Содержание
- 1 Какие молитвы читать у стены плача
- 2 Молитва у Стены Плача
- 3 Какую молитву читать у стены плача
- 4 Стена Плача: инструкция по применению. 🙂
- 5 О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
- 6 Не всё свято, что со Святой Земли
- 7 Какую молитву читать у стены плача
- 8 7 вещей, которые вы могли не знать о Стене Плача
- 9 Стоит ли православным плакать у Стены Плача?
Какие молитвы читать у стены плача
Решила несколько развить тему, начатую в предъидущем посте.
Надеюсь, мои выкладки кому-то окажутся полезными. Помогут избежать курьезов и конфликтов, которые здесь порою случаются.
Первое, о чем нужно помнить еще до похода сюда: скромная одежда. Иудейский дресс код еще строже христианского. На КПП, правда, Вас пропустят и в шортах, и в сарафане, но у молящихся это вызовет волну негатива. Последнее время правила скоромности еще более устрожились, и поэтому, не удивляйтесь, если местная активистка, специально дежурящая здесь с кучей накидок и юбок, предложит Вам накинуть платок на Ваше, даже, вроде бы закрытое платье.
Вот, вы стоите напротив Стены Плача, или Западной Стены. Обратите внимание, что направо от Вас, прямо на площади, находится открытый умывальник. Религиозные иудеи совершают здесь ритуальное омовение рук, так называемое «нетилат ядаим», чтобы подойти к Святыне чистыми и духовно, и телесно. По моему, это замечальный принцип: молиться после омовения, пусть и символического. Если Вы хотите захотите соблюсти местный культурный код, то омовение рук делается так: три раза льется вода из сосуда на правую руку, и три раза на левую. А текст специального благословения в русской транскрипции можно посмотреть в интернете. Он так и называется: «нетилат ядаим».
Обратите внимание, что молитвенное пространство разделено на две части. Правая часть (если Вы стоите к Стене лицом), предназначена для женщин. Левая — для мужчин. У иудеев принят принцип раздельной молитвы. Женщина считается слишком сильным раздражающим и отвлекающим фактором, который, одним своим соблазнительным видом, может увести молитвенника от неба. (Комплимент, нам, дамы!).
Другой комплимент — крайне узкое (по сравнению с мужским) пространство женской молитвенной части. Мужчины на своем отрезке расположились вольготно, женщинам досталась же не половина Стены, а меньше трети. и бедные дамы, временами, стоят затылок в затылок, желая прикоснуться к Священным камням. Дискриминация? Да, причем мужская. дело в том, что иудаизм — единственная из мировых религий, которая считает что женщина — совершеннее мужчины. А если она совершеннее, то и молится ей так много не надо (заповедь ежедневной трехкратной молитвы тоже лежит исключительно на мужчине). Ну а если не надо молится, то зачем ей много места выделять?
У Западной Стены принято оставлять записки с просьбами к небесам.
Здесь — самое важное правило: ПРОСИТЕ НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Формулируйте текст так, чтобы просимые блага принесли счастье Вашим близким ( которых стоит упомянуть в письме). И косвенно осчастливили Вас.
Многие начинают писать записки непосредственно у Стены. Важно запомнить — этого нельзя делать в субботу! Иначе Вы оскорбите чувства верующих евреев, для которых письмо — это работа, запрещенная в субботу, как и любая другая. Начиная с вечера пятницы и до вечера следующего дня ( сутки у евреев начинаются с вечера, несколько раньше наступления темноты) надо либо приносить послания с собой, либо обращаться с устными просьбами.
Если Вы увидите, что от Стены откололся маленький камешек, не спешите брать его с собой. Отнесите служителю (их здесь немало). В этом месте священна даже каменная пыль. И отпавший камешек, согласно правилам, должен быть приклеен обратно, пусть даже не к своему прежнему, родному месту.
