Как научиться молитве

Полное описание: Как научиться молитве - для наших любимых читателей.

Как научиться молиться: советы для начинающих

Жизнь верующего человека немыслима без молитвы. С ее помощью мы обращаемся в разных жизненных ситуациях к Господу. Ведь само возрастание православного человека невозможно без его роста в молитвенной жизни. Поэтому каждый человек должен знать, что такое молитва, для чего она нужна, как научиться молиться правильно?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет понятие «молитва» так: «Это возношение наших прошений Богу, дверь ко всем духовным дарам, высшее упражнение для ума, она как пища, книга или наука для всех православных христиан».

Как и в каждом деле, в молитвенной беседе нужна подготовка. Следует попытаться очистить свою душу и мысли от повседневных забот и тревог и настроиться на разговор с Господом. Ведь пока этого не сделаешь, молитву не получится произносить осознанно. Многие невоцерковленные люди часто задаются вопросом о том, как научиться молиться правильно? Во-первых, нужно пытаться молиться часто — поначалу это будет казаться очень тяжелым занятием, порой даже изнурительным. Со временем будет становиться легче и доступней, так как ум привыкнет к чтению молитв и текст, который произносится, станет понятней и доступней.

Чтобы добиться спокойствия в своей душе, нужно постоять молча некоторое время и попытаться принять тот факт, что Бог находится совсем рядом. Нужно осознать величие момента встречи с Господом и настроиться на разговор с Ним. Молитва должна быть бесстрастной. Если выражаться другими словами, то она ни в коем случае не должна быть чувственной или эмоциональной.

Нужно научиться обуздывать свои чувства, чтобы молитвенное обращение было правильным, без лишнего эмоционального надрыва. Ведь зачастую эмоции мешают человеку сосредоточиться и ощутить всю важность момента молитвы.

Во-вторых, молимся мы вслух или про себя, нужно стараться произносить слова без явного чувственного выражения. Важно, чтобы человек не представлял в своем воображении никаких священных образов. Потому как часто такие образы не соответствуют божественной реальности и могут вызывать у человека ненужные эмоции.

Существует еще один важный совет о том, как научиться молиться правильно. Необходимо обращаться к молитве понемногу, но часто. Поскольку первым этапом вступления в молитвенную жизнь является тренировка ума. Возможно, вы будете уставать от чтения молитв, но со временем это пройдет. Святые учителя рекомендуют для начала молитвенное обращение делать коротким по времени, всего 15-20 минут, но несколько раз в день. Это самый лучший алгоритм для того, чтобы научиться молиться правильно.

Следует также распланировать свою молитвенную жизнь: кроме утренней и вечерней молитвы по 12 минут, старайтесь выделять по 5-10 минут посреди дня и помолиться Богу. Это позволит постоянно чувствовать присутствие Господа в вашей жизни. Чтобы не отвлекаться, можно завести будильник на указанное время и постараться отключиться от всевозможных мыслей и погрузиться в состояние спокойствия и молитвы.

Надеемся, что в этой статье вы найдете полезные советы на вопрос о том, как научиться молиться правильно. Ведь молитва для православного человека очень важна, так как благодаря ей мы можем не только чувствовать присутствие Бога в своей жизни, но и можем вести с Ним беседу о своих переживаниях, прося его о помощи и благословении на все начинания.

Как научиться молитве

«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно» (Пс. 46:7-8). «Не различием молитв утверждается душа, а повторением и проведением их в мысли наши и в волю нашу, или в деятельности — во всю жизнь нашу» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

(Из книги: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца.
Перевод с греческого епископа Феофана. Изд. 5-е. М., 1912. Репринт: М., 1991. С. 194-201.)

Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она — или несовершенная молитва, или совсем не молитва…

Как научиться такой молитве? Вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, то есть не словом только, но и умом, и сердцем — и научишься. Как научился ты читать? Стал над этим трудиться — и научился. Как научился писать? Стал писать — и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.

Слова молитвы ты знаешь, конечно. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они — молитвенные излияния, исторгавшиеся из сердец святых мужей и жен, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; этим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, — как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал…

Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изложено, и те же в сердце стараясь воспроизвести чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.

