Дом молитвы что это такое

Полное описание: Дом молитвы что это такое - для наших любимых читателей.

Дом молитвы

Видео (кликните для воспроизведения).

: неверное или отсутствующее изображение

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В настоящее время в том же значении чаще употребляется термин «церковь» или «церковное здание», а «дом молитвы» встречается чаще в провинции, чем в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 2664 дня] .

Вариант названия: «молитвенный дом».

Название «дом молитвы» взято из Библии, где относится к Иерусалимскому храму:

«Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7)

«И говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13)

«И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мк. 11:17)

«Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46)

Устройство

В доме молитвы обычно имеются:

  • зал для проведения богослужений
  • библиотека
  • комната для проведения совещаний служителей церкви

Также в доме молитвы могут быть (в зависимости от необходимости, пожеланий церкви и размеров строения):

  • баптистерий
  • комната для занятий воскресной (субботней) школы
  • комнаты для занятий и собраний различных групп прихожан
  • столовая и кухня
  • комната для гостей (гостиная)
  • квартира служителя церкви
  • санузел
  • лавка христианской литературы
  • комната матери и ребёнка
  • помещения для аренды христианскими миссиями и организациями

Ряд евангельских деноминаций разработал типовые проекты молитвенных домов. Так, христианская церковь «Маранафа» (Бразилия) имеет завод по производству сборных молитвенных домов.

Назначение

В доме молитвы верующие проводят различные богослужения и собрания, в том числе основные воскресные (или субботние) богослужения и бракосочетания членов церкви.

Дом молитвы что это такое

Тексты писания: 2 Паралипоменон 6; Исаия 56:6-7; Maрк 11:17;
Эфесянам 6:18

«Дом мой назовется домом молитвы для всех народов». Прекрасной иллюстрацией этих слов пророка является 6-я глава 2 книги Паралипоменон. Когда Соломон посвящал Храм, его молитва универсального значения торжественно открыла назначение Дома и представила его функцию. Отличительными для этой главы являются слова: «Твой Дом и Твое Имя;» «Когда они обратятся к храму ибо Имя Твое на нем».

Вспомним слова Апостола об определенных людях, порочащих святое имя, которое носит Дом. Связующим звеном между двумя этими отрывками, как в историческом, так и в духовном плане является Дом. На этом Доме – Имя.

Все, что верно по отношению к храму Соломона и имени, которым он назван, также верно по отношению к Церкви Христа, на которой имя Господа.
Не трудно увидеть в храме Соломона прообраз Церкви. Без сомнения, вы достаточно хорошо знаете Слово, поэтому нет нужды приводить в этой связи тексты Писания. Можно вспомнить много мест, это подтверждающих. Церковь — это Божий Дом; » Дом Его — мы», говорит автор послания к Евреям; «духовный дом, чтобы приносить духовные жертвы», говорит Петр. Отождествить Дом и Церковь не трудно. С именем на нем тоже все ясно. Ведь именно Имя, которое носила Церковь, придавало ей такую силу в начале. Могущество имени выражалось через ее служение. Все это ясно и понять можно без труда. Однако нужно сказать еще кое -что.

Печать сыновства на Доме Господнем
Храм Соломона на самом деле был храмом Давида. Откровение пришло через Давида, а осуществилось через сыновство в сыне Давида. Мы знаем из Слова, что и Давид и Соломон являются прообразами Господа Иисуса. Он больше великого сына Давида, и Он сочетает в Себе то всевластие, царство, превознесение, вселенскую победу и славу, которое в духовном смысле представлено Давидом и Соломоном. Господь послал Натана сказать Давиду, что хотя он сам не будет строить Дом, однако он станет тем, кто приготовит все необходимое и сделает возможным его построение. Вдохновленный и побуждаемый этими словами, Давид пошел и покорил народы, которые на протяжении истории являлись терниями для Израиля. А когда окрестные народы были покорены и полная победа одержана, тогда Соломоном был построен Дом.

Соотнесем это с триумфом Господа Иисуса посредством креста. Он одержал вселенскую победу. Он превознесен, посажен на престол, Его крестом низвержены все вражеские силы. И на основе воскресения торжественно объявляется: «Ты — сын Мой, В этот день Я родил Тебя». О сыновстве провозглашается новым и свежим образом в связи с воскресением. В сыновстве, в воскресении Он строит Дом, и Дух сыновства входит в каждого члена этого Дома, который становится Домом сыновства. (Деяния 13:33; Галатам 4:6).

Но сейчас поговорим о призвании и движении наружу. «Дом молитвы для всех народов». Церковь, народ Господень, образует для Бога уникальное орудие служения, посредством которого Он предопределил достичь каждого уголка земли. Церковь собирается в любом месте, даже если она представлена только двумя или тремя. Такое призвание будет проверкой любого собрания Господнего народа и его состояния.

