Содержание
Молитвы святым
Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)
В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.
Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.
Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4
Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.
Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!
Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
- Полное житие святителя Феофана Затворника — Азбука веры
Труды святителя Феофана Затворника:
- Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы — Анатолий Баданов
- Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
- «Размышления на Рождество Христово» — святитель Феофан Затворник
- «Слово на Сретение Господне» — святитель Феофан Затворник
- «Краткое учение о Богопочитании» — святитель Феофан Затворник
- «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» — святитель Феофан Затворник
- «Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем» — святитель Феофан Затворник
- «Письма о духовной жизни» — святитель Феофан Затворник
- «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» — святитель Феофан Затворник
- «Письма о разных предметах веры и жизни» — святитель Феофан Затворник
- «Письма» — святитель Феофан Затворник
- «Два слова о Святом Таинстве Крещения» — святитель Феофан Затворник
- «Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской» — святитель Феофан Затворник
- «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха» — святитель Феофан Затворник
- «Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» — святитель Феофан Затворник
- «Простые истины сердца» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник проповедей «Небесный Покров над нами» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов «Внутренняя жизнь» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов на разные случаи» — святитель Феофан Затворник
- «Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще» — святитель Феофан Затворник
- «Душа и ангел – не тело, а дух» — святитель Феофан Затворник
- «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» — святитель Феофан Затворник
- «Пять поучений о пути ко спасению» — святитель Феофан Затворник
- «Востани спяй» — святитель Феофан Затворник
- «Как надобно молиться» — святитель Феофан Затворник
- «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия" — святитель Феофан Затворник
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 — 2019
Феофану затворнику молитва
У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва.
Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный молитвенный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать этого умного обращения к Богу, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу.
Вопрос о молитве: «Как лучше молиться — устами или умом?» — решен первыми словами: «молиться иногда словами, иногда умом». Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова эти не слышатся, а там внутри, в сердце мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтобы и звучная, и беззвучная молитва исходила из сердца.
Дело молитвы этой просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи, помилуй. Милостивый Господи, помилуй мя грешного. или другими какими словами. Сила не в словах, а в мыслях и чувствах.
Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят.
Существо дела в том, чтобы «установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «как хочешь, только добейся этого. Иисусову ли молитву творить. поклоны ли класть, в церковь ли ходить. что хочешь делай, только добейся того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я, и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»
Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы
Современники святителя Феофана Затворника, видя какой молитвенный подвиг несет этот подвижник, обращались к нему с практическими вопросами о молитве. Среди вопросов были, например, такие темы. Что делать если не хочется читать правило? Что делать если сильно устал и читать правило уже нет сил? Как быть, если мало времени на молитву? Как читать правило, если ты в дороге? С какой скоростью читать правило и как правильно эту скорость настроить? Как правильно сокращать правило и можно ли это делать? Как быть если вместо правила хочется помолится своими словами?
Святитель Феофан Затвориник
По мысли святого, наша домашняя молитва по молитвослову — это своего рода обучение молитвенному духу: «Молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам».
На само же молитвенное правило, святитель Феофан смотрел, как на инструмент, который помогает человеку вознести ум и сердце к Богу. К сожалению, сегодняшний христианин, зачастую видит чтение утреннего и вечернего правила, как некий долг перед Богом. Непонимание сути в молитвенном правиле приводит человека к сокрушению оттого, что по немощи или по другим обстоятельствам он был вынужден временно сократить своё домашнее молитвенное правило. Часто можно встретить и такое, когда чтению правила определяют больший вес, чем даже любовь к родными и близким.
В одном из своих писем владыка Феофан пишет: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением, и наконец с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. Ищите и обрящете. Господь близ. Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу» (Том 3. Письмо от 22 февраля 1888 года.)
Говоря о молитвенном правиле, святитель Феофан всегда подвигал свою паству к тому, чтобы люди уходили от механического вычитывания правила. Владыка разделял само чтение правила и плод от этого правила. Плодом, как мы увидели из его письма, он называл вознесение ума и сердца к Богу, а не саму цель прочитать все от корки до корки. В другом письме владыка пишет – «Собираетесь вычитывать правило. Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение» (5 том. Письмо 773).