Так обычно делают все, это правда, — скажешь. — Но отчего же не все имеют молитву достодолжную?

Оттого, что делать так — делают, то есть берут молитвенник, становятся перед иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не знать где, а сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими — и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.

Читайте так же:  Многое может молитва праведника

Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать — знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней — в твоих руках. Трудись неотступно — и добьешься успеха. Предложу, однако же, нечто в руководство к вернейшему успеху.

1. Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву — ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.

2. Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике — они вне тебя, а когда заучишь их — они станут внутри тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже запечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, чем просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.

3. Когда настанет время для молитвословия, не сразу, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: «постой мало молча, дондеже утишатся чувства», как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, приступающий к молитве, — и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым утром — расслабление души от погружения в сон и нападение забот о предстоящих делах дня, тотчас по пробуждении, а вечером — многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтобы дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно ты мог посвятить предстоящее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы: или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя и всего своего в волю Божию.

4. Перед самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом, и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но с благоволением взирает на них, — и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.

5. Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям улетать на сторону.Как только сознаешь, что это случилось, — возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что.

Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. Поэтому более всего и пекись об этих чувствах. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.

6. Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание, как по обстоятельствам близкий тебе, и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, — не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись в нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.

7. Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для этого не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтобы это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим над бездной небытия, — и, содержа это в мысли, всякое дело свое, и большое и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивай на все благословения и к славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения!

Проводи так день за днем — и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем.

8. Приложу и еще одно правильце: именно, непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем… Если же ныне ты хорошо помолишься и поддержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно — то, так действуя, никогда не преуспеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять… И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начав, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и не давая себе поблажек льготами и вольностями.

Читайте так же:  Молитва для сдачи в гаи

Духовная брань: как научиться молиться умом и сердцем?

Читаем главу 48-ю книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» вместе с настоятелем храма святителя луки Крымского протоиереем Анатолием Куликовым.

Глава сорок восьмая. Как научиться молиться сим образом

Полагаю, что по прочтении сказанного у тебя родился вопрос: как научиться такой молитве? И вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, т.е. не словом только, но и умом, и сердцем – и научишься. Как научился ты читать? Стал над сим трудиться и научился. Как научился писать? Стал писать и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.

Слова молитвенные ты знаешь, конечно, – тебя сызмальства им учили. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал.

Словеса сии молитвенные собраны в наших молитвенниках, и не предстоит тебе трудиться над собиранием их. Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изображено, и те же в сердце воспроизвести стараясь чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.

Так обычно делают все – это правда, скажешь. Но отчего же не все имеют молитву достодолжную? Оттого, что делать так делают, т. е. берут молитвенник, становятся пред иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не зная где, и сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими – и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.

Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать, знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней – в твоих руках. Трудись неленостно, и успеешь. Предложу, однако ж, нечто в руководство к удобнейшему успеху.

1) Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву, ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.

2) Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.

3) Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: «Постой мало молча, дóндеже утишатся чувства», как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, имеющий молиться, и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым – утром одебеление души от погружения в сон и нападение забот о предлежащих делах дня тотчас по пробуждении, а вечером – многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтоб дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно мог ты посвятить предлежащее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя, и всего своего в волю Божию.

4) Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов и исполнить, и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.

5) Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуды и мыслям твоим улетать на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.

6) Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание как по обстоятельствам близкий к тебе и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.

Читайте так же:  Молитвы от ванги
Видео (кликните для воспроизведения).

7) Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для сего не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтоб это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим еси над бездной ничтожества, и содержа сие в мысли, всякое дело свое, и большое, и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивая на то благословения, и ко славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения. Проводи так день за днем, и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем.

8) Приложу и еще одно правильце, именно – непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем… Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять… И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себе не поблажая льготами и вольностями.

Как научиться внимательной молитве?

