль-Аштар преградил ей путь и ударил по морде её мулицу. Тогда она сказала: «Отвезите меня назад, пусть этот пёс не позорит меня!«. Ибн Са‘ад «ат-Табакат», (8/128) иснад хороший.

Однако ‘Усман велел сподвижникам воздержаться от сражения. В некоторых сообщениях упоминается о том, что около семисот сыновей сподвижников явились к ‘Усману, чтобы защищать его. Но, если даже предположить, что бунтовщиков было не более двух тысяч человек, мы видим, что их всё равно было намного больше, чем сподвижников, защищавших ‘Усмана.

‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а передаёт: «Я был вместе с ‘Усманом в его доме и он сказал: «Вели каждому, кто считает, что должен повиноваться мне, убрать руки и опустить оружие«». Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», (15/204), № 19508, безупречный иснад.
Ибн Сирин передаёт, что Зейд ибн Сабит пришёл к ‘Усману и сказал: «У твоей двери ансары, которые говорят: «Если желаешь, мы будем помощниками Аллаха дважды, первый раз — с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а теперь — с тобой«». ‘Усман ответил: «Если речь о сражении, то нет«. Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», (15/205), № 19509, безупречный иснад.
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) пришёл к ‘Усману во время осады его дома и ‘Усман сказал: «О Ибн ‘Умар, послушай, что они говорят. Они говорят: «Откажись от власти и не губи себя»«.
Ибн ‘Умар сказал: «Даже если ты откажешься от власти, разве ты будешь жить в этом мире вечно?«.
‘Усман ответил: «Нет«.
Ибн ‘Умар сказал: «Я считаю, что ты не должен снимать рубаху, которую надел на тебя Аллах, чтобы это не стало обычаем, а иначе люди будут свергать халифа или предводителя, как только он им чем-то не понравится«. Этот хадис приводит имам Ахмад в «Фадаил ас-Сахаба», (1/473), № 767.
‘Усман сказал своим рабам: «Каждый, кто сложит оружие, свободен ради Аллаха«.
Таким образом, сам ‘Усман запретил людям сражаться.

И даже, несмотря на это, четыре человека из числа защитников ‘Усмана получили серьёзные ранения, когда пытались защитить ‘Усмана и их унесли с места схватки.
Это аль-Хасан ибн ‘Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Маруан ибн аль-Хакам и Мухаммад ибн Хатыб. Ибн Абд аль-Бар «аль-Истиаб», в месте с «аль-Исаба», (3/78).

Кто же убил ‘Усмана?

Некоторое время смутьяны осаждали дом ‘Усмана, а потом перелезли через забор и убили его, когда он читал Коран, положив перед собой мусхаф.
Аль-Хасана аль-Басри, который относился к числу старших последователей сподвижников и застал этот период, спросили: «Был ли среди убийц ‘Усмана кто-то из ансаров или мухаджиров?«. Он ответил: «Нет, это были отребья из Египта«. Халифа Хайат «ат-Тарих», стр. 176, иснад достоверный.
Предводители их известны. Это Кинана ибн Бишр, Руман аль-Йамани, Джабаля, Саудан ибн Хамран и человек из бану Садус по прозвищу «аль-Маут аль-Асуад» («чёрная смерть«).
Говорят также, что среди предводителей смутьянов был и Малик ибн аль-Аштар ан-Нахаи. Эти люди были организаторами заговора против ‘Усмана и именно они разожгли пламя смуты, завершившейся гибелью ‘Усмана.
Что же касается непосредственного исполнителя этого страшного деяния, то, согласно наиболее известной версии, это был человек из Египта по имени Джабаля.

‘Амра бинт Артаа передаёт: «Я отправилась вместе с ‘Аишей в Мекку в тот год, когда погиб ‘Усман и мы проезжали через Медину и видели мусхаф, который лежал на коленях ‘Усмана, когда его убили. Первая капля его крови упала на начало аята:

«Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной.
Аллах избавит тебя от них, ибо Он — Слышащий, Знающий»»
Сура 2 «Корова», аят 137

‘Амра сказала: «И никто из них не умер, будучи привержен истинному пути«. Этот хадис приводит имам Ахмад в «Фадаил ас-Сахаба», (1/501), № 817.