Бывает, что человек не ощущает плода от чтения молитв. С этим вопросом к святителю обращалась одна женщина, и вот ответ: «Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий. И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас. скорей, поскорей. От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить. Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства. Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего. Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь. Посмотрите, как пойдет молитва. А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва. Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною. По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить. и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!» (5 том. Письмо 814)
А какой темп и ритм чтения молитвы должен быть у правила? Ведь причиной отсутствия плода, святитель Феофан указывает на поспешность чтения, которое не дает пережить, пропустить через свое сердце то, о чем говорится в молитве.
- Чтение псалмов на всякую потребу — какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
- Молитвы о благополучии и счастье семьи — подборка известных православных молитв о семье
- «Православные акафисты» — сборник акафистов
- Молитвы православных воинов — сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе «Православный молитвослов» — молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.
В одном из своих писем, Феофан Затворник пишет: «…никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь» (5 том. Письмо 773). И в этом же письме он продолжает: «Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать. на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед. » (5 том. Письмо 773).
Подвизающиеся на Валаамском подворье монашествующие, соблюдают это правило святителя Феофана Затворника следующим образом. Определяют, сколько времени у них уходит на прочтение при обычном темпе молитвы. Затем ставят будильник на этот отрезок времени, то есть 20, 40 минут, кто-то и на час и более, у кого какое правило, и читают не спеша молитвы в этот отрезок времени. Это практика помогает уйти от механического быстрого чтения молитв.
Святитель уводит нас от фарисейской молитвы в духе: «мир рухнет, а правило я прочту», и приводит нас к живому общению с Богом: «Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить … известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят ….в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика. Привыкли вы к прочитыванию определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать и спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный не всю приносит пользу. Без правила нельзя; надо непременно его иметь, но стараться исполнять его так, чтоб это была молитва» (Том 1. Письмо 53).
Святитель не ставит в укор, что не получилось вычитать до конца, а наоборот пишет — «А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика». А где же тогда беда? Ответ в этом же письме – «нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное!»
Живое общение возможно ли по чужим молитвам? «Никогда не читайте без перерыва молитвы. а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. так до самого конца положенного времени.» (5 том. Письмо 773).
«Если иногда какое чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте. » — эти слова возвращают к тому письму, которое процитировано в начале: «Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу». Захотелось что-то сказать Господу, захотелось излить душу, почувствовали движение сердца? Тогда и говорите Богу своими словами.
В другом письме святой учит: «Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди. » Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами. А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.» (Том 1. Письмо 2).
В отведенное на утреннее и вечернее правило время, можно посветить чтению и псалмов и в молитве Иисусовой и пр. Если есть желание читать псалтирь или же душа тянется почитать акафист или канон, так читай. Феофан Затворник резюмирует — «Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно».
Конечно, в молитве должно быть и понуждение, но с рассуждением. Свяитель Феофан хоть и дает свободу молитвы, но при этом учит, что к молитве нужно себя подвигать – «Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея. Если и после нейдет. нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать. похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.» (Том 1. Письмо 113).
Как научится переживать молитву? «Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце» (Том 5. Письмо 773).
- О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут ли христиане достигать совершенной меры — преподобный Макарий Египетский
- О молитве — протоиерей Константин Ровинский
- Способен ли молиться современный человек? — митрополит Антоний Сурожский
- Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника — игумен Амвросий Ермаков
- Напрасная ли трата времени — молитва? — игумен Маркелл Павук
- Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему — Святитель Николай Сербский
- Мешает ли молитвенное правило молитве? — Беседа протоиерея Алексея Уминского и протоиерея Максима Козлова
- Как молитва по соглашению спасла ребенка от убийства — Мария Сараджишвили
О сокращении молитвенного правила Феофан Затворник дает такой совет: «После утомления плохо совершаете вечернее правило. Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются. Тогда становитесь на правило. если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.» (Том 3. Письмо 447).
О чтения правила в дороге, дается такое поучение: «Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом» (Том 4. Письмо 699).
Некоторые христиане исполняют древнее христианское правило – прибавлять к молитвам чтение Евангелия и Апостола: «Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так. Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много.» (Том 3. Письмо 487).
Бывает, что неофит, воодушевившись, берет на себя не только чтение утренних и вечерних молитв, но и прилагает к этому чтение акафистов и канонов. Но потом, когда воодушевление проходит и человек сталкивается с ленью и «занятостью», и оставляет каноны и акафисты. Отчего человека мучает угрызение совести по этому поводу. «Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность — совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. — Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.» (Том 4. Письмо 713).