Молитвенное собрание
То, что мы хотим подчеркнуть здесь, очень отличается от проведения поместного молитвенного собрания в общепринятом значении этого слова. Представим, исходя из обычного взгляда, как делается объявление: » В понедельник вечером будет молитвенное собрание». Кто придет на это собрание? Про себя люди скажут: «Нужно ли идти на это собрание?» или: «Ну, это только молитвенное собрание». Можно посмотреть на это как на локальное событие, происходящее в определенном месте и в определенное время. Но можно было бы сказать так: » Придете ли вы послужить всей церкви Христовой во вселенском масштабе в таком- то месте и в такое-то время? «Вашим делом является пойти и служить на этом уровне всей Церкви». Вот тогда мы увидели бы все в другом свете. Такой подход предлагает совершенно новую концепцию нашего призвания. Дайте полет своему воображению, и вы увидите всю Церковь, собранную вместе со всех концов земли и нуждающуюся в служении и увидите Господа, Который говорит вам: «Приди и служи всей Церкви! Десятки тысяч собрались вместе, и Я хочу, чтобы ты служил им. Я обеспечил тебя всем и поручил тебе это делать. Вероятно, вы бы съежились от страха, но вы бы увидели насколько это важно. Вы бы уже не остались в стороне из-за того, что важность этого дела не впечатлила вас.

Читайте так же:  Молитва благослови боже и меня тоже

Когда только двое или трое собраны в Имя, и невозможно собрать больше, то это уже не просто местное собрание, но через этих двоих — троих сфера интересов Господа будет продвигаться, расширяться и преподноситься. Мы должны смотреть на молитву как на первостепенное и главное дело. Странно, что многие более охотно посещают конференции, нежели молитвенные собрания. Не кроется ли за этим определенное понятие, что слышать учение важнее, чем молиться? Какой великий день, великий духовный прогресс наступил бы, если бы молитвенные встречи собирали больше или столько же людей, чем их собирают конференции!
Пусть это будет у нас в сердце. Помните, что враг всегда пытается разрушить основную цель Дома Божьего. «Вы сделали его притоном грабителей». Он пытается устранить настоящий замысел, подменяя весь характер вещей. Бог против того, чтобы с нами происходило нечто подобное, однако мы допускаем, чтобы главное стало второстепенным. Первостепенное – это молитва для всех народов. Вот зачем нужен Его Дом, говорит Господь, и вот в чем заключается наше настоящее служение. Не все могут быть служителями Слова, но в этом служении могут быть все. Все мы можем обращать дух к Господу ради интересов Его Имени.

Возможно, на этом пути возникнут слабости и недостатки: мы не задействуем молитву до такой степени, чтобы получить ясность. Мы много молимся и много проповедуем, но не достигаем ясности в молитве, а ведь с ней связывается имя Господа.
Вы узнаете, говорит ли Господь вашему сердцу. Надеюсь, что это свежий призыв на крайне необходимое служение. Все те, которые идут к людям нуждаются в сильной молитвенной поддержке. Если мы их подведем, то не известно, что произойдет. Можно было бы избежать всевозможных проблем, если бы мы были верными в молитвенном служении. Пусть Господь возложит на нас бремя молиться.

Из журнала «Свидетель и Свидетельство» Июль-Август 1968

Дом молитвы

Слово в Великий Понедельник

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.

Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.

Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?

После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» [1] – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).

В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?

О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».

Читайте так же:  Молитва о некрещенном человеке

Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».

Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).

Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» ( בֵּית־תְּפִלָּה – Ис. 56: 7). Тфила ( תְּפִלָּה ) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).

Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).

Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.

От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.

«Дом молитвы» – это не только здание храма [2] , но и всякое место, где собираются верующие, чтобы от глубины сердца едиными устами просить о чем-то Бога [3] . Ибо, где двое или трое собраны во имя Христово, там и Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). Иисус говорил Самарянке, что «не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23). Апостол Павел прибавляет, что отныне мы, принявшие благодать крещения, являемся «храмом Бога живаго» (2 Кор. 6: 16) и тела наши – «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19). «Ибо вы вкусили, что благ Господь, – писал апостол Петр. – Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2: 3–5). Посему мы, как камни живого дома Божия, как часть общего тела Церкви, должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5).

Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – “здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).

Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего. Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».

Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.

Читайте так же:  Молитва деве Марии католическая

Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не молится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».

Поэтому давайте будем бодрствовать над своей душой и молиться. Запасемся елеем добродетелей, поправим фитиль в лампадах веры и выйдем навстречу Жениху Чертога брачного. Будем вторить в доме молитвы нашей души песнопение Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» [4] .

[1] «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 6–7).

[2] Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).

[3] В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.