Мухаммад ибн Сирин передаёт: «Однажды, совершая обход вокруг Каабы, я услышал, как один человек говорил: «О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня!».
Меня очень удивили его слова и я сказал: «О раб Аллаха, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил нечто подобное!».
Он сказал в ответ: «Я обещал Аллаху дать ‘Усману пощёчину, если Он предоставит мне такую возможность и после его убийства тело его положили на постель в его доме и люди приходили и совершали молитву по нему. И я тоже вошёл в его дом, делая вид, что хочу совершить молитву по нему. Увидев, что в доме никого нет, я подошёл, открыл его лицо и ударил его по лицу, после чего рука моя отсохла»
«.
Ибн Сирин сказал: «И я видел его руку, и она действительно напоминала сухую ветку«. Аль-Хафиз Ибн Касир «Аль-бидайа уа ан-нихайа», (7/200), рассказчики заслуживают доверия.

А теперь зададимся вопросом: «Как могло получиться так, что ‘Усмана убили и его не защитил никто из сподвижников?«.

Первым объяснением этого было то, что ‘Усман категорически запретил своим защитникам сражаться и предался на волю Всевышнего Аллаха. Это указывает на две вещи: мужество ‘Усмана и его милосердие по отношению к общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует).
Он понял, что неотёсанные бедуины, осадившие его дом — нечестивцы, которые не остановятся ни перед чем. Он видел, что если сподвижники станут сражаться с ними, масштабы трагедии только увеличатся. А так погибнет только один человек — он сам. Если бы он разрешил сподвижникам защищать себя, это могло бы привести к жертвам среди них. Смутьяны могли перейти от убийств к изнасилованиям и грабежу.
Поэтому ‘Усман решил для себя, что лучше погибнет он один и убережёт священный город посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) от поругания и сохранит жизни сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Вторым объяснением случившегося было то, что число смутьянов-хариджитов намного превосходило число сподвижников. Сподвижники находились в то время в четырёх местах. Первым местом была Мекка, поскольку был сезон хаджа и многие из жителей Медины отправились совершать паломничество.
Некоторые сподвижники к тому времени уже не жили в Медине, а поселились в Басре, Куфе, Египте, Шаме и других областях Исламского государства. Третьи в это время участвовали в джихаде, то есть отправились в военные походы.
Остальные находились в Медине, однако, как мы уже говорили, численность бунтовщиков намного превосходила их численность.

Третьим объяснением было то, что сподвижники, отправившие своих сыновей защищать ‘Усмана, не представляли себе, что дело примет столь серьёзный оборот и всё закончится убийством халифа.
Они полагали, что смутьяны ограничатся осадой и выдвижением требований, после чего уберутся восвояси, но большинству сподвижников и в голову не приходило, что кто-то осмелится покуситься на жизнь ‘Усмана.

Наиболее веским объяснением является первое — ‘Усман запретил сподвижникам сражаться с хариджитами.

Источник книга: Период из исламской истории от кончины Пророка (саля Ллаху алейхи ва салама) до гибели Хусайна в 61 г.х. Автор: Усман аль-Хамис.

Календарь событий

Три вещи в Священном Кур’ане поразили меня — железо, совет и калям.
Эти слова имеют другой смысл — сила, свобода и знание.
Это должно быть основой для нашей уммы!

Историк, писатель Имадуддин Халиль.

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета

Два призыва пятничной молитвы

В данной статье приведены хадисы из книги «Фатхуль Бари» относительно двух азанов пятничной молитвы. Ниже даны комментарии специалистов Духовного управления мусульман Тюменской области по данному вопросу.

Фатхуль Бари фи шарх Сахих Бухари

Самый великий труд Ибн Хаджара, рахимахуллах, – 15-ти томный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, рахимахуллах. Эту книгу в полной мере можно назвать энциклопедией Сунны.

Ибн Хаджар, рахимахуллах, написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.

Автор — Шейхуль Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м).

21 – Азан пятничного дня

912- Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв, который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура». (См. хадисы № 913; 915; 916).

Данная глава посвящена началу установления дополнительного азана пятничной молитвы.