Наконец, православные христиане, записки, как правило, не пишут, но молится здесь начинают, как привыкли, то есть крестясь, и кладя земные поклоны. Так делать тоже не стоит, потому что это вызовет у местных безусловное и обьяснимое раздражение. Хотя одна моя подруга гидесса говорит в таких случаях: «Молитесь как хотите, эта Стена и не такое видела. » 🙂
Распространено ошибочное мнение, что Стена Плача является стеной Второго Храма. Это не так – она не является частью Храма, а частью стены, которая окружала Храмовую Гору.
В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
Это удивительное пророчество, ведь как можно обещать, что каменная стена никогда не будет разрушена, в то время как все остальные стены разрушены? Ведь Иерусалим перенес множество войн, и разрушение стены вполне могло произойти, и даже сейчас есть такая теоретическая возможность. Кто может взять на себя обязательство, что именно с этой стеной ничего не случится? Это пророчество исполнилось самым впечатляющим образом, другие стены, окружавшие Храмовую Гору, были разрушены, а Западная стена осталась.
Стену Плача возвышается на десятки метров (как известно, часть Стены не видно — примерно 15 метров покрыты землёй) и построена из крупнейших камней в мире (один из них длиной в 16 метров!)
В мидраше сказано, что Шехина (Б-жественное присутствие) не отходит от Западной Стены. Из этого мы учим, что молитва, сказанная возле Стены Плача, принимается с большим благоволением. Возле Западной Стены можно найти молящихся в любое время суток; Стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. На протяжение года тут молятся десятки тысяч евреев.
Практика помещения листков бумаги, содержащих написанные на них молитвы Богу, в трещины и щели в Западной Стене, началась более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом 18 в. Оно сделано Мункачер Ребе и записано в Сефер Та’амеи Ха-минхагим У’мекореи Ха-диним. Рассказ связан с великим еврейским мудрецом и знатоком Каббалы марокканским Рабби Хаимом бен Атаром (Ор аХаим). Некий человек пришёл к нему в большом беспокойстве, после того как обнищал настолько, что ему не на что стало покупать еду для своей семьи. Ор аХаим написал для него ашурским письмом амулет на пергаменте и велел поместить его между камнями Западной Стены.
Однако в наши дни среди религиозных евреев не распространена практика помещения записок в щели Стены Плача. Они считают, что с Б-гом разговаривают (ему молятся), а не переписываются.
Сейчас между камней Западной Стены ежегодно вкладывается более миллиона записок, что стало традицией не только для туристов со всего мира, но и для знаменитостей высокого уровня, посещающих Израиль из-за рубежа. Записки пишутся почти на всех без исключения языках и во всех форматах. Их длина варьирует от нескольких слов до очень длинных обращений. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи; они включают в себя стихи и цитаты из Танаха. Они написаны разнообразными чернилами на самой разнообразной бумаге, включая цветную бумагу, тетрадные листки и даже обёртки от жевательной резинки.
Дважды в год Рабби Рабинович – главный раввин Стены Плача и святых мест – и его помощники собирают оставленные в Стене записки и хоронят их на еврейском кладбище на Ар азейтим (Масличной горе).
В июле 2008 г. кандидат в Президенты США Барак Обама вложил в стену записку с молитвой. После того как Обама и его окружение удалились, его записка — написанная на листочке из отеля — была вынута из Стены студентом семинарии, который продал её газете Маарив. Газета опубликовала записку, вызвав со стороны других новостных изданий и Рабби Западной Стены волну критики в связи с нарушением конфиденциальности, неотделимо свойственной вложенным в Стену запискам.
Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!
Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена Плача привлекает евреев, как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы к Богу о ниспослании здоровья, достатка, спасения, удачи и любых других просьбах
Главное, что когда записка вложена в Стену Плача, Б-г обязательно услышит Вашу просьбу и отзовётся на неё.
Молитва у Стены Плача
Трудно найти полного атеиста — но даже он знает,
что далеко не все зависит только от него,
и каждый просит — прощения, детей, здоровья, удачи.
у подножия Храма,
молитва льется и слышится особенно,
здесь Тот, Кто слышит,
ведь себя не обманешь.
взгляни, взгляни в себя.
тихо, тихо! вот, чувствуешь?