И наконец, актуальный вопрос: сильно ли вредит молитве интернет и подобные вещи? Ответ на этот вопрос, переложив его на наше время, можно найти так же в письмах святителя Феофана: «Не читать газет и романов хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно только определить не читать дурных романов: ибо есть очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы. и довольно. Но главное старайтесь всегда помнить, что Господь близ. и все видит, и соответственно тому держите себя и внешне и внутренне» (Том 3. Письмо 487). Иными словами, святитель не предлагает полностью от всего отказываться, но рассудительно выбирать из всего полезное и назидательное для себя.
Феофану затворнику молитва
П pавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче святи́телю Феофа́не Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Б огоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ уче́нии твои́ми мно́гия лю́ди просвети́л еси́,/ со а́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ непреста́нно о всех нас.
О святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хада́таю! Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию; и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Новости
-
24 Октябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлено:
08 05 Час первый для домашнего (келейного) чтения.
08 06 Час третий для домашнего (келейного) чтения.
08 07 Час шестой для домашнего (келейного) чтения.
08 08 Час девятый для домашнего (келейного) чтения.
08 09 Чин Изобразительных (Обедницы) для домашнего (келейного) чтения.
Обновление на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Православные акафисты
Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)
Глас 8
Кондак 1
Избранный подвижниче и истинный служителю Христов, поставленый Господом на свещнице Церковной в святительском служении, людей светом веры озарял еси, все силы души своея и великия дарования им отдавая, и в спасительном подвиге затвора своего непрестанною любовию к чадом своим сердца их согревая. И нас просвети светом мудрости своея святителю Христов досточудный, да зовем ти:
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Икос 1
Ангельскою кротостию и великою любовию объемлимый к Богу и людем подвиг иноческого смирения и пастырского служения подъял еси, святителю наш предивный. С покорностию воле Божией данный Господом дар мудрости возрастил еси и людем во спасение сим даром самоотверженно послужил еси. Ублажая труды твоя, вопием ти:
Радуйся, от младенчества Господу сердце отдавый.
Радуйся, паче всего Господа возлюбивый.
Радуйся, на Него Единаго все упование возложивый.
Радуйся, от юности премудростию Божиею свой разум напитавый.
Радуйся, Господу всего себе на служение предавый.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 2
Видя душу твою, исполненную Божественною любовию к Создателю своему и Богу, Господь Промыслитель воспламенил еси ю великим стремлением к иноческому житию, и ты, святителю Божий, последуя небесному призыву, еще во дни юности своея, твердо стал на путь великаго смирения и отречения от мира сего, предав себя всецело воле Божией, поя Ему: Аллилуия!
Икос 2
Разумением книжной премудрости щедро от Бога одаренный, ты непрестанно обогащал еси ум свой познанием творений святых отец и подвижников веры и благочестия, почерпая в них великую силу и свет духовный. Мы же, прославляя мудрость твою, со умилением к тебе взываем:
Радуйся, любовию ко Господу пламеневший.
Радуйся во смирении великом юность свою проведший.
Радуйся, кротостию своею для всех примером послуживый.
Радуйся, иноческое житие избравый.
Радуйся, всего себя на служение Богу отдавый.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 3
Сила Божия, в тебе пребывающая, еще на ранней стези твоей ярким пламенем Благодати душу твою осветившая и в святительском сане тя благоукрасившая, даровала людем, тя, пастыря добраго, о спасения душ их пламенно радевшаго и Господу неустанно поющаго: Аллилуиа!
Икос 3
Имея в сердце единого Господа, с великою радостию, посвятив жизнь свою на служение делу Христову спасения рода человеческого, ты, угодниче Божий, отдал еси сокровище своего разумения и духовнаго опыта в послушание Богу своему, уча и наставляя всех прибегающих к тебе с верою. И мы, ублажая труды твоя, во спасение душ наших подъятые, вопием ти сице:
Радуйся, велией мудростию Господом напоенный.
Радуйся, в трудах подвижничества искушенный.
Радуйся, смирения и кротости великий носителю.
