Содержание
Иисусова молитва земные поклоны
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Пятьсот Иисусовых молитв. Св. Ахинея 151-153
В моей сатирической атеистической книге «Святая Ахинея» собраны (из Интернета) более двухсот забавных вопросов прихожан храмов различных конфессий и не менее забавные ответы священнослужителей.
А также комментарии автора, который над всем этим изрядно позабавился.
И, вдобавок, забавная переписка автора с большими любителями Бога.
151. ПЯТЬСОТ ИИСУСОВЫХ МОЛИТВ
ВОПРОС. Примерно полгода назад Вы меня благословили пользоваться четками при чтении 150 раз «Богородице Дево, радуйся. » и Пятисотницу. Вначале думал, что Пятисотница, это — 300 молитв Иисусовых, 100 Богородице, 50 ангелу-хранителю, 50 святому. Но большинство моих знакомых относят к Пятисотнице 500 Иисусовых молитв. Какую именно Пятисотницу мне творить?
ОТВЕТ. Читайте Пятисотницу так: 400 – Иисусовых молитв, и 100 — «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вначале каждой сотницы делайте 10 земных и 20 поясных поклонов, итого – 50 земных поклонов и 100 поясных. Спаси вас Господь!
КОММЕНТАРИЙ Гарантирую, что после такого количества ежедневных молитв и поклонов вы очень скоро превратитесь в дёргающегося, невнятно бормочущегося зомби, и никакой Господь вас уже не спасёт.
152. УМ НЕ ДОЛЖЕН ВЯКАТЬ
ВОПРОС. При поклонах, например, перед правилом, ум должен молчать, или молиться?
ОТВЕТ. Перед поклоном надо осенить себя крестным знамением с молитвой, а затем сделать поклон, держа в уме, что мы кланяемся невидимо предстоящему Богу.
КОММЕНТАРИЙ. И перед поклоном, и после поклона, И перед молитвой, и после молитвы.
И перед сном, и после сна. И утром, и днём, и вечером – ум простака должен знать своё место, молчать и не вякать! Простак всегда должен пребывать в уверенности, что за него уже подумали. А не мудрствовать лукаво!
153. РОМА ИДЁТ НА РЕКОРД!
ВОПРОС. Произношу сто молитв Иисусовых с поклонами за 16 минут. Как вы считаете, по времени — нормально?
ОТВЕТ. Роман! Иисусову молитву надо говорить в темпе неторопливой речи, не привязывая число к времени.
КОММЕНТАРИЙ. Рома! Книга Гиннеса по вас плачет!
Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)
Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее:
Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:
20 земных поклонов; при каждом поклоне молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
20 поясных поклонов с той же молитвой.
10 земных поклонов: при каждом поклоне молитва: «Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси меня грешнаго».
10 поясных с той же молитвой.
5 поясных с молитвой: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешном».
5 поясных с молитвой: «Все святые, молите Бога о мне грешном».
Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных.
Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвой Иисусовой. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся». После чего читаются утренние молитвы и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им, и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши занятия со страхом Божиим, молитвой, полезными мыслями и воспоминаниями.
Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтобы исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение, от смирения рождается покаяние. Чтобы можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее правило может быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12, «Приидите, поклонимся». Псалом 50, Символ веры , «Богородице Дево, радуйся» – трижды. После этого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон. Затем других 20 таких же молитв, и при каждой – поясной поклон. «Достойно есть, яко воистину», «Молитвами святых Отец наших», «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».
Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя перед Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Вы имеете письменное наставление о молитве, старайтесь заимствовать из него направление для духа Вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначального акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как Вам будет удобнее, но непременно со вниманием и неспешно. Также никак не позволяйте себе читать поверхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги, читайте их неспешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.
