Содержание
Молитвы о даровании молитвы
Го́споди! Научи́ нас моли́ться. ( Лк.11:1 )
Научи́ мя, Го́споди, усе́рдно моли́ться Тебе́ со внима́нием и любо́вию, без кото́рых моли́тва не быва́ет услы́шана! Да не бу́дет у меня́ небре́жной моли́твы во грех мне!
Молитва Оптинских старцев
о даровании молитвы Иисусовой
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий! И́мени Твоему́ покланя́ются а́нгели и челове́цы, Твоего́ и́мени трепе́щут а́дския си́лы, Твое́ и́мя ве́рное ору́жие на прогна́ние супоста́та, Твое́ и́мя попаля́ет грехи́ и стра́сти, Твое́ и́мя подае́т си́лу в по́двигах, собира́ет воеди́но разсе́янный у́м и, во исполне́нии за́поведей Твои́х, обогаща́ет доброде́телями, Твое́ и́мя твори́т чудеса́ и соединя́ет на́с с Тобо́ю, да́рует ми́р и ра́дость о Ду́хе Свято́м, а в жи́зни бу́дущей — Ца́рство Небе́сное.
Сего́ ра́ди я́, недосто́йный ра́б Тво́й, молю́ся Тебе́: прожени́ от на́с неве́дение духо́вное, просвети́ позна́нием Боже́ственной и́стины и научи́ на́с незаблу́дно, во смире́нии, внима́тельно, с чу́вством покая́ннаго сокруше́ния, уста́ми, умо́м и се́рдцем твори́ти непреста́нно моли́тву сию́: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго».
Ты́ бо ре́кл еси́, Го́споди, пречи́стыми уста́ми Твои́ми: «А́ще что́ про́сите во и́мя Мое́, А́з сотворю́». Се́, моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, святи́теля Иоаса́фа Белогра́дскаго, святи́теля Никола́я Мирлики́йскаго, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго и все́х преподо́бных оте́ц на́ших о дарова́нии прошу́ моли́твы Иису́совой, моли́твы Пресвята́го и Всемогу́щаго И́мени Твоего́.
Услы́ши мя́, обеща́вый услы́шати все́х призыва́ющих Тя́ во и́стине. Твое́ бо е́сть е́же ми́ловати и спаса́ти, и дарова́ти проси́мое моля́щемуся во сла́ву Твою́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
(Если молитва прочитана невнимательно, прочитать еще раз.)
Даровании молитвы : молитвы
Господи! Научи нас молиться. (Лк. 11:1)
Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!
толкование
Господи! Научи нас молиться. (Лк. 11:1)
Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!
толкование
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему покланяются ангели и человецы, Твоего имени трепещут адские силы, Твое имя верное оружие на прогнание супостата, Твое имя попаляет грехи и страсти, Твое имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и, во исполнении заповедей Твоих, обогащает добродетелями, Твое имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей – Царство Небесное.
Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”.
Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: “Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю”. Се, молитвами Пречистыя Матери Твоея, святителя Иоасафа Белградскаго, святителя Николая Мирликийскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших о даровании прошу молитвы Иисусовой, молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего.
Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.
(Если молитва прочитана невнимательно, прочитать еще раз.)
толкование
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему покланяются ангели и человецы, Твоего имени трепещут адские силы, Твое имя верное оружие на прогнание супостата, Твое имя попаляет грехи и страсти, Твое имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и, во исполнении заповедей Твоих, обогащает добродетелями, Твое имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей – Царство Небесное.
Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”.
Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: “Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю”. Се, молитвами Пречистыя Матери Твоея, святителя Иоасафа Белградскаго, святителя Николая Мирликийскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших о даровании прошу молитвы Иисусовой, молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего.
Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.
(Если молитва прочитана невнимательно, прочитать еще раз.)
толкование
Молитвы при рассеянии, невнимании на молитве
Молитва 1-я 1
Рассе́янный мо́й у́м собери́ Го́споди, и олядене́вшее 2 се́рдце мое́ очи́сти, я́ко Петру́ дая́й мне́ покая́ние, я́ко мытарю́ – воздыха́ние, и я́ко блудни́це – сле́зы, да ве́лиим гла́сом взыва́ю Ти́: Бо́же, спаси́ мя, я́ко еди́н Благоутро́бен и Человеколю́бец.