Радуйся, воле Божией всецело себя предавший.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Радуйся, Божие милосердие твореньми своими прославивший.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 4
Буря смятения исполнила еси сердца чад паствы твоея, внегда позна стремление твое их оставити, дабы подвигу затвора всецело себя посвятити, и в нем пребывая в непрестанном подвижничестве, посте и молитве, невозбранно поя Господу Сил: Аллилуия!
Икос 4
Слыша людие об уходе твоем в пустыню Вышенскую, зело скорбяще о сиротстве своем, почитая тя, пастыря добраго, Богом им данного, с любовию о их душах радевшаго, со слезами приходили к тебе, прося молитв и богодухновенных поучений твоих. Приими и от нас похвалы сия:
Радуйся, во святительстве своем отцем милостивым пастве своея бывый.
Радуйся, непрестанно о благе паствы своея попечение имевый.
Радуйся, со слезами умиления с ней разлучивыйся.
Радуйся, тишину и богомыслие паче всего возлюбил еси.
Радуйся, обители Вышенския яркий светильниче.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 5
Боготечною звездою явился еси ты, святителю мудрый, во обители иночестей, души спасения своея ради, безмолвия пустыннаго жития вожделев и в нем непрестанным подвигом подвизаясь и примером добрым всей братии являясь, научая всех непрестанно пети Господу: Аллилуия!
Икос 5
Принося Христу Богу сердце свое, всецело любовию к Нему объятое, ты душу свою предуготовал, стать обиталищем Святаго Духа, в великом смирении и кротости подвиг свой иноческий подъемля, непрестанными трудами являя пример истиннаго подвижническаго жития христолюбивым чадом, на тя взирающим. Почитая в тебе истиннаго служителя Божия и избранника Им возлюбленнаго, и мы вопием ти сицевая:
Радуйся, источниче любве ко Господу неиссякаемый.
Радуйся, светильниче пресветлый, в пустыни возсиявший.
Радуйся, сердце свое в послушание отдавший.
Радуйся, воздержания мудрый учителю.
Радуйся, о душах людских добрый рачителю.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 6
Проповедник неустанный, истин Божиих вещателю, воистину был еси ты на святительском служении, просвещая и наставляя паству свою, ты и в затворе не оставил еси духовным водительством всех, притекающих к свету мудрости твоея богодухновенными словесы своими, всех пети научая: Аллилуиа!
Икос 6
Возсияла еси в пустыне звездою велией мудрость твоя, пречудный угодниче Христов. Из затвора тя сокрывшаго, потекли реки живых словес твоих. Божиим изволением открылся источник благодатных поучений, наполняющий всякаго жаждущаго и с верою к нему притекающаго. Приими и от нас, святителю Божий, похвалы сицевые:
Радуйся, устами своими мудрость Божию вещавый.
Радуйся, тояже мудростию всех напоивший.
Радуйся, в подвизех иноческого жития пребывавший.
Радуйся, грехов людских мудрый искоренителю.
Радуйся, в добром преуспеянии неустанный водителю.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 7
Хотяй всем человеком спастися и Царствия Божия достигнути, ты, пастырю добрый, в своем отречении от мира и строгом затворе обрел еси великий источник вдохновения, подражая Пастыреначальнику Христу, дерзновенно и невозбранно служил еси людем, поя Господу: Аллилуия!
Икос 7
Новаго видя в тебе подвижника и угодника Христова, Царствия Божия сердцем своим постигшаго, величайшаго смирения и кротости достигшаго, души людския, больныя и страждущия с надеждою устремили взор свой на пустынь, тебе от очей их скрывшую, в чаянии помощи и велией мудрости твоей благодатной. И мы, возжаждавшия ея, вопием ти тако:
Радуйся, ангельской чистоты на земли достигл еси.
Радуйся, кротостию духа своего всех покорил еси.
Радуйся, омраченныя умы просветивый.
Радуйся, незлобия дивный наставниче.
Радуйся, к подвигу милосердия людей призвал еси.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 8
Станный для мноих, но дивный для любящих Господа подвиг твой, святителю благий, полнаго послушания в житии нестяжательном, отданном неустанному труду и непрестанному богомыслию; мы, видя сие, во умилении сердец наших благодарно поем Господу: Аллилуиа!
Икос 8
Весь был еси всем, святителю Божий, пастырем и отцем, учителем и наставником в неумолкаемом благовестии златословесных устен твоих. И мы, чада твоя духовныя, благодарно вопием ти:
Радуйся, росою Духа Божия напоенный.
