Содержание
Когда нужно Креститься и делать поклоны при молитве
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Когда креститься, когда кланяться… 2
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 2
Мы продолжаем наш интересный и полезный разговор о том, какие молитвенные жесты предписано совершать во время богослужения.
Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.
Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.
Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.
Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, – еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.
Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок – это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.
Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.
Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.
Прикладываемся к иконам
Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон.
Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно. Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния.
Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых — в руку.
Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик.
Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.
Проверьте свои знания
А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:
В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.
У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.
Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим. » на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.
Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.
Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться.
Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.
Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.
И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.
А напоследок, чтобы чуть-чуть поднять всем настроение, размещу предпасхальную фотографию. Предчувствие праздника разлито в воздухе, в храме пахнет куличами, настроение приподнятое.
Когда креститься, когда кланяться… 1
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
Азы православия
Традиции, правила, нормы христианского благочестия. Советы и рекомендации. Опыт и рассуждения на тему православной этики (поведения в храме, семье, обществе).
УСТАВ О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ.
Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.
I. Креститься без поклонов полагается:
1. В начале и конце чтения Св. Писания.
2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую. «, «И во единаго Господа Иисуса Христа. «, «И в Духа Святаго. «. сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш. «, при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже. «.
6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом. «, «Победную песнь поюще. «, «Приимите, ядите. «, «Пийте от нея вси. «, «Твоя от Твоих. «.
5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся. «, «Святый Боже. «, «Аллилуиа».
7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже. «.
9. На каноне на каждом припеве.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую. » и по «. величаем».
11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже. » и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому. помолимся».
14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:
1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем. «, после возгласа «И сподоби нас, Владыко. «.
3. При первом и втором явлении Святых Даров.
4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:
1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На «Достойно есть. «.
5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице. » и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко. » — три поклона.
8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
VI. Поклонение головы:
1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
2. На Великом входе.
3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения:
1. При словах «Мир всем».
2. При словах » Благословение Господне на вас. «
3. При словах «Благодать Господа нашего. буди со всеми вами».
4. При словах » И да будут милости Великого Бога. со всеми вами».
5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси. «).
6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем. » кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет. «.
7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:
1. Великим постом при возгласах «Свет Христов. «.
2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стояние на коленях
1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена. помолимся».
2. Великим постом при пении «Да исправится. «.
3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
Здесь нужно отметить, что стояние на коленях не свойственно православным христианам и совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.
X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).
3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
4. В дни причащения Святых Тайн.
5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.
Когда нужно Креститься и делать поклоны при молитве
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием. ; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуйили Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.