В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте богослужению. Хорошо приучиться к молитве мытаря, которая одобрена Господом и которую мытарь, как видно из Евангелия, произносил, находясь в церкви. Эта молитва читается так: «Боже, милостив буди мне, грешнику» или: «Боже, очисти мя грешнаго». Этой молитве равносильна молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» или «Господи, помилуй». Читайте из этих молитв ту, которую найдете удобнейшей для себя. Но читайте непременно не спеша и со вниманием. Советую держаться второй (т.е. Г. И. X. С. Б. п. м. г.). Первые две молитвы – тождезначащи, третья – сокращение второй. В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, не переставая внимать и богослужению. Можно вместе и молиться умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе – первому.
Церковную службу, когда остаетесь дома, можно заменить чтением какого-либо из акафистов: акафиста Господу Иисусу или акафиста Божией Матери. В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение литургии, в конце ее: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. [. ] В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение перед Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе. Читайте, что читали. Чтение Апокалипсиса приводит к страху Божию; воздержитесь от объяснения этой таинственной книги, довольствуясь производимым ею действием на Вашу душу. Когда найдете нужным прибавить или убавить что в Вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся, независимо от Вас, других занятий, делайте это, не сомневаясь и не смущаясь. Будьте свободны! Не связывайте себя никакой скрупулезностью. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства.
Относительно правила Вашего что скажете? Оно было дано Вам, когда ум Ваш был мертв и когда телесный труд при молитве краткой и единообразной способствовал к оживлению ума умерщвлением мечтательности. Теперь, если этот труд слишком обременителен для тела, можно его сократить, предоставя уму, освобожденному от мечтательности, плавать в словах Духа, в псалмах, пениях и песнях духовных, поюще не только устами и мыслью, но и в сердце Господеви. 331.
Иисусова молитва для мирянина
Иисусова молитва для мирянина.
Прерывание другой молитвой.
а) молитва по четкам.
б) составить десять молитв.
читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.
в) рассматривание помыслов.
Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.
г) крестное знамение и поклоны.
Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).
д) молитва на четыре стороны.
Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.
е) чтение писания или святых отцов.
Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.
ж) слово молитвы на узелке.
Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.
Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.
Применение вставок. Молитва перед иконами.
Изменение окончаний молитв.
Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.
Сокращение слов в молитве.
Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.
Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.
а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.
б) за секундной стрелкой.
Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.
Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.
Видео (кликните для воспроизведения). |
г) по точкам или линиям.
Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.
Б) механические ритмичные:
а) во время ходьбы.
б) во время копания.
На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.
в) при однообразной работе.
Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.
Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.
Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.
Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.
Непрестанно молитесь: древнерусский лайфхак
На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг […]
На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг суточного богослужебного круга. Однако предстоять в молитве в церкви или дома перед образом по понятным причинам могли лишь единицы из иноков-подвижников. Выход был найден: символический русский ум переработал опыт восточных отцов и создал лестовку – знаменитое отечественное приспособление для непрестанной молитвы.
В «Цветнике» священноинока Дорофея есть слова: «Моление непрестанное, молитва Иисусова и другие духовные подвиги достойней всех земных вещей, дел и умствований». В наши дни сложилось ошибочное мнение, что Иисусова молитва есть удел лишь священников и монахов. Но это не так. Мы все призваны к постоянному диалогу с Богом, потому нам требуются совершенные инструменты, проверенные временем и христианскими подвижниками. Иисусова молитва держит нас на плаву в океане мирской суеты, не дает впасть в отчаяние, дает воодушевление, приводит в разум раздергивающийся на пустое мозг.
Молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную) – имеет прообразы в Евангелии. Так, слепой Вартимей по выходе Иисуса из Иерихона кричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». (Мк. 10, 47). Появление Иисусовой молитвы относят к наставлениям Макария Египетского (IV век). И в Византии, и на Руси совершение этой молитвы считалось необходимым для христианина, будь то епископ или мирянин. За время существования Церкви Христовой написано довольно трактатов и пояснений об этом «источнике благодати». Но нужно отметить, что Иисусова молитва требует внимания, рассудительности, благоговения и покаяния, то есть серьезного подхода.
Поскольку мы являемся существами телесными, нам нужны физические и материальные выражения нашей веры: храмы, иконы, книги, молитвенные предметы. Для совершения Иисусовой молитвы (и не только) в незапамятные времена была придумана вервица. Установил эту праматерь русских четок Василий Великий. На Руси она превратилась в лестовку, обросла назидательным символизмом и дошла до наших дней.