Молитва 2-я
Го́споди, а́ще 3 кото́рую моли́тву без внима́ния прочита́л и рассе́ялся в по́мыслах: прости́ и спаси́ мя по ми́лости Твое́й.
2 Оляденевшее – запущенное, поросшее мелким кустарником или другой травой (о земле).
См.: a. «Оляденети» – А. Седакова. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы; b. «Ляденею», «лядина» – Прот. Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.
Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.
Надо обратиться к опыту святых
– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.
Творите молитву Иисусову
Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах
– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.
Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.
Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.
Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».
Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам
– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.
А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.
По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.
Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски
Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову
– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.
Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.
Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.
Рассеянность происходит от несмирения
– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?
Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.
Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.
Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет
Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.
Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.
Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.
Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись
– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!
Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве
Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас
– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!
Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.
Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).
Молитвы при рассеянии, невнимании на молитве
Молитвы при рассеянии, невнимании на молитве
Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, как Петру дай мне покаяние, как мытарю[11] – воздыхание, и как блуднице[12] – слёзы, от всего сердца зову Тебя, Боже, спаси меня, ибо Ты Единственный Милостивый и Человеколюбивый.
Господи, если которую молитву без внимания прочитал и рассеялся в помыслах: прости и спаси меня по милости Твоей.
Похожие главы из других книг
Глава 12 ПОДГОТОВКА ТЕЛА К МОЛИТВЕ И МЕСТА, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ
Слово 12. О невнимании к порокам отца
Слово 12. О невнимании к порокам отца Если благодатью Божиею пришел к иночеству и, следуя правилам святых отцов, предался отцу в повиновение, чтобы научиться от него богоугодных монашеских деланий и управиться им в Царствие Небесное, то постарайся все внимание и старание
15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве Очень рад, что Вам понравилась моя речь о той стихии. Примите же её, покрепче напечатлейте в голове и всегда держите в мысли. Увидите, как она будет Вам во всем помощна. Сколько она разъясняет предметов и сколько
138. В конец. Давида. Псалом Захарии, в рассеянии
138. В конец. Давида. Псалом Захарии, в рассеянии Господи, Ты испытал меня и узнал меня: Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помыслы мои. Стезю мою и путь мой Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел, Ты, Господи, узнал, что нет лести на языке моем: Все последнее
О конце мира и об иудейском рассеянии
О конце мира и об иудейском рассеянии Вопрос 218. Если неизбежен конец мира и пришествие Христово, то почему Господь говорит: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-либо из дома своего, и кто на поле, тот да не обращается назад
243. О молитве. Как достигать непрестанной умносердечной молитвы
243. О молитве. Как достигать непрестанной умносердечной молитвы К М.Г. К слепой N.N.N. Молитва всегда должна быть ума и сердца возношением к Богу. Когда возносясь к Богу, славословим Бога, благодарим Его и молим Его о даровании нам духовных благ, с сознанием и чувством величия
256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по
256. Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы.
543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов
543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов Милость Божия буди с вами! Избавил вас Господь от NN. Благодарение Господу. Восстановите и держите опять обычное течение дел ваших личных и обительских. Господь да поможет вам
671. О рассеянии мирских впечатлений
671. О рассеянии мирских впечатлений N.N.! Приношу благодарность за поздравление и благожелания. Вы, как будто немножко расшатались путешествием. Если да, — плохая рекомендация! Но, чаю, что у вас внутренний строй прочнее, нежели чтобы его могли расшатать такие пустяки, как
706. Наставление о содевании со страхом своего спасения и готовности встречать искушения. Благодатные плоды молитвы и условие к их охранению. О молитве Иисусовой, исполнение молитвенного правила
Видео (кликните для воспроизведения). |
706. Наставление о содевании со страхом своего спасения и готовности встречать искушения. Благодатные плоды молитвы и условие к их охранению. О молитве Иисусовой, исполнение молитвенного правила Велика милость Божия к нам грешным! Позвал вас Господь. Хорошо, что
732. Сборы в путь без возврата. Средство установиться в памяти смертной. Возрастанию молитвы нет конца. О рассеянии мыслей
732. Сборы в путь без возврата. Средство установиться в памяти смертной. Возрастанию молитвы нет конца. О рассеянии мыслей Вы собираетесь в путь без возврата. А мне он ближе. Того и гляди, что свалишься. Около нас холера. Но и без нее можно умереть. А коли можно, надо
896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия
896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия Милость Божия буди с вами! Ищите,
898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах
898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах Милость Божия буди с тобою! Что говорила старица о видимых предметах, как нужных при молитве, я думаю, ты не так понял. Надобно всячески стараться,
915. О молитве, — в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате
915. О молитве, — в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате Милость Божия буди с вами! На два письма не отвечал я вам, по лености. Прошу извинить, — и не бранить. В первом письме
929. Новоначальным не сразу дается правило молитвы Иисусовой. Чего главным образом должно искать чрез упражнение в молитве. О разрешении на исповеди
929. Новоначальным не сразу дается правило молитвы Иисусовой. Чего главным образом должно искать чрез упражнение в молитве. О разрешении на исповеди Милость Божия буди с вами! Долго я не отвечал вам. Виноват! — А между тем у вас предлагались очень важные вопросы. — Первый о
1063. О молитве. Неуместность воображения в деле молитвы
1063. О молитве. Неуместность воображения в деле молитвы Христос воскресе! Да пошлет Господь радость духу вашему, — и поставит ее в вас навсегда! О. архимадрит наш едет опять в Москву и в Питер. Пишу с ним, не зная, застанет ли он вас дома? Спрашиваете о молитве самого плохого
«Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»
О слезах на молитве, Причастии и внимании
Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002) был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы, касающиеся молитвы и молитвенного делания.