но для этого надо открыть
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Вопросы по теме
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Какую молитву читать у стены плача
Каждый день сотрудники отдела обратной связи обрабатывают получаемые обращения, чтобы передать в Иерусалим все просьбы для совместной молитвы и вложения записок в Стену Плача. Один раз в месяц всей командой мы спускаемся к Стене, чтобы вы достигли этого Божьего места. Кроме того, экстренные просьбы попадают к иерусалимской команде вне очереди несколько раз в неделю.
Мы продолжаем принимать ваши молитвенные нужды на почту [email protected] ежедневно.
Направляйте письма с пометкой « Стена Плача », и Бог обязательно ответит на ваши молитвы.
Вы можете поделиться этой публикацией в социальных сетях:
Стена Плача: инструкция по применению. 🙂
Решила несколько развить тему, начатую в предъидущем посте.
Надеюсь, мои выкладки кому-то окажутся полезными. Помогут избежать курьезов и конфликтов, которые здесь порою случаются.
Первое, о чем нужно помнить еще до похода сюда: скромная одежда. Иудейский дресс код еще строже христианского. На КПП, правда, Вас пропустят и в шортах, и в сарафане, но у молящихся это вызовет волну негатива. Последнее время правила скоромности еще более устрожились, и поэтому, не удивляйтесь, если местная активистка, специально дежурящая здесь с кучей накидок и юбок, предложит Вам накинуть платок на Ваше, даже, вроде бы закрытое платье.
Вот, вы стоите напротив Стены Плача, или Западной Стены. Обратите внимание, что направо от Вас, прямо на площади, находится открытый умывальник. Религиозные иудеи совершают здесь ритуальное омовение рук, так называемое «нетилат ядаим», чтобы подойти к Святыне чистыми и духовно, и телесно. По моему, это замечальный принцип: молиться после омовения, пусть и символического. Если Вы хотите захотите соблюсти местный культурный код, то омовение рук делается так: три раза льется вода из сосуда на правую руку, и три раза на левую. А текст специального благословения в русской транскрипции можно посмотреть в интернете. Он так и называется: «нетилат ядаим».
Обратите внимание, что молитвенное пространство разделено на две части. Правая часть (если Вы стоите к Стене лицом), предназначена для женщин. Левая — для мужчин. У иудеев принят принцип раздельной молитвы. Женщина считается слишком сильным раздражающим и отвлекающим фактором, который, одним своим соблазнительным видом, может увести молитвенника от неба. (Комплимент, нам, дамы!).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Другой комплимент — крайне узкое (по сравнению с мужским) пространство женской молитвенной части. Мужчины на своем отрезке расположились вольготно, женщинам досталась же не половина Стены, а меньше трети. и бедные дамы, временами, стоят затылок в затылок, желая прикоснуться к Священным камням. Дискриминация? Да, причем мужская. дело в том, что иудаизм — единственная из мировых религий, которая считает что женщина — совершеннее мужчины. А если она совершеннее, то и молится ей так много не надо (заповедь ежедневной трехкратной молитвы тоже лежит исключительно на мужчине). Ну а если не надо молится, то зачем ей много места выделять?
У Западной Стены принято оставлять записки с просьбами к небесам.
Здесь — самое важное правило: ПРОСИТЕ НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Формулируйте текст так, чтобы просимые блага принесли счастье Вашим близким ( которых стоит упомянуть в письме). И косвенно осчастливили Вас.
Многие начинают писать записки непосредственно у Стены. Важно запомнить — этого нельзя делать в субботу! Иначе Вы оскорбите чувства верующих евреев, для которых письмо — это работа, запрещенная в субботу, как и любая другая. Начиная с вечера пятницы и до вечера следующего дня ( сутки у евреев начинаются с вечера, несколько раньше наступления темноты) надо либо приносить послания с собой, либо обращаться с устными просьбами.
Если Вы увидите, что от Стены откололся маленький камешек, не спешите брать его с собой. Отнесите служителю (их здесь немало). В этом месте священна даже каменная пыль. И отпавший камешек, согласно правилам, должен быть приклеен обратно, пусть даже не к своему прежнему, родному месту.