Слово «лестовка» является уменьшительным от «лестницы». Такое название русские четки получили из-за своего внешнего вида. Лестовка представляет собой зашитые в кожу бобочки (березовые округлые дощечки), которые напоминают гибкую лестницу. Молитвенный предмет начинается и замыкается четырьмя сшитыми друг с другом с двух сторон треугольниками – лапостками (лепестками). Они символизируют четырех евангелистов и единство их учения. Треугольная форма установлена в честь Пресвятой Троицы. Внутри лапостков, словно в маленьком колокольчике, на «языке» нашиты 7 передвижек, по числу церковных таинств. Они используются для отсчета количества «пройденных» лестовок. Лестовку принято держать в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а передвигать – большим пальцем. На первых трех ступенях-бобочках читается молитва «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с поясным поклоном. Затем следует свободное пространство, именуемое «землей». В этом месте молящийся произносит «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А затем переходит к бобочкам с Иисусовой молитвой. Стоит отметить, что мастера при изготовлении лестовок, как правило, вставляют в ступени маленькую бумажку с написанной на ней от руки Иисусовой молитвой.
Перед молящимся – 12 молитв Иисусовых. Их рекомендуется совершать с земным поклоном (если молитва совершается перед образом, о чем позже). Этот «ряд» символизирует 12 апостолов, «которые со Христом по земле ходили». Затем молящегося ожидает «великая» ступень с молитвой «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» и земным же поклоном. И вновь – Иисусова молитва с поясными поклонами, 38 раз. Здесь «лесвичное богословие» напоминает нам, что «Богородица 38 недель Христа во чреве носила». Затем следует вторая «великая» ступень – «Помяни мя, Владыка, егда приидеши во Царствии Си». После этой молитвы с поясными поклонами еще 33 – Христос 33 года «по земле ходил». «Великая» «Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Си» и 17 молитв Иисусовых с земным поклоном напоминают нам о количестве ветхозаветных пророчеств о Христе. Мы оказываемся на свободном месте, называемом «небо», творим молитву Слава, И ныне, трижды «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». Вот и закончилась лестовка. По ее окончании читается 3 раза «Господи, помилуй» и Слава, и Ныне.
«Лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина»
Кому-то эта схема может показаться сложной, но она очень быстро осваивается, и, как станет понятно позже, лестовка применима в самых разных ситуациях, в том числе и на богослужении. Например, первые 12 ступеней до большой или от той же первой «великой» до второй (40) очень помогают не загибать пальцы во время положенных на службе «Господи, помилуй», а перебирать лестовку пальцами и сосредоточиться на молитве. Для кого-то символизм лестовки иногда кажется диким и излишним. Но чтобы понять, зачем он, стоит вспомнить, что лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина. Кстати, с лестовкой на многих иконах изображается Серафим Саровский, а совсем недавно производством русских четок довольно серьезно занялись на Валааме.
В «Уставе о домашней молитве» довольно подробно предложено по немощи, неграмотности или обстоятельствам, приведшим к отсутствию в храме на службе, заменить весь богослужебный круг чтением молитв по лестовке. И здесь также есть вариации: без поклонов (что предполагает и молитву во время делания каких-то дел и просто физических перемещений в пространстве), с поклонами и в самом упрощенном варианте для больных людей. Обратимся к уставным указаниям.
Правило молитвы по лестовке без поклонов:
- За полунощницу: шесть сот молитв.
- За утреню: полторы тысящи.
- За часы без почасия: одну тысячу; с почасием: полторы тысячи.
- За вечерню: шесть сот.
- За великий немифон: семь сот.
- За малую павечерню: четыреста.
- За вечерню: триста поклонов.
- За немифон: триста поклонов.
- За павечерницу: двести поклонов.
- За полунощницу: триста поклонов.
- За утреню: семь сот поклонов.
- За первый час: сто пятьдесят поклонов.