— Существом Христианства является молитва, а молитва без внимания – это пустой звук. Из ваших лекций понятно, должно быть благоговение и покаяние, а что же такое внимание, как его концентрировать и как к этому вниманию можно приучить еще и детей?

— В отношении внимания все мы знаем, что это такое. Для приучения себя к вниманию самое эффективное средство для христианина – это попытаться «Господи, благослови, я прочитаю три молитвы Иисусовых про себя». Не получается. Одну прочитать – уже сбился. Молитва Иисусова краткая и является великолепной «тренировкой» внимания. Тот человек, который хочет приобрести его, должен стараться читать с вниманием. Только тот, кто будет стараться это делать, тот постепенно, далеко не сразу, будет приучать себя к вниманию и приобретать внимание.

Наш ум, к сожалению, настолько расслаблен, что человек только стал на молитву – уже улетел. Чем угодно будем заниматься и с каким вниманием смотреть по телевизору несчастный детектив, читать какую-то дрянь-книжку – не оторвешь. Как только молитва – все, показатель, какой в нас дух, каким духом мы одержимы. Поэтому надо просто приучать себя и не считать молитву без внимания за молитву, не надо себя обманывать. Прочитал молитву и рассеялся – повтори еще раз. Лучше меньше прочитать молитв, но с вниманием, чем много, но как попугай.

Молитва без внимания – это оскорбление Бога. Попробуйте прийти к высокому начальнику и начните ему балабанить что-нибудь – выгонит, это мы понимаем. А по отношению к Богу ведем себя поразительно. Поэтому надо тренироваться. Кстати, слово аскетик от askeo – «тренируюсь, упражняюсь», так что мы все должны заниматься аскетикой. Поэтому советуют отвести себе время по часам – пять, десять, пятнадцать минут, будильник заведите, чтобы не гнаться за количеством молитв, но прочитать их с вниманием, не спеша. Так можно будет приучить себя к внимательной молитве. А когда быстро читаем утренние или вечерние молитвы – поздравляем, вы себя очень здорово обманули. Как Пушкин писал: «Обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад».

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

КАК УЧИТЬСЯ ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Содержание:

Отцы Церкви очень осторожно относились к тем молитвам, которые сочинены самими верующими.
«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они — произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам — Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий — строки из псалмов (Пс. 21,2; 30, 6).
Книги для домашних молитв содержат множество молитв, написанных святыми отцами Церкви. Эти молитвы написаны много веков назад преподобными Ефремом Сирином и Макарием Египетским, Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскином, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом и другими великими молитвенниками. Исполненные молитвенным духом, они изложили внушенное этим духом в словах и передали эти слова нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто со вниманием и усердием приникает к ним, тот обязательно испытает молитвенное чувство. Чтение молитв связует человека с их творцами — псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению.

Читайте так же:  Молитва на деньги и удачу от ванги

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Надо выработать строгие правила молитвенной дисциплины и настоятельно придерживаться своего молитвенного правила.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома.
Вечернее молитвенное правило, учители молитвы рекомендуют читать в свободные минуты до ужина или еще раньше — поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.
«Кончишь свое молитвословие — не тотчас переходи к своим каким-либо занятиям, а тоже, хоть немного, постой и подумай, что это тобой совершено и к чему это тебя обязывает, стараясь, если дано что восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после молитвы», — пишет святитель Феофан Затворник.
«Не тотчас кидайся на обыденные дела, — учит преподобный Никодим, — и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу».
Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.

Иной раз молитва совсем нейдет на ум. В этом случае святитель Феофан советует делать так:
«Если это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить ее… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь, и понимать глаголемое, и чувствовать… подобно тому когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают… Иначе вот что может случиться… ныне неохота — завтра неохота, а там и совсем молитве конец. Этого поопаситесь… и нудьте себя на охотную молитву. Труд самопринуждения все преодолевает».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, также советуя принуждать себя в молитве, когда она не идет, предупреждает:
«Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно охотно, с энергией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, — Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7)».

«Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей».
О чем же должен просить Бога христианин в своих молитвах?

«Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ, даже когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он повелел отвергать, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Бог нас услышит, если:
во-первых, мы достойны получить просимое;
во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими;
в-третьих, если молимся непрестанно;
в-четвертых, если не просим ничего житейского;
в-пятых, если просим полезного;
в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходим к Бессмертной Жизни».

«В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф. 6, 33)… Молись,
во-первых, об очищении от страстей;
во-вторых, об избавлении от неведения и,
в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления» (преподобный Нил Синайский).

Как научиться молиться Богу?

Как научиться молиться Богу?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Что нужно сделать, чтобы молиться внимательно? Какие силы души должны быть включены в молитву? Как сохранить свое сердце для молитвы? Что в нашей жизни несовместимо с молитвой?

Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«Отреши свои мысли от обычных житейских дел, затем посвяти несколько минут размышлению как приготовлению к молитве. Вспомни о времени, которое определено нам для нашей земной жизни. Оно бежит, как раскручивающаяся нить, и наступает неизбежный конец: может быть – сегодня, может быть – через месяц, может быть – через десятки лет. Конец неизвестен, но неизбежен. За этот период мы должны подготовиться к вечности, которая не имеет конца.

Затем подумай о смерти – итоге нашей жизни, – за которой следует суд, а за ним ад или рай; подумай о Промысле Божием в твоей жизни, который ведет тебя к спасению, а ты постоянно сопротивляешься ему.

Затем скажи: «Душа моя, надо спешить, время проходит скоро, остановить или возвратить его невозможно. Надо собрать сокровище, с которым ты отправишься в свой последний путь, это сокровище – имя Иисуса Христа, которое станет в будущем веке для тебя всем: светом, дыханием, пищей, питием и одеждой благодати, в которую облечены святые; оно станет для тебя неисчерпаемым источником жизни.

Вложи это имя в свое сердце, как драгоценные камни в сокровищницу». Скажи душе своей: «Все видимое рушится и исчезает, только невидимое вечно. Диавол под тысячами предлогов отнимает время жизни, чтобы твоя душа оказалась в час смерти пустой». Затем начни молитву.

Первое условие: произноси молитву так, как будто говоришь ее первый раз в жизни.

Второе: произноси ее так, как будто ты раньше не знал ее, а теперь должен запомнить навечно.

Третье: мысленно возвратись к своему детству. Вспомни себя малым ребенком, который только начинал знакомиться с миром: все, окружающее его, казалось ему тайной. Но он чувствовал своей душой в видимом мире присутствие мира невидимого. Молись так, как молился бы малый ребенок.

Четвертое: не предпочитай никакое дело молитве, никакие блестящие мысли – имени Иисуса Христа. Если ты станешь глубоко молиться, как сказал один старец, «круто» молиться, то демон начнет отвлекать тебя от молитвы целым фейерверком «блестящих мыслей», но ты предпочти бедность со Христом. Во время молитвы демон будет предлагать тебе различные планы, обещая успех в земных делах. Но ты задай самому себе вопрос: «А каков конец всего этого?». И увидишь, что все на земле рассыпается, как горы песка, что богатство, успех и слава остаются у порога смерти, а чаще оставляют человека еще при жизни, как коварные друзья.

Читайте так же:  Молитва чтоб выросли зубы

Пятое условие молитвы: это послушание, оно освобождает ум от помыслов. Когда человек предоставлен себе, то при решении вопроса один помысл противостоит другому, душа находится в неуверенности и сомнении, а в своем сердце человек не может различить притаившиеся там страсти. Послушание вносит в душу человека мир и высвобождает ее силы для молитвы.

Какие силы души должны быть включены в молитву? Воля, которая удерживает молитву в сознании, ум, который вникает в слова молитвы, чувства, которые согревают молитву и сливают ее с душой.