Наконец, православные христиане, записки, как правило, не пишут, но молится здесь начинают, как привыкли, то есть крестясь, и кладя земные поклоны. Так делать тоже не стоит, потому что это вызовет у местных безусловное и обьяснимое раздражение. Хотя одна моя подруга гидесса говорит в таких случаях: «Молитесь как хотите, эта Стена и не такое видела. » 🙂
О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
ШАЛОМ! Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, узнать ответ на нижеприведенные вопросы: 1. Какие/какую молитвы/молитву или Техелим необходимо прочитать, когда посещаем Стену Плача в Иерусалиме? 2. О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача в Иерусалиме? 3. О чем можно писать/просить в записке, которую оставляют на Стене Плача в Иерусалиме? 4. Какую молитву необходимо прочитать у Стены Плача в Иерусалиме, чтобы Ашем (Всевышний) помог встретить шидух, жениться/выйти замуж? Большое спасибо! М.
Отвечает рав Мендель Агранович
Когда Вы видите Храмовую гору без Храма на ней, нужно произнести стихи из Танаха о том, что города Йеуды и Иерусалим лежат в разрухе (см. ниже).
Шульхан Арух (главы 560 и 561) говорит, что существуют законы траура, которые обязаны соблюдать все евреи все то время, пока в Иерусалиме нет Храма. Среди них, в частности, закон оставлять, когда белят квартиру, квадрат 50×50 см. на стене некрашеным. И всякий, кто устраивает трапезу, должен оставить небольшую часть стола пустой. Также принято разбивать стакан под хупой и не украшать, как делали прежде, голову жениха венцом. Все это — в память о разрушенном Иерусалиме.
А тот, кто видит Иерусалим (стены Старого города, Котель или Храмовую гору) должен сказать следующую фразу: «Пустыней стал и Цийон» (Йешаягу 64, 9).
Когда же человек видит сожженный Храм или место, где стоял Храм, нужно сказать: «Дом святости нашей и великолепия нашего, где прославляли Тебя отцы наши, был сожжен огнем, и все милое сердцу нашему было разрушено» (Йешаягу 64, 10). Затем делают надрыв на одежде в знак скорби.
Вы можете спросить: а если я не чувствую этой скорби? — Как раз исполнение этого закона дает нам возможность понять, что нам не хватает чего-то очень важного — раз любой еврей или еврейка обязаны это сделать. Это не зависит от личностного уровня или уровня праведности.
В наше время распространился обычай не надрывать одежду, а «одолжить» ее одному из спутников, взяв себе его одежду. Тогда с точки зрения закона эта одежда — чужая, а рвать чужое я не имею права. Но многие не полагаются на этот обычай, а приходят в такой одежде, которую не жалко порвать. Надрывать одежду следует, если не видели стены Старого города, Котель (Стену Плача) или Храмовую гору в течение 30-ти дней.
Человек, который приходит в Старый город в субботу, праздники или холь а-моэд, не должен надрывать одежду. И если он придет еще раз на следующий день после праздника или в течение последующих 30 дней, надрывать одежду также не нужно, потому что он уже был там. Женщина, которая надрывает одежду в знак траура, не должна нарушать законы скромности.
Надрывать нужно напротив сердца, делают надрыв длиной примерно 10 см.
Нет специальных глав Тэилим, которые читают именно у Стены Плача. Главное помнить, ЧТО ШХИНА (Б-ЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ) НИКОГДА НЕ ПОКИДАЛО ЭТОГО МЕСТА.
И поэтому молитва там принимается и слышится по-особенному.
Просить можно обо всем. Нет никаких ограничений в молитве.
Записку можно не писать, так как молитва ничуть не менее действенна. Но, если Вы хотите, Вы можете оставить записку с любой просьбой. Об источниках этого обычая см. «Можно ли вложить в Стену Плача “просроченные” записки?»
О шидухе можно помолиться своими словами, это лучше всего. Есть и специальные молитвы, например, эта. Но молитва от чистого сердца, со слезами и пониманием того, что Вы передаете себя во власть Творца, — самая лучшая. И не только у Котеля, но и везде. См. также статью «Я молился об исполнении одного желания, но не получил желаемого».