- За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.
Несмотря на то, что выше мы рассматривали варианты с земными и поясными поклонами, устав говорит, что все поклоны – поясные. Добавление земных «подвигов» – на усмотрение молящегося. На 38 и 33 ступенях также могли добавлять молитвы Богородице и другим святым, на усмотрение молящихся. Или всем сразу: «Святии вси, молите Бога о мне, грешнем».
Есть и совсем облегченные правила:
- За вечерню: двести поклонов.
- За павечерню: сто поклонов.
- За полунощницу: двести поклонов.
- За утреню: четыреста поклонов.
- За первый час: сто поклонов.
- За часы: триста поклонов.
И при самой «крайней нужде» (болезнь, время, иные обстоятельства):
- За вечерню: сто поклонов.
- За павечерню: пятьдесят поклонов.
- За утреню: двести поклонов.
- За первый час: пятьдесят поклонов.
- За часы: двести поклонов.
Лестовкой можно было заменить чтение Псалтыря. Вновь обратимся к уставу.
- За весь псалтырь: шесть тысяч молитв Иисусовых.
- За кафизму: триста молитв.
- За славу: сто молитв.
Отдельно стоило бы сказать о древнерусской практике подготовке к Причастию с помощью лестовки. Из Византии на Русь пришел обычай редкого причащения. Скорее всего, это было связано с высоким уровнем благочестия… и трудной подготовкой. Желающему причаститься надлежало говеть неделю (!) и читать Правильные каноны. В их отсутствие предлагалось ежедневно молиться 10 лестовок, причем 3 из них – полностью с земными поклонами. По немощи разрешалось сокращать их количество до 7. Однако даже это нам, современникам, далеко не всем сегодня будет под силу.
Как видим, на Руси (а сегодня в среде старообрядцев, единоверцев и ряда православных христиан) лестовка при своей компактности становится поистине универсальным «молитвенным щитом». Изготовить «орудие против супостатов» можно самостоятельно, все материалы находятся в свободном доступе.
Великий пост – прекрасное время для погружения в чистые воды молитвы. Святые отцы называют молитву делом дел, а для нас она становится «хлебом насущным», без которого просто невозможно представить христианина. Традиция молитвы по лестовке в наши дни начинает возрождаться, и, будем надеяться, станет полезной и нам, современным христианам.
Оптинское келейное правило
Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения.
Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно.
Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца.
ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА
ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА
У вас самих есть голова; мешает класть поклоны, без поклонов молитесь; поклоны — принадлежность молитвы помогающий, а не самая молитва. Молитва — то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову, то начните не с 3000, а с 1000 и даже с 500, и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите, разве потребность будет. Но лучше все зараз выполнять положенное число, и ночью. Днем же так вперемежку. не в счет почасту творить ту же молитовку. (Вып. 8, пис. 1337, стр. 92)
Похожие главы из других книг
МОЛИТВА ИИСУСОВА
МОЛИТВА ИИСУСОВА 1. Иисусова молитва и ее значение для молитвенного навыка. Теплота плотская и духовная. Их признакиНекоторые особые движения в теле и духе бывают от молитвы, но не у всех молитвенников одинаковы, у одних такие, а у других другие, следовательно, на них
II. МОЛИТВА ИИСУСОВА
II. МОЛИТВА ИИСУСОВА 51. Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание,
Иисусова молитва
Иисусова молитва Православие – это не просто система приходов, монастырей, не просто епископы, священники и миряне той или иной, каноничной или не каноничной юрисдикции. Православие – это, прежде всего, духовная традиция, совершенно особая и, если так можно выразиться,
3. Молитва Иисусова
3. Молитва Иисусова Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова Изгнанием памятования о зле и вселением в нас памятования о Боге, о добре нашему уму заграждаются «все его исходы», клонящиеся ко греху. Далее требуется от нас всяческое доброделание — долженствующее удовлетворение «влечению» ума [1, с. 286]. Для достижения
Иисусова молитва
Иисусова молитва Сегодня оставил этот мир отец моего мужа, Лакшманы Праны прабху. У него был рак печени, последняя стадия, и угас он очень быстро, легко, без боли. Я хочу рассказать про его уход, в нем было очень много необыкновенных вещей. Почти мистических.Незадолго до
Иисусова молитва
Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.Краткие варианты молитвы на все случаи жизни:Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.Господи, помилуй.Исповедание веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, просьба о милости и помощи, упование на