Архимандрит Софиан (Богиу) |
— Расскажите нам о слезах на молитве. Могут ли на молитве приходить слезы от диавола?
— Очень обильные! От диавола, но и от естества тоже. Сильная боль, которая случается у нас в повседневной жизни, утоляется плачем, слезами. Есть еще разряд слез истерических. Есть, однако, и слезы радости о земном успехе. И еще есть слезы духовные, которые труднее всего вызываются у нас, — это слезы раскаяния. Они очень благоугодны Богу, когда мы сожалеем о каких-нибудь наших делах, совершённых в жизни, когда каемся всем сердцем; это слезы нашей покаянной молитвы. Эти слезы угодны Богу. Прочие слезы, человеческие, как-то снимают с души тяготу, приносят сиюминутную пользу, но не помогают в молитве.
— Что такое молитва без слов? А молитва пламенная, о которой говорит святой Иоанн Кассиан? [1]
— Молитва пламенная, молитва без слов — это сердечная молитва, о которой мы упоминали ранее, когда сердце наше молится, и молится без слов, днем и ночью; когда благодать Божия действует на нас в такой мере, что все внутреннее наше пылает огнем, подобным благодатному огню, сходящему в Иерусалиме. Вы знаете, что есть такой священный огонь, который сходит в Иерусалиме на Пасху. Этот огонь, пока он не коснулся вещества, пока не стал пламенем свечи, не обжигает. Ты можешь держать его в руках, можешь обдать им свое лицо, он не обожжет тебя. И все же он — свет, он — пламя. Огонь неопалимой купины на Синае не обжигал купину — тамошний куст. Примерно таков и этот огонь в сердце, о котором говорит святой Иоанн Кассиан. Огонь, который не обжигает, но пылает и освещает, как освещает Бог наш человеческий ум и сердце, когда мы жаждем чего-либо Божественного.
— Может ли молитва заменить Святое Причастие, как в случае с некоторыми отшельниками?
— Она не может заменить Святого Причастия! У Святого Причастия своя роль, а роль молитвы — призвать это Святое Тело Ииусово, Святое Причастие. Преподобная Мария Египетская одними молитвами, без Святого Причастия около 47 лет подвизалась в Иорданской пустыне и достигла того, что на локоть возносилась от земли, когда молилась, не будучи причащенной. И все же она нуждалась в Святом Причастии.
Святой Зосима, приходивший к ней в пустыню, запечатлел и подтвердил эту честь святой, молитвой достигшей такой степени — вознесения тела. Материя ее плоти стала такой легкой, что молитвой поднималась над землей. Однако святая во что бы то ни стало нуждалась в Святом Причастии, и оно появилось, будучи принесено преподобным Зосимой, и явилось увенчанием ее жизни. Когда святой Зосима во второй раз пришел со Святым Причастием, он уже не застал ее в живых. Она получила свою порцию святости в последнем Причастии, принятом после 47 лет отшельнической жизни.
Так что у молитвы есть свой смысл, а Святое Причастие — это увенчание этого смысла.
— Почему обязательно нужен духовник, когда занимаются сердечной молитвой?