С уважением и пожеланием удачи, Мендель Агранович
Не всё свято, что со Святой Земли
«Руссо туристо облико морале», – сказал в свое время герой «Бриллиантовой руки», характеризуя моральный облик русского туриста. Времена поменялись, облик тоже, и сейчас наши соотечественники свободно разъезжают по всему миру.
Разъезжают и привозят многочисленные сувениры. И если сувенирного Будду или Хотея (божок богатства и удачи) возьмут еще, слава Богу, не все, то вот с сувенирами из Иерусалима всё гораздо сложнее. «Ведь это же со Святой Земли», – говорят они и уверенно привозят с собой красные нитки, всевозможные обереги и явно оккультные талисманы. Однако же не всё то свято, что географически находится на Святой Земле.
«Красная нить»
Это, пожалуй, самый распространённый артефакт, который привозят из Израиля. Да и не только из него – многие носят нашу, «отечественную» ниточку. Уже писал об этом, но всё же надо вкратце повторить.
Красная нить не имеет никакого отношения к христианству. Это каббалистический символ. А каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Вспомните евангельское вопрошание к Спасителю: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). Те, кто носят красную нить и ожидают от нее чудодейственного эффекта, обращаются за помощью к самым что ни на есть настоящим бесовским силам.
Обычно людям, заходящим в храм с красной ниткой (именно «заходящим», так как прихожане знают, что это такое), всегда говорю, что они носят на руке маленького чертенка, а не помощь и защиту. Ведь если нить – это каббалистический символ, то и ношение ее – это часть каббалистического ритуала.
Кстати, к таинствам не допускаю с красной нитью. Сначала снимаем и выбрасываем, потом каемся в этом и только после этого поговорим об участии человека в таинствах Церкви.
Плакать у Стены Плача?
Многие подают записку у Стены Плача в Иерусалиме. Стена Плача – это то, что осталось от величественного Иерусалимского храма, под своды которого ступил Сам Господь. Для евреев это один из национальных символов, место скорби и молитвы. Возникает вопрос: можно ли молиться у Стены Плача или оставлять в ней свои записки?
Сразу скажу, что я не против самого посещения этого места. Это одно из древнейших мест в Иерусалиме, и православный христианин вполне может там побывать и посмотреть на часть древней истории. Тем более, Спаситель был в Иерусалимском храме!
«Православному запрещено молиться с иноверцами»
Что касается молитвы, то православному запрещено молиться с иноверцами. Поэтому если Вам предложат одеть кипу и что-то ритмично почитать у Стены, то делать этого не надо.
Теперь о записках. На мой взгляд, подача записок – это тоже форма молитвы, а как уже было сказано выше, молиться с иноверцами мы не можем. Для многих подача записок – это всего лишь ритуал, своего рода место, где можно «загадать желание». От этого вообще нет никакого смысла.
Подведем итог: плакать у Стены Плача православному не надо, равно как и подавать туда записки. И совет: если хотите, подайте записку о здравии и упокоении в православный храм. Там священник помолится за Вас на богослужении и, быть может, Господь исполнит Вашу просьбу.
«Рука Мариам»
У этого амулета есть много названий и множество форм. Его называют «Рукой Мариам» или «Рукой Фатимы», «Божией рукой» или «Божией ладонью», а по-арабски «хамса». Изображают его тоже по-разному, даже с попыткой замаскироваться под православие – например, с иконой в центре.
Но как бы эта вещь ни называлась, она всё равно остается именно амулетом, «защищающим» от сглаза и порчи. Напомню, что православные люди не верят ни в то, ни в другое. И даже если махнуть на это рукой, то ладонь всё равно однозначно остается иудейским и мусульманским символом, а никак не христианским.
Такого рода «сувениры» люди привозят со Святой Земли, вешают у себя дома, с удовольствием носят. Через некоторое время начинают жаловаться в храме: «Батюшка, что-то в жизни не то». А как может быть «то», если сами пустили в нее бесов?