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19) — так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя делания истинного покаяния. После падения, после того, как человек возлюбил свою злую несовершенную волю более
Иисусова молитва
Иисусова молитва Полный вариант этой молитвы звучит так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную). Начинать молиться Иисусовой молитвой можно уже на первых ступенях церковной жизни.Первое время следует проговаривать молитву вслух раз по
Иисусова молитва
Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Краткие варианты молитвы на все случаи жизни: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Иисусову молитву недаром называют «кратким Евангелием» – произнося эти слова, молящийся
Иисусова молитва
Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Это краткая молитва, которую можно читать в любое время дня и ночи, перед началом любого дела и после его завершения, прося Всевышнего о помощи и благодаря за
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова Молитва Иисусова приносит в сердце человека все добродетели, если, конечно, он при этом противится греховным помыслам. Без молитвы нельзя приобрести добродетели. Это вовсе не означает, что тот, кто возносит молитвы Господу, может делать все что угодно,
Иисусова молитва
Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную).Молитвы перед вкушением пищиОтче наш, Иже ecu на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небес и и на земли. Хлеб наш насущный дождь нам днесь; и остави
МОЛИТВА ИИСУСОВА
МОЛИТВА ИИСУСОВА Наставление желающим проходить умную Иисусову молитву…Вы ищете от меня не правила молитвенного, а всегдашней умной молитвы. Дело высокое и превышающее мои меры и достоинство. Я не смею и подумать противоречить словам Григория Паламы, что возможно
Главная
Беседы о Иисусовой молитве. Часть 1
Однажды к одному опытному авве подошел его ученик, на котором лежало послушание исповеди и попечения о духовных чадах, и спросил: «Скажи, что мне делать и чему учить моих чад, чтобы они спаслись и наследовали Жизнь Вечную?». Тот ответил: «Научи их правой вере, всегдашнему покаянию и непрестанной молитве».
О правой вере вы слышите в храме постоянно. О покаянии слышите на общей исповеди. А о той непрестанной, сердечной молитве, которая должна быть у каждого из нас, хотелось бы сказать несколько слов сегодня. Апостол Павел нам говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это не преувеличение и не гипербола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». И он же говорит: «Хочу, чтобы воздевали мужи чистые руки и молились всегда непрестанной молитвой на всяком месте и старались об этом со всяким постоянством. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный в жилище Богу».
Значит, каждый человек может стать храмом Божиим, и простой дом от дома молитвы отличается наполненностью молитвы, даже если этот дом сделан из бывшего магазина, клуба или школы. И наоборот, если в храме нет сердечной молитвы или нет молитвы вообще, то он не отличается ни от какого другого дома или здания. Милостью Божией каждый человек может стать храмом Божиим, если он будет ревновать об этом. И нам святитель Иоанн Златоуст говорит: «Умоляю вас, братия, никогда не нарушайте и не призирайте правила молитвы сей, не отлучайте сердце свое от Бога, но пребывайте с Ним».
И святыми отцами из множества молитв, которые даны нам святой Церковью, для того, чтобы по легкости и краткости молитва была присуща нашему уму, сердцу, языку, дыханию, была выбрана и узаконена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более краткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Это пятисловная молитва, которая в основном, рекомендуется для начинающих, потому что полную, восьмисловную молитву, порой бывает читать тяжело потому что среди произнесения слов этой молитвы проникают еще какие-то иные, посторонние мысли. Нам Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого».
Многие из вас могут сейчас сказать: «Мы простые, мирские люди, обремененные делами, работой, суетой, зарабатыванием на хлеб насущный, — и вдруг, какие-то совершенно не понятные, запредельные вещи?» Но святитель Григорий Палама говорит: «Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанный всегда молиться, а не миряне. Нет и нет! Все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве». Святитель Григорий Богослов говорит нам, что «чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Имейте во внимании способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо, и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться. Телом будем работать, а душою молиться».