Трем силам души соответствуют три силы духа: воле соответствует внимание; рассудку – внутренний логос и способность проникновения в глубь явлений и предметов, видение причин и конечных целей, способность интуитивного познания духовного мира; эмоциям – особое религиозное чувство, как переживание общения с духовным миром, как познание благодати Божией, как внутреннее удостоверение в истине. Духовные способности и силы пробуждаются через молитву. В молитве происходит единение духа и души, их сил и свойств. В молитве тройственность сил духа и души становится единым познанием Бога, образно говоря, единым «локатором», улавливающим Божественный свет. Из трех сил души наименее поражен грехом рассудок: хотя он и бывает пленяем страстями и эмоциями, но по временам возвышается над ними и вступает с ними в борьбу.

В молитве рассудок первенствует, он призывает себе на помощь волю. Воля удерживает слова молитвы перед очами рассудка и собирает рассеявшиеся мысли воедино, как пастух собирает овец, отбившихся от стада. Рассудок как бы высвечивает слова молитвы, и чувство наконец начинает откликаться на них. Молитва становится переживанием человеческого сердца.

Иногда сильные жизненные потрясения пробуждают чувства и включают их в молитву. Но обычно нужен труд. Слова молитвы действуют на наше затвердевшее сердце, как струя воды, которая падает на камень и постепенно пробивает его. Были люди, которые сразу же получали дар непрестанной молитвы, но это исключение. Обычно то, что легко приобретается, легко теряется. Поэтому Господь по мудрости и милости Своей не тотчас дает нам дары, чтобы мы вскоре же не потеряли их.

Тот, кто занимается Иисусовой молитвой, со временем начинает чувствовать, что это – высшее делание человека, что обычная речь по сравнению с молитвой груба и пуста, что мирские занятия несут в себе холодную мертвенность, что без молитвы само человеческое бытие ничтожно. Он начинает любить молчание, в котором слышит песнь вечности. Любя людей, он прячется от них, перестает интересоваться делами и новостями мира, чтобы они, проникнув в его сознание, не нарушили молитву, не заглушили ее своим шумом. Он бережет молитву от соприкосновения с миром, как мать бережет младенца от палящего солнца и дыхания зимней бури.

Есть вещи, совершенно не совместимые с молитвой. Это чтение современных журналов и газет; это телевизор, который стал хозяином дома. Дух Святый – это Дух чистоты и целомудрия. Молитва делает сердце человека храмом Божиим, а в этот храм человек впускает, словно приглашенных гостей, убийц и непотребных женщин и наслаждается зловонием греха. Благодать Божия покинет такого человека. В душе, распаленной страстями, в уме, где водворяются образы насилия и разврата, как может пребывать Христос? Поэтому тот, кто не имеет решимости выбросить телевизор из своего дома, никогда не сможет приобрести Иисусову молитву. Это будет не молитва, а сочетания звуков без внутреннего смысла. Такой человек будет похож на хозяина, который провел в свои комнаты канализационные трубы и затем приглашает туда гостей.

Как сохранить свое сердце для молитвы? Спрашивай себя во всех случаях жизни: «Как мой поступок, дело, решение отразятся на молитве?». Когда садишься за трапезу, задавай вопрос: «Сколько мне надо поесть, чтобы не угасить молитву?». Когда вступаешь в беседу, думай: «Как мне надо говорить, чтобы не рассеять молитву?». Когда берешь читать книгу, то пойми для себя: поможет ли она молитве или, наоборот, вытеснит ее из памяти. Так проводи весь день.

Есть притча. Царский сын спросил отца:

– Расскажи мне, как ты научился управлять огромным государством?

Царь ничего не ответил. Но через некоторое время сделал вид, что разгневался на сына за какой-то поступок и приговорил его к казни. Сын бросился к ногам отца, умоляя о пощаде, и клялся, что он невиновен. Тогда царь сказал:

– Хорошо, я испытаю тебя.

Он наполнил чашу доверху водой и сказал:

– Обойди с этой чашей городские стены, а за тобой будет следовать палач: если ты прольешь хоть каплю воды, то он тотчас отрубит тебе голову на том же месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Царевич обеими руками взял чашу, взошел на городскую стену и начал медленно обходить город, осторожно ступая по плитам. Долго продолжался этот путь. Наконец к вечеру царевич вернулся во дворец и принес отцу чашу, полную воды: он не пролил ни капли.

Как научиться молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here