У Ибн Хузейма в хадисе на эту тему, передаваемом Абу Амиром от Ибн Абу-Зибы говорится об азане пятничной молитвы, упомянутом в Коране. В другой версии этого хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом от Ваки, передавшего от Ибн Абу-Зибы говорится: «Во времена Пророка, мир ему, Абу Бакра и Умара в пятничный день произносилось два азана». Ибн Хузейма сказал: «Под двумя азанами подразумевается азан, произносимый, когда имам садится на минбар и камат, произносимый перед исполнением фарда (обязательной части молитвы)». Здесь имеет место лексическое обобщение, то есть в данном случае камат также назван азаном. В упомянутом хадисе данная формулировка употребляется в том смысле, что камат также несет в себе смысл призыва людей к молитве.

«…когда имам садился на свой /минбар/…». В версии Абу Умара эта часть хадиса приводится следующим образом: «…когда выходил имам и когда начиналась молитва…», также приводится у Байхаки от Ибн Фудейка, от Ибн Абу Зибы. В версии Маджишуна, приводимой от аз-Зухри сказано: «Азан на пятничную молитву произносился, когда имам сидел, то есть на минбаре». Исмаил приводит эти слова от Маджишуна без слов «то есть». Ан-Насаи приводит хадис Сулеймана ат-Тайми, переданного аз-Зухри: «Биляль произносил азан, когда Пророк, мир ему был на минбаре, а когда он нисходил с минбара, прозносил камат». Аль-Мухляб сказал: «Смыслом произнесения азана в данном случае является объявление людям о том, что имам сел на минбар и указанием на то, чтобы люди молчали во время проповеди». У Ибн Исхака, у Табарани и других приводится от аз-Зухри, что Биляль произносил азан у двери мечети. Это указывает на то, что этот призыв был объявлением для людей о наступлении времени молитвы, но не для того, чтобы люди замолчали. Когда был добавлен первый азан, он предназначался для объявления о начале времени молитвы, второй азан, произносившийся перед имамом, был указанием людям на то, что нужно прекратить разговоры и молчать.

«При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше …». При Усмане () увеличилось население Медины. В версии хадиса, передаваемой от Маджишуна становится ясно, что это произошло в начале правления Усмана, но в передаче Абу Нуайма, Дамры, от Юнуса сказано, что это произошло после окончания правления Усмана (да будет доволен им Аллах).

В приведенном хадисе сказано «…и он добавил третий призыв…». В версии хадиса, передаваемого Ваки от Ибн Абу Зибы приводится следующим образом: «Усман (да будет доволен им Аллах) дал указание произносить первый азан». Эти два хадиса нисколько не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о третьем азане, как о призыве, который не произносился до этого, во втором случае говорится об азане, как о первом призыве согласно очередности, относительно азана, произносимого, когда имам садится на минбар и камата, произносимого до фарда.

Ибн Абу Шейба передает слова Ибн Умара: «Первый азан, произносимый на пятничную молитву – это нововведение». Слова Умара можно истолковать в двух вариантах.

a. Возможно Ибн Умар этими словами указал на то, что он отрицает практику произнесения дополнительного азана;

b. возможно, что он хотел подчеркнуть, что данная практика не применялась во времена Пророка, мир ему, а каждое действие, привнесенное уже после смерти Пророка, является нововведением. Но есть хорошее нововведение, есть плохое. Усман (да будет доволен им Аллах) установил дополнительный азан для объявления людям о наступлении времени молитвы. Он сделал это по аналогии с пятикратными молитвами. С первым азаном люди узнают о наступлении пятничной молитвы, основной же азан, являющийся особенностью данной молитвы, также был оставлен и произносился перед сидящим имамом. Однако мы знаем, что в некоторых странах с целью объявления людям о приближении начала времени пятничной молитвы произносятся зикры и салаваты, но вместо этого лучше произносить третий азан, следуя праведным предшественникам, которые его установили.

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Видео (кликните для воспроизведения).

Почему Усман (ра) добавил еще один азан перед пятничной молитвой?

Почему Усман (ра) добавил еще один азан перед пятничной молитвой?

Вопрос: Я слышал, что во время правления Усмана (ра) в пятницу перед пятничной молитвой был добавлен еще один азан. Правда ли это?