Радуйся, светом благодати Божией осененный.
Радуйся, уме богопознания достигший.
Радуйся, миром души твоея Господа постигший.
Радуйся, благодатностию своею всех умилявший.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 9
Всем был еси примером богомудраго жития о едином на потребу, како душу свою чистою храминой Духу Святому соделати, в великих подвизех преуспевал еси, от силы в силу восходил еси, возгревая сердце свое непрестанною молитвою Иисусовой и воспевая Господу: Аллилуиа!
Икос 9
Витией сладкозвучной глас твой кроткий и мудрый для всех был еси, услаждая слух внимавших тебе с велией верою, ты силою поучений твоих вел еси их непрестанною стезею тесною в самоотречении к подвигу послушания, научая их правде Божией и Царствию Его. Приими от нас, благий учителю, благодарения сицевая:
Радуйся, святителю Божий смиренный и кроткий.
Радуйся, пастырю благий и чадолюбивый.
Радуйся, в пустыни яко крин сельный процветший.
Радуйся, тишину затвора спасительную возлюбивший.
Радуйся, благий водителю душ смятенных.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 10
Спасти хотяй род человеческий от греховных тенет, ты, Божий угодниче, просветил еси умы, ищущих правды, путие тайной победы в брани невидимой и венец вожделенный благаго конца показавый людем, поющим с тобою Богу: Аллилуиа!
Икос 10
Стена еси крепкая, ты еси воистину святителю Божий, в творениях своих богодухновенных, для каждой души, черплющей в мудрости твоей великое себе руководство и течение жизни своея, направляющей по стези тобою указанной, по единому пути ко спасению. Возсылая благодарения Богу за неустанное о душах наших твое попечение, тако взываем ти:
Радуйся, ангельского жития на земли достигший.
Радуйся, в сослужении ангельстем святую Литургию совершал еси.
Радуйся, ангельскою кротостию сиявший.
Радуйся, чистоты сосуд благословенный.
Радуйся, правды Божией учителю дерзновенный.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 11
Пение всехвальное приносим ти, святителю благий и кроткий Божий угодниче. Восхваляем тя, прославившаго подвигами и житием своим святое Имя Создателя и воспеваем Богу: Аллилуиа!
Икос 11
Светозарное житие твое в затворе протекшее не скрылось от людских сердец, жаждущих правды и Божией истины. Благий конец жития твоего, безмятежный и мирный, велием светом озарил весь пройденный святительский многотрудный путь твой, соделавший тя воистинну сосудом Божией благодати. И мы, с умиленным сердцем, в благодарении глаголем ти:
Радуйся, в кончине твоей святительский сан твой прославивший.
Радуйся, до последнего дыхания своего Господу своему послуживший.
Радуйся, обители своея дивное украшение.
Радуйся, страны Тамбовския и Шацкия мудрый просветителю.
Радуйся, паствы Рязанския похвало и радование.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 12
Благодатию Божиею щедро одаренный и ею пастве твоея в земном житии твоем мудро послуживый, ты, дивный и кроткий святителю, не остави и нас, уповающих на предстательство твое пред Господем на небеси, идеже предстоиши в немолчном славословии, взывая Богу: Аллилуиа!
Икос 12
Поюще подвиги твоя, озарившия велиим светом твой жизненный путь отречения любве ради ко Господу своему, мы, святителю Божий, кроткий и милостивый, с упованием взираем на тя, яко на небеснаго покровителя нашего и великаго о нас предстателя пред престолом Господа славы, умиленно взываем ти:
Радуйся, угодниче Божий, пресветлый и милостивый.
Радуйся, моление верных тебе николиже отринувший.
Радуйся, рабе Христов и любимче Божий.
Радуйся, иноков наставниче премудрый.
Радуйся, святителю, в скорбех наших быстрый утешителю.
Радуйся, святителю отче Феофане затворниче и христианскаго жития златословесный учителю!
Кондак 13
О, всеблагий святителю Феофане, кроткий, богомудрый наш учителю! Приими от нас малое сие приносимое тебе моление и душ наших благодарное восхваление. Не забуди нас грешных в молитвах твоих святых, да уповая на них, непрестанно взываем Господу Сил: Аллилуиа! (Трижды)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.