Наверное, неисчерпаема эта тема, равно как и неисчерпаемо количество современных суеверий и странных традиций. Совершенно отдельной темой являются «сувениры» с Востока, откуда люди привозят огромное количество идолов и прочего. Но об этом в следующий раз.
Какую молитву читать у стены плача
В этот день великого праздника Входа Господня во Иерусалим хочу рассказать о нашем посещении «стены плача», части того храма, в который вошел Спаситель в этот день.
После Елеона в тот день наша программа была исчерпана, и у нас оказался свободный вечер. Расставшись с автобусом у стены старого города, мы попросили нашего путевода погулять с нами по вечернему Иерусалиму и, главное, посетить «стену плача». Хотя «стена плача» является одной из главных святынь для последователей иудаизма, тем не менее, она является также значимой святыней и для христиан, ибо является частью Иерусалимского храма, с которым связано служение Господа Иисуса Христа на земле. Ведь в этот храм была введена еще трилетствующей Отроковицей Пречистая Богородица на воспитание и прожила в нем более 10 лет своей жизни. Это событие является для всех христиан двунадесятым праздником Введения во храм. В этот же храм на сороковой день своего земного бытия был принесен и Сам Спаситель, — это событие также является церковным праздником Сретения. Христос много раз приходил в этот храм в пасхальные дни, в том числе и в день Входа в Иеруслаим, когда Он изгнал из храма торговцев. Если точнее говорить, так называемая «стена плача» — это собственно часть подпорной стены вокруг Храмовой горы длиной 485 м., уцелевшая после разрушения Второго храма римлянами.
Первый храм был воздвигнут царем Соломоном в 6 веке до РХ и разрушен вавилонянами в период 70-летнего пленения евреев. Второй храм был восстановлен Зоровавелем, а Ирод Великий расширил его и благоукрасил накануе пришествия в мир Господа Иисуса Христа. В 70 году этот храм вместе с Иерусалимом разрушили римляне по пророчеству Христа, в каковом состоянии храм пребывает и доныне. И восстановить его пока никто не в силах (хотя такие планы у иудеев существуют). Но даже полностью разрушенный храм одной только сохранившейся частью производит сильное впечатление, как грандиозными размерами, так и самим ощущением святыни. В 4 книге Царств описывается освящение этого храма и приводится молитва царя Соломона на его освящение, из которой взяты некоторые места для молитв освящения христианского храма. Три тысячи лет назад Слава Господня осенила это место. То, что освятил Господь, остается святыней навсегда. Отсюда происходит и христианское представление о храме. Который остается святыней независимо от его состояния. Ангел Господень не покидает уже никогда даже место освященного храма. Эта стена производит еще и потому впечатление, что это по сути единственное, что осталось от Иерусалима времен Христа. Вес остальные постройки поздние.
Напоследок хотелось бы сделать практические рекомендации последующим паломникам: приходить сюда нужно со своим головным убором, чтобы не надевать кипу, крестики никто здесь не снимает, а молиться Христу и Божией Матери никто не может запретить. С праздником Входа Господня в Иерусалим. Пусть наш плач Страстной седмицы обратиться в пасхальную радость Воскресения!
7 вещей, которые вы могли не знать о Стене Плача
Н едавно я преодолел 37 тысяч миль в молитвенном паломничестве по всему миру. Я встречался с Папой Римским, общался с монахами, танцевал с раввинами, ходил по углям и обновлял свою молитвенную жизнь. Я исследовал молитвенные традиции в иудео-христианской семье верующих, включая таких странных дядюшек и чокнутых двоюродных братьев, как церковь Северной Кореи и баптистская церковь Вестборо. И одним из первых мест, которое я посетил в своем паломничестве, был Иерусалим, место, где Иисус провел свои последние дни на земле.
Одной из самых известных точек паломничества в Иерусалиме является Стена Плача — огромная каменная поверхность, рядом с которой молитва почти не прекращается. Визит в Иерусалим не будет завершен без посещения этой стены, однако, существует множество мифов и общих заблуждений относительно этого священного места. Разберем семь из них:
1. «Стена Плача» — не настоящее название.