Ответ: Эс-Саиб б. Езит сказал так: «В пятницу, когда имам садился на минбер (на свое место при хутбе), читался азан» [1].

Он продолжает: «Во времена Посланника, Эбу Бакра и Умара первый азан читался со вступлением имама на минбер. С увеличением числа людей Усман ввел дополнительный, третий, азан, который читался на аз-Зевра» [2].

Этот дополнительный азан был первым азаном, который читался с наступлением обеденного времени. Второй читался со вступлением имама на минбер. В силу того, что икамет, который читался до обязательной части Пятничной молитвы, тоже назывался азаном, сделанное (Усманом) дополнение стало третьим азаном.

Аз-Зевра была местом (домом) в торговом центре в Медине. Ибн Мадже и Ибн Хузейме говорят по этому поводу следующее: «Третий азан начал читаться в торговом центре, на крыше дома с названием «аз-Зевра» [3] , [4].

Теги: почему Усман (ра) добавил еще один азан перед пятничной молитвой.

Опубликовано 05.08.2013

[1] Бухари. Джума, 24.

[2] Бухари. Джума, 21.

[3] Эл-Aйни. Умдетул-кари, т. V, c. 299.

[4] А. Баиндир. Ложные истины в свете Корана, Фонд Сулеймания, Стамбул, 2011, изд. 4, с.192.

Календарь событий

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета

Фикх суннат-намазов и сунны пятничного намаза

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы — обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий — наказание, отрицающий его — неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение — вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна, исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны: четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом: тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата». Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома».

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

— Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

— Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: «. прежде чем прийти в мечеть. «. Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. «. и не затягивай их», то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их «Сахих» от Абдулла бин Мугаффаль: «Между каждыми двумя азанами намаз». Повторил Он это три раза, и на третий сказал: «Тому, кто пожелает». «между двумя азанами» здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны — Солнце и Луна, два родителя — отец и мать. Под «каждыми» подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас’уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): «Перед каждым фард намазом — два ракаата». Приводит Ибн Хиббан в своём «Сахих» и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга — единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно».

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в «Муснад», Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в «Украшение», и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное — отвергает, а не важное — ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Присоединение к джамаат-намазу

Присоединиться к джамаат-намазу можно в любое время до произнесения имамом первого “Салама”(в конце намаза). Даже если ма’мум присоединится к джамаат-намазу перед произнесением “Салама”, он получает вознаграждение за джамаат-намаз, но его вознаграждение (саваб) будет намного меньше, чем у того, кто начал намаз вместе с имамом. Поэтому лучше всего начинать джамаат-намаз вместе с имамом.

Присоединившись к джамаат-намазу, ма’мум следует строго за имамом, то есть опоздавший ма’мум начинает намаз не с самого его начала, а с того места, до которого дошел имам.

Если ма’мум присоединился к джамаат-намазу позже и не успел с джамаатом совершить положенное количество ракаатов, то он восполняет их после того, как имам произнесет первый “Салам”. Ма’мум при этом произносит “Аллагьу акбар”, встает и совершает недостающее количество ракаатов. Если, например, ма’мум присоединился к джамаату в тот момент, когда читают молитву стоя, и имам в это время начал поясной поклон, а ма’мум не успел прочитать суру “Фатиха”, то он не дочитывает “Фатиху”, а следует за имамом. Причем, этот ракаат ему засчитывается как совершенный. Если ма’мум успел присоединиться к джамаату, когда имам начал поясной поклон, и при этом успел наклониться до того, как имам начнет выпрямляться, то и в этом случае ма’муму ракаат засчитывается. А для имама в таком случае является суннатом задержаться в поясном поклоне, пока вновь присоединившийся к джамаату ма’мум тоже не совершит поясной поклон, но не надолго. Кроме того, такая задержка не должна зависеть от того, кто подошел.

Другой пример: если мусульманин присоединился к джамаату, когда читают молитву “Аттахийяту” сидя на коленях, то он, вступив в намаз, принимает положение сидя на коленях и тоже начинает читать “Аттахийяту”; в дальнейшем он следует за имамом, даже если не успел дочитать “Аттахийяту”.

Иногда ма’муму, опоздавшему на начало джамаат-намаза, приходится читать “Аттахийяту” три или даже четыре раза, пусть это не беспокоит вас.