— Духовник нужен, потому что эта молитва, творимая непрестанно, произносимая очень часто, вводит ее делателя в особые состояния. Например, появляется тепло вот здесь, напротив сердца, чуть выше этого сердца плотяного. Это признак. И кто молится, но не знает, в чем смысл этой молитвы, тот может возгордиться. Чего только не возомнит человек о себе! А духовник может подсказать ему, что это состояние разгорячения — естественное состояние. Пусть он будет спокоен и молится дальше. То есть на этом пути молитвы у молящегося могут возникнуть новые проблемы, с которыми он не знаком, не знает, как их решать, а духовник, имеющий опыт делания этой молитвы, может точно ответить ему на его проблемы.
— Какую роль в обучении сердечной молитве играет молитва, творимая устами?
— Устами ты можешь читать и акафисты, и каноны, а можешь произносить и эту краткую молитву, о которой я упомянул. Однако когда ты произносишь молитву устами, ум твой частенько блуждает где-то далеко, как я уже говорил. И поэтому хорошо будет, чтобы мы были более сосредоточенными, делали над собой усилие. Если нам это не удается с первого раза, мы можем повторить молитву. Будем повторять ее, будем каяться в этом блуждании ума. Будем молить Бога, чтобы Он помог нам собрать наш ум в себе самих, какую бы молитву мы ни совершали, будь то псалмы (псалмы очень красивы, очень сильны), Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу хранителю, Канон покаянный или другие церковные каноны Матери Божией.
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились. В нас ничего не происходит.
Посмотрите, у нас в храме возносятся молитвы, совершается Святая Литургия — это величайшее моление из всех молений Церкви, произносится слово о молитве или еще о чем-нибудь. Но после того как закончится служба и сказано будет слово, в церкви поднимается шум и каждый говорит о чем-то совершенно ином, нежели говорилось на проповеди! Это доказательство того, что в уме и сердце слушавших не осталось почти ничего! Потому что они постоянно отвлекались, все время были рассеянны! И поэтому необходимо в наших молитвах, произносимых вслух, или втайне, или шепотом, сосредотачиваться на каждом слове.
Если нам не удается быть внимательными, повторим молитву сначала. Один раз, два, три, четыре раза, потому что молитва, произнесенная без внимания, это ноль. На нее не бывает ответа со стороны Бога, потому что мы делаем это одними устами, а сердцем далеко отстоим от Него, как говорит Спаситель Христос [2] .
Итак, молитва должна быть сосредоточенной, произносится ли она вслух или совершается втайне! Ведь в книге слова молитвы составлены таким образом, чтобы вести нас к самим себе, к тому центру, где Бог сокрыт в нас. Спаситель говорит нам: Царство Божие внутри вас [3] . А святой апостол Павел говорит: вы храмы Духа Святого [4] . В нас живет Дух Святой [5] . Царство Божие в нас, здесь, благодаря молитвам и всем воззваниям, которые мы обращаем к Богу, Пресвятой Богородице и святым. А если ум наш пребывает в другом месте, эти советы и побуждения не возвращаются к нам, они повисают в воздухе. Мы совершенно не пользуемся ими. Это как если бы мы смотрели на витрину: она уставлена всяческим добром, но между нами и витриной стоит стекло. Мы не можем взять это в руки. Так и такие наши молитвы отделены от нас этой невнимательностью, как стеклом, которое встает между нами и нашей молитвой.
Об этом препятствии я скажу вам вот что: да не будет его!
shabdua
Странник
Не забуди меня, Господи, Тебя забывающего. ( И воздохни о недостаточности веры и любви своей к Богу )
Господи Иисусе Христе! Покрый мя от языка моего.
Господи, мы поползновенны от юности. Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши.
Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! Даждь ми любовь нелицемерную.
Господи! Даждь ми положити начало благое. Иисусе Сыне Божий, помилуй мя. Заступнице моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешного.
Вси святии, молите Бога о мне грешном!
Святии Ангели Божии, молите Бога о мне грешном!
Господи, Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене, Ты мне помоги творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения.
Сподоби мя Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою!
Господи, даждь ми смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную.
Господи, души и телу моему буди Заступник.
Господи, яко Милосердный и Благий Человеколюбец, подаждь ми прощение грехов.
Господи Иисусе Христе, в день судный помилуй мя и благослови мя во вся дни живота моего.
Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною: не остави меня, Господи, на Страшном Суде Твоем, не лиши Царствия Небесного, Царица Небесная не остави мене.
Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.
Господи! Отпусти мне согрешения моя и не лиши меня Твоего милосердия, даруй мне победу на врага и на все страсти.
Господи, подаждь нам помощь к исправлению жизни нашей.
Преподобный отче Амвросие, моли Бога, да упокоит души рабов Божиих ( имена ).
Владычице, приими молитвы раб Твоих за негодующих неверием ( имена ) и избави их от слепоты душевной, да узрят свет Веры Божественной, да сей обратятся в недра Матери Церкви и избавятся всякия нужды и печали.
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших, прости мя.
Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.
Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых.
Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрой мя честным Твоим омофором.
Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй меня!
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя милости Твоея ради.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови, освяти и сохрани мя силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и избави мя от всякаго зла.
Мати Божия, укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любви и в добрых делах преуспеяния.
Пресвятая Владычице, Дево Богородице, приими недостойную молитву пашу и сохрани нас от наглыя смерти и даруй нам прежде конца покаяние.
Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах и избави от всякия нужды и печали.
Мати Божия, не остави меня грешную погрязнуть в нечувствии.
Господи, укрепи немощь мою и отврати очи мои от суеты и всего неполезного.
Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.
Страх Твой, Господи, всади в сердце мое.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Даруй ми, Господи, да ни словом, ни делом, ни помышлением не прогневаю Тя, Создателя Моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятого Имени Твоего.
Отец наш Небесный! Сжалься над нами грешными и дай нам силы исправиться и стать действительно детьми Твоими!
Иисусе Сладчайший, услади любовию Твоею сердце мое и спаси мя, имиже веси судьбами: но не дай мне быть изменником святому призванию Твоему.
Господи, избави от всякого неверия и подозрительности и покрой Божественною Твоею благодатию.
Сохрани нас, Господи, от участия грешных и дай нам терпение в искушениях.
Даруй мне, Господи, чтобы слова уст моих и помышления сердца моего были благоугодны пред Тобою.
Спаси и помилуй рабов Твоих (имена) и просвети их ум светом разума Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, ибо Ты сказал: яко да видят ваша добрыя дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.
Иисусе Христе, вонми молитвам нашим.
Христе, услыши моления наша.
КО ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ БОГОРОДИЦЕ
Святая Марие, моли за ны.
Святая Дево, паче дев молися за ны.
Мати Христова, молися за ны.
Мати Целомудреннейшая, молися за ны.
Мати Неврежденная, молися за ны.
Мати Непорочная, молися за ны.
Мати Любимая, молися за ны.
Мати Чудная, молися за ны.
Мати Создателя, молися за ны.
Мати Спасителя, молися за ны.
Мати Премудрая, молися за ны.
Дево Премудрая, молися за ны.
Дево чести достойная молися за ны.
Дево возвеличенная, молися за ны.
Дево Сильная, молися за ны.
Дево Благоутробная, молися за ны.
Дево Верная, молися за ны.
Зеркало истины, молися за ны.
Престоле премудрости, молися за ны.
Вино нашей радости, молися за ны.
Сосуде духовный, молися за ны.
Храме златый, молися за ны.
Кивоте завета, молися за ны.
Древе небесная, молися за ны.
Звездо утренняя, молися за ны.
Здравие немощных, молися за ны.
Утешение скорбных, молися за ны.
Пособствие христиан, молися за ны.
Царице Ангелов, молися за ны.
Царице патриархов, молися за ны.
Царице пророков, молися за ны.
Царице апостолов, молися за ны.
Царице мучеников, молися за ны.
Царице исповедников, молися за ны.
Царице всех святых, молися за ны.
Мати и Заступнице храма сего святого, молися за ны.
Конечная молитва : Многомилостивый и прещедрый Господи, рекший: просите и приимите; и аз надеяся тому словеси, понудихся проглаголати молитвы сии. Темже аще в которой молитве из грубых или со другом глаголя праздными беседами, или в помыслех, прости ми, и всегда угодно буди Твоему человеколюбию, и спаси мя раба Твоего по милости Твоей и даруй ми добродетели: смирение, любовь, кротость и рассудительность, да присно хвалю Тя до издыхания моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конечная молитва : Господи, аще которую молитву без внимания прочитал и рассеялся в помыслах: прости и спаси мя по милости Твоей.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.