«Стена Плача» — это всего лишь прозвище, описывающее звуки, которые вы можете услышать, когда подойдете поближе. Не волнуйтесь, это просто звуки молитвы. Настоящее же название этого места — Западная Стена.
2. Это не стена в том смысле, в котором вы подумали.
Многие думают, что Западная Стена это одна сторона форта или крепости. В действительности, это всего лишь остатки опорной стены, находящейся под Храмовой горой.
3. Стена намного больше, чем то, что можно видеть сегодня.
Хотите верьте, хотите нет, но этот огромный кусок стены, к которому мы можем подойти, составляет одну восьмую от оригинальной стены. Стена была примерно 540 метров в длину. Вся стена целиком была очень массивной!
4. Она не была построена евреями.
Эта конкретная стена — опорная стена Второго Храма — была построена Иродом Великим в 19 году до нашей эры. Ирод был крайне жестоким человеком, убивавшим раввинов и членов собственной семьи, и он так же был крайне продуктивным и страстным строителем.
Говорят, что на строительстве Западной Стены было задействовано более тысячи рабочих. К сожалению, стена была разрушена несколькими десятилетиями спустя. И теперь евреи молятся о восстановлении Третьего Храма.
5. За этот кусочек недвижимости ведутся жаркие споры.
Если вы думаете, что Западная Стена это место мира и счастья, подумайте ещё раз. Три основные религии мира — иудаизм, христианство и ислам — ведут битву за это место уже более тысячи лет. Иерусалим подвергался атакам более пятидесяти раз.
Каковы случайные шансы, что 540 метров земли на планете Земля являются фактическим полем битвы, где три мировые религии сражаются, буквально, за каждый камень?
6. Тут не смешиваются.
Если вы планируете посетить стену вместе со своим другомподругой, супругом или детьми, подумайте ещё раз. Мужчины и женщины отделены друг от друга деревянным забором почти в 40 метров длинной.
Хорошие новости? Когда празднуется бар-мицва или бат-мицва, разрешается собраться вдоль стены, встать на стулья и наблюдать за происходящим на другой стороне.
7. Это место молитвы не только для евреев.
У Западной Стены есть прекрасная традиция: написать свою молитву на бумажке и засунуть в щель между камнями стены. Регулярно специальный человек собирает все молитвы и закапывает их на Масличной горе, на кладбище, которому уже 2000 лет. Согласно этой традиции, каждая написанная таким образом молитва становится «вечной молитвой». Это очень красивая традиция, и даже Папа Римский Иоанн Павел II положил свою молитву в щель этой стены.
Я тоже положил свою молитву, написанную на маленькой бумажке, в Западную Стену. Я написал одну из самых сильных молитв, состоящих из одного слова: Шалом. В английском языке нет адекватного перевода (в русском и других языках также — прим.пер.), но смысл этого слова можно передать как мир, полнота, завершённость, целостность, единство.
Стоит ли православным плакать у Стены Плача?
Есть в Иерусалиме великое и страшное место – Храмовая гора. Когда-то здесь возвышался, удивляя весь мир, храм Соломона, теперь сверкает золотом купол Наскальной мечети.
Храмовая гора (она же гора Мориа) находится в юго-восточной части Старого Города, примыкая к его внешней стене. Это святое и памятное для христиан место является одновременно местом поклонения иудеев и третьей по значимости святыней ислама (после Мекки и Медины).
Пыльные камни площади, вечный город Иерусалим внизу. Взгляд с горы упирается в древнее еврейское кладбище, занимающее часть долины Иосафата, где Бог будет судить народы. Внизу слева – огромная площадь, разбивающаяся о Стену Плача. Это западная подпорная стенка горы, на которой стояли когда-то иудейские Первый и Второй храмы, разрушенные сначала вавилонским царем Навуходоносором, а затем римским императором Титом.