Для чтения “Аттахийяту” правило таково: ма’мум считает, сколько ракаатов он совершил за имамом, и, продолжая молитву самостоятельно, “Аттахийяту” читает после своего второго (считая с самого начала, включая ракааты, совершенные за имамом) и после последнего ракаата.

Например, если ма’мум за имамом совершил только один ракаат, то после завершения намаза имамом он встает на второй ракаат, после него читает “Аттахийяту” и далее совершает намаз как обычно. Если же он успел за имамом совершить три ракаата (в 4-ракаатном намазе), то после завершения намаза имамом ма’мум встает, совершает четвертый ракаат и после него читает “Аттахийяту”, затем дает “Салам”.

Если джамаат-намаз совершают двое (имам и стоящий по правую сторону от него ма’мум), а третий мусульманин хочет присоединиться к ним, то он, вступая в намаз, делает знак (дотрагивается до плеча) ма’муму, и тот делает шаг назад (это для него является суннатом), чтобы стать вдвоем в один ряд позади имама. Имам также может сделать шаг вперед, но предпочтительнее, чтобы отошел ма’мум.

Если для мусульманина, который хочет присоединиться к джамаату, в последнем ряду ма’мумов нет места, то он, вступив в намаз, дотрагивается до плеча ма’мума, стоящего с краю, делая ему знак, а тот делает шаг назад, чтобы стать в заднем ряду вместе с подошедшим, ибо нежелательно (макрух), чтобы ма’мум стоял в ряду один.

Если один мусульманин собирается присоединиться к намазу, который в одиночку совершает другой мусульманин, то подошедший вступает в намаз, делает тому знак (дотрагивается до плеча), при этом тот, кто в намазе, делает сердцем нийят, чтобы продолжить намаз с джамаатом. Подошедший становится справа и чуть позади имама, и они совершают джамаат-намаз.

Точно так же, если имам завершил намаз, а кто-то опоздавший совершает свои недостающие ракааты, подошедший в это время может стать за ним, сделав ему знак, и у них получится джамаат-намаз. Но лучше совершить заново (с самого начала) джамаат-намаз с кем-либо, например, дождавшись, пока тот закончит свой намаз, а затем совершить с ним джамаат-намаз. Для тех, кто уже совершил намаз, составление джамаата для опоздавшего, является суннатом.

Для имама не существует каких-либо особенностей совершения намаза, кроме того, что он в нийяте выражает намерение совершить намаз в качестве имама, громко произносит “Аллагьу акбар” и другие молитвы, произносимые в начале каждого действия, и громко читает суру “Фатиха” (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов, а также праздничных (гIид) суннат-намазов и таравихов. В то время, когда в этих намазах ма’мумы читают суру “Фатиха”, имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и “Фатиха”, или читает дуа. На этом различия между намазом в роли имама и обычным намазом заканчиваются. Поэтому нежелательно мусульманам совершать намазы в одиночку, оправдываясь тем, что никто из них не знает, как руководить намазом.

Но владеющий махраджем (правильным произношением звуков и правильным чтением молитв) не может совершать намаз за не владеющим махраджем.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумгIа)

Пятничный намаз – это двухракаатный коллективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, примерно 14,5 лет) и проживающих в данном населенном пункте.

Чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем(т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв).

В каждом населенном пункте пятничный намаз совершают всей общиной в одном месте – в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допускается совершение пятничного намаза в другой мечети.

Азан для пятничного намаза обычно возвещают дважды. После первого азана совершают суннат-намазы и могут читать проповедь. После второго имам читает хутбу (хутIба-специальная пятничная проповедь на арабском языке), состоящая из двух частей. После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают “камат” (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу.

В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-ракаатный обеденный намаз. После него читают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и совершают ратибаты (суннат-намазы). Очень ценным является чтение сразу за пятничным намазом (или за обеденным намазом, совершенным после пятничного) по семь раз следующих сур Корана: “Фатиха” (“АлхIам”), “Ихлас” (“Къулгьу”), “Фалак” (1-й “Къуль агIузу”) и “Нас” (2-й “Къуль агIузу”).

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является совершение над усопшим джаназа-намаза, предварительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя.Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва когда идешь на новую работу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here