Видео (кликните для воспроизведения).

[4] Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.

Храм — дом Божий

Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.

Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры.

Молитвы в храме. Молитвенники. Молитвенный дом. Где и как правильно молиться?

На официальном сайте Дубненско-талдомского благочиния (www.dubna-blago.ru) приведена книга настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Дубна Александра Любимова «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, Благо, 2002 г.). В ней написано:

«Насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва церковная выше, превосходнее домашней. Как существуют различные училища для наук и искусств, так и храм является по преимуществу местом и… училищем молитвы».

Мы видим, что автор считает храмы не только училищем молитвы, но и местом для нее. В поддержку озвученной от имени православия теологической концепции, А. Любимов ссылается на высказывание Христа:

«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов … а вы сделали его вертепом разбойников» (Мар. 11:17, см. также Мф. 21:13, Лук. 19:46).

В католицизме прихожан тоже призывают молиться в храмах. То есть исторически распространенные церкви приглашают верующих молиться преимущественно в стенах их храмов, так как, якобы, этому учил Иисус. Давайте вместе разберемся с контекстом приведенного высказывания Христа.

Домом молитвы в этом тексте Иисус называет Иерусалимский храм, который, к Его сожалению иудеи, сделали вертепом разбойников. Здесь Иисус цитирует пророчества из книг Исаии гл. 56 ст. 7 и Иеремии гл. 7 ст. 11, 12. Однако сам этот храм так и не стал домом молитвы для всех народов, будучи разрушенным до основания в 70 году н. э. Значит, данное пророчество подразумевало нечто другое. Конечно, оно возвещало о пришествии Мессии и последующее Евангелие, которое возьмет свое начало из Иерусалимского храма имени Бога Израилева и затем будет доступно для всех народов: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы … И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:2,3, см. также Мих. 4:2).

Таким образом, в вышеприведенном тексте Иисус не призывал верующих молиться в, якобы, предсказанных и построенных впоследствии христианских храмах, а цитировал пророчество о распространении веры в Бога Израилева по всей Земле. Пророчества Иисуса, Исаии, Иеремии и Михея исполнились: слово Господне вышло из Иерусалима от Сиона (горы, на которой стоял храм. – Прим. авт.) и распространилось для всех народов.

А что же тогда сегодня можно считать домом молитвы? Первые христиане уже не именовали так Иерусалимский храм, хотя он еще функционировал во время написания большей части Нового Завета, а стали так называть любое место собрания верующих. Этому есть масса подтверждений в Библии и истории. В книге Деяний апостолов описано, как Павел с учениками в одном из городов Македонии, куда он пришел проповедовать (см. Деян. 16:9-12), шел в молитвенный дом:

Читайте так же:  Молитвы которые поются на литургии

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка» (Деян. 16:16).

То есть мы видим, что молитвенный дом был в Македонии, а значит это, конечно, не Иерусалимский храм. Мы уже отмечали, что храмы в том виде, в котором мы их привыкли видеть сейчас (с алтарями, иконостасами и богатым убранством) первые христиане не строили. История (летописи и археология) не подтверждает наличие храмов у первых христиан, а наоборот – свидетельствует об их отсутствии, о чем мы рассуждали в главе «Место «обитания» Господа» и «Исторической справке» к этому разделу. Храмом, имея в виду здание, Новый Завет называет только Иерусалимское святилище, где приносились заместительные жертвы, символизирующие Иисуса, и Небесный храм, куда вошел Христос как Первосвященник. Также храмами Новый Завет именует тела верующих, являющиеся вместилищем Духа Святого (об этом мы также рассуждали в главе «Место «обитания» Господа»).

Как мы уже заметили выше, молитвенным домом называлось любое место собрания верующих. Причем, не обязательно оно представляло из себя строение или помещение. Им мог быть даже берег реки, где собирались верующие в Бога люди:

«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян. 16:13, см. также Деян. 16:16).

Стоит отметить, что словосочетание «дом молитвы» в Деян. 16:13,16 в греческом тексте представлено словом προσευχη, имеющим значения «место для молитвы» и «дом для молитвы».

Апостол Павел прямо говорил о том, что молиться христиане должны в любом месте:

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8).

В той же книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» описан и процесс молитвы:

«Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе; Царю Небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй — 12 раз; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся — трижды. После этого 20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон»

Библия не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Христос ответил: «Когда молитесь, говорите. » и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Мф. 6:9-13, Лук. 11:2-4). Это единственная молитва, которую верующему желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: раскрывает суть Бога, указывает на признание зависимости человека от Него и содержит наставление людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать ее всем верующим одинаково дословно: в Евангелие от Матфея Господь учит нас просить прощения за долги, в Евангелие от Луки — за грехи.

Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Свое Слово нигде не дает готовых молитв, а говорит:

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2, см. также Рим. 12:12, 1 Фес. 5:17).

«Всякою молитвою и прошением молитесь» (Еф. 6:18).

То есть не нужно зачитывать чужие молитвы из молитвенников, учить их наизусть, тем более на незнакомом языке, а необходимо с любовью и верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чем-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом.

Задумайтесь, как можно, например, заученное стихотворение несколько раз подряд, несколько раз в день, каждый день на протяжении десятилетий постоянно прочитывать от души, от всего сердца. Это просто невозможно: со временем данное произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдете «на автомат». Также дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва приобретет в ваших устах формальность. А значит, молитва перестает быть молитвой. Ведь настоящая молитва – это не мантры и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу. Тому доказательство — Псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой: обращение патриарха к Создателю — каждая в свой период его жизни. В Священном Писании очень много и других примеров молитвенных обращений к Богу библейских героев: Моисея (см. Исх. 8:30, Исх. 32:31,32), Даниила (см. Дан. 6:10, Дан. 9:3-21), Езекии (см. 4 Цар. 20:1-3, Ис. 38:1-3) и др…

Признают недостатки в молитвенных устоях исторических церквей и некоторые их представители. Так, протоиерей Александр Борисов, (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:

«В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается — устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим. Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами. Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят: «Я и молиться-то не могу — никаких молитв не знаю». Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся «по книгам», уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечеткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание, которое, не будучи произнесено определенными словами в определенном порядке, не будет действенным».

Читайте так же:  Молитва Богородица развязывающая узлы

Не ограничиваться молитвенниками, но молиться своими словами, призывал православный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве» (слово II):

«Надо … доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда — переполненного — сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва».

Вспомните и то, что Бог в Библии называет себя нашим Отцом (см. Мф. 7:11, Мар. 11:25, Лук. 6:36), а Иисус – другом (см. Ин. 15:14,15, Лук. 12:4). Теперь ответьте, как будет приятнее отцу: либо его ребенок прибежит к нему и будет сбивчиво, иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается, либо это дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему?

Также хочется напомнить, что напрасное упоминание имени Бога запрещено третьей заповедью Декалога (см. Исх. 20:7). По моему мнению, упоминание Творца в заученных молитвах десятки раз для набора нужного количества (например, «Господи, помилуй!» 3, 12 и 40 раз) содержит явные признаки нарушения Божьей заповеди.

Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться своей личной молитвой напрямую Творцу. И при этом, нет нужды для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Напомним, что, согласно Библии, Творец не живет в рукотворных храмах, о чем мы размышляли в главе «Место «обитания» Господа».

Христос перед молитвой «Отче наш» дал наставление:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

Этот библейский текст очень точно показывает, что молитва является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу в уединенном месте. Именно так поступал апостол Петр – уединялся, чтобы помолиться: «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9, см. также Деян. 11:4,5). Нужно помнить, что Создатель все слышит и видит — «Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27) и все знает – «Бог Сердцеведец» (Деян. 1:24, Деян. 15:8, 1 Пар. 28:9, Пс. 15:8, Пс. 32:15, Пс. 138:3,5).

Однако, молитва наедине, не должна отменять общую групповую молитву. Христос учил, что просьба от двоих и более верующих имеет большую силу:

«Истинно … говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).

Господь обещал, что Он обязательно будет там, где собраны двое или трое во имя Его:

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Поэтому возможность молиться Богу наедине, никоим образом не должна отменить посещение христианином молитвенного дома, где вместе собираются братья по вере. Только в собрании верующие могут пообщаться, поделиться опытом Божьих благословений и вразумлений, подкрепиться верой, вместе помолиться и поразмышлять над Писанием, как это делали первые христиане:

При этом, нужно быть реалистом и понимать, что во имя Господа Иисуса сегодня собираются все христианские церкви. Но некоторые из них не придерживаются прямого учения Того, в честь Кого они вместе. И хотя Господь по Своему обетованию с ними рядом, иногда они сами не хотят Его слышать, будучи заранее уверены, что уже освящены Духом Святым, а значит, заведомо убеждены в своей правоте и поддержке их Творцом. Поэтому не все собрания людей, как и далеко не все верующие, просят о том, что угодно Богу. И, соответственно, не все они получают положительный ответ на свои молитвы:

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит. 28:9).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3, см. также Ис. 59:2).

«Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14, см. также Ис. 30:1).

Подведем итог этой главы: согласно учению Библии, верующий должен молиться Богу своими словами в любом месте, в любое время, один на один втайне или открыто в группе. При этом, молясь, нужно просить у Господа не того, что хочется самому, а искать в своей жизни волю Божью.

Дом молитвы что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here