По преданию, на только что созданной Богом земле на это место упал первый луч света. Под куполом Наскальной мечети находится Краеугольный камень, который является как бы фундаментом Вселенной. Согласно Библии, здесь был создан первый человек Адам и здесь принес первую жертву Богу Ной после Потопа. Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа. На этот камень позже возложил Авраам сына Исаака, готовясь по призыву Всевышнего принести его в жертву. На него же поставил царь Давид Ковчег Завета, здесь же располагалось Святая Святых Второго храма при царе Соломоне.
Святой царь Давид, создатель единого Царства Израильского и строитель Иерусалима, перенес в свою новую столицу Ковчег Завета и хотел возвести храм, но Господь сказал ему:
«…ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицеем Моим» (1Пар. 22, 8).
Тогда Давид организовал добычу камня для будущего строительства.
Первый Иерусалимский храм был воздвигнут сыном Давида – царем Соломоном. Пригодились захваченные его отцом в войнах и полученные в качестве дани и даров драгоценные металлы, золотые и серебряные сосуды, ливанские кедры и кипарисы. Строительство продолжалось 7 лет и закончилось в 950 году до н. э. Больше трех с половиной веков простоял храм Соломона, став поистине центром жизни евреев, вызывая восхищение у чужестранцев. Многое произошло за эти века – распалось Израильское царство, Иерусалим не раз захватывали язычники, они безжалостно грабили храм, который, впрочем, неизменно восстанавливался. В 597 году до н. э. царь Навуходоносор уничтожил часть утвари и вывез из святилища все ценности. А через 11 лет храм был полностью разрушен вавилонянами.
После возвращения из вавилонского плена евреям по указу персидского царя Кира разрешили восстановить храм. В 516 году до н. э. он был уже освящен. Второй храм оказался скромнее своего предшественника, да и Ковчег Завета был безвозвратно утерян, на его месте находилась лишь мраморная плита.
В 167 году греческий царь Антиох IV, завоевавший Иудею, осквернил храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса. Но вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея выгнало из страны захватчиков и очистило святое место от скверны.
Другой завоеватель Иерусалима, Ирод Великий, решил перестроить и реконструировать Второй храм, в чем преуспел. Площадь Храмовой горы была удвоена за счет строительства двух мощных поддерживающих стен: южной (длиной 280 м) и западной (длиной 485 м) из камней весом до 100 тонн.
Православные не плачут
До наших дней сохранилась одна из подпорных стен, построенных при царе Ироде. Она известна как Стена Плача. В растрескавшиеся от времени швы между каменными блоками евреи и подражающие им туристы кладут записки с просьбами к Богу. К Стене Плача ведет проход через КПП, где досматривают сумки и где еврейские служители предложат вам надеть кипу и заставят снять нательный крестик, что можно считать отречением от Христа. Так что ответ на вопрос: « Стоит ли православным плакать у Стены Плача? » – один: «Не стоит». Со стороны верующих иудеев записки Богу – это форма молитвы. На этот счет есть канонические нормы в Апостольских правилах:
«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».
При дверях
Спустя три века после разрушения Второго храма римский император Флавий Юлиан начал работы по его восстановлению. Есть мнение, что этот гонитель христиан хотел таким образом дискредитировать слова Христа: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2). Но едва начавшуюся стройку объял пожар, а сам император-язычник скоро погиб. Еще через 300 лет Палестину захватил Арабский халифат. С третьим храмом у православных христиан связано пророчество о последних временах. Построенный на месте разрушенной мечети Аль-Акса храм станет местом, где будет коронован антихрист.
Для справки:
Храмовая гора открыта для посещения зимой с 7.30 до 10.30 и с 12.30 до 13.30, летом с 8.00 до 11.00 и с 13.15 до 15.00.
В пятницу и в мусульманские праздники вход разрешен только мусульманам. Посещение Наскального купола и мечети Аль-Акса для «неверных» запрещены.
На КПП у входа все обязаны сдать Библии охранникам: мусульмане не разрешают пронос Книги на гору. В конце экскурсии Библии возвращают
Видео (кликните для воспроизведения). |
Правила посещения горы
Одежда должна быть скромной, нельзя курить, фотографировать в помещениях, при входе необходимо снимать обувь, женщинам и мужчинам запрещено касаться друг друга, даже супругам.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.