Такой же вопрос о непрестанной молитве задали старцу Силуану Афонскому, который, как мы знаем, нес тяжелейшее послушание эконома на святой Афонской земле. В этом монастыре до революции было 3000 русских монахов, было несколько скитов. И при этом огромном монастыре старец Силуан имел послушание эконома. И когда к нему приходили для духовной беседы и жаловались, что за суетой, за послушанием, связанным с определенными умственными или физическими нагрузками, не могут всегда памятовать о Боге, то он отвечал: «Любить Бога никакие дела не мешают».
Святитель Феофан, затворник Вышинский говорит: «Возьмите пример из житейской жизни. Возьмите молодого юношу и молодую девушку, которые только начали дружить и друг с другом встречаться. Они так проникаются памятью друг о друге, что едят ли, пьют ли, ложатся ли спать, непрестанно думают друг о друге, потому что между ними вдруг загорелась любовь. Вот так и нам надо любить Бога и любить Его никакие дела не мешают».
С чего можно начать нам в этой сегодняшней суете жизни? Святитель Феофан говорит: «Научиться молитвенному духу и стяжать молитвенный дух помогают богослужения, службы. Именно во время этих продолжительных богослужений попробуйте не мыслью растекаться повсюду, а навыкните во время богослужения, когда поются или читаются те или иные молитвы, повторять про себя, шепотом Иисусову молитву. Сначала, может быть, это будет 10, 20, потом 100 молитв во время Всенощного бдения, и так постепенно навыкните к этому».
Но у нас есть и повседневная жизнь. И преподобные Оптинские старцы дают нам такой совет: как только проснулись, как только начался день, осените себя, даже еще лежа на кровати, крестным знамением, поцелуйте нательный свой крестик и трижды прочитайте молитву Иисусову. Потом вставайте, идите умываться, и во время этого хождения, во время умывания, продолжайте читать молитву Иисусову и она будет вам, как бы неким подогревом для утренних молитв. Когда вы встали перед иконами и хотите начать читать утренние молитвы, прочитайте 10 Иисусовых молитв с поясным поклоном, это будет способствовать собиранию вашего ума воедино. Сначала 10 молитв перед утренним правилом, потом 20, потом может быть и больше. И полюбится, быть может, вам эта молитва. А потом старайтесь в течении дня, когда есть такая возможность, растворять все ваши мирские дела, памятованием этой кратенькой молитвы. А когда закончится день, перед вечерними молитвами, также с поясными поклонами прочитайте несколько Иисусовых молитв и так опять соберете ум воедино. Именно с поклонами, именно с утруждением тела, потому что святитель Игнатий, епископ Кавказский нам говорит, что «земные поклоны перед молитвой (а для нас, немощных, хотя бы поясные) уменьшают впечатление дневных попечений».
Те мысли, переживания, какие-то проблемы, которые преследовали нас в течении всего дня, будут уходить на второй план, потому что душа молитвы – это внимание, и там, где нет внимания, там нет души у молитвы. Мы часто читаем утренние и вечерние молитвы, и, прочитав, отходим не понимая: молились ли мы или нет. Почему? А потому что как Бог Триедин, так и молитва должна быть триедина: ум должен понимать читаемое, когда мы произносим слова, мы должны разуметь, что читаем, а сердце должно откликаться на т, что мы читаем. Если мы говорим «благодарю», значит, сердце должно быть благодарным Богу. Если говорим слова покаяния, то само сердце должно откликаться на эти слова.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Так что мы должны молиться умом, чувством и сердцем, со вниманием и покаянием. И тогда это будет цельная, настоящая молитва. А о том, какие плоды может принести молитва Иисусова, какое делание, какое очищение, какая благодатная жизнь может вдруг возгореться в сердце христианина, человека, любящего Бога, поговорим в следующий раз.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.