Автор молитва Святого бонавентуры

Полное описание: Автор молитва Святого бонавентуры - для наших любимых читателей.

БОНАВЕНТУ́РА

  • В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 18

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БОНАВЕНТУ́РА (Bonaventura; наст. имя и фам. Джо­ван­ни Фи­дан­ца, F >ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва . С 1236 учил­ся в Па­риж­ском ун-те, ок. 1240 всту­пил во фран­ци­скан­ский ор­ден, был уче­ни­ком Алек­сан­д­ра Гэль­ского . До 1257 из-за кон­флик­та ме­ж­ду бе­лым ду­хо­вен­ст­вом и ни­щен­ст­вую­щи­ми ор­де­на­ми не мог по­лу­чить ка­фед­ру в уни­вер­си­те­те и пре­по­да­вал в ор­ден­ской шко­ле в Па­ри­же. В 1257 был из­бран ге­не­ра­лом фран­ци­скан­ско­го ор­де­на. В пуб­ли­ци­стич. по­ле­ми­ке за­щи­щал иде­ал бед­но­сти, вы­дви­ну­тый Фран­ци­ском Ас­сиз­ским («Апо­ло­гия бед­ня­ков», ок. 1269), од­на­ко внут­ри ор­де­на бо­рол­ся про­тив ра­ди­каль­ной ин­тер­пре­та­ции это­го идеа­ла у спи­ри­туа­лов и по­сле­до­ва­те­лей Ио­а­хи­ма Флор­ско­го , бла­го­да­ря че­му фран­ци­скан­ст­во окон­ча­тель­но ста­би­ли­зи­ро­ва­лось как фор­ма ас­ке­тич. жиз­ни, не всту­паю­щая в про­ти­во­ре­чие с ие­рар­хич. струк­ту­рой ка­то­лич. церк­ви, не ис­клю­чаю­щая ни за­ня­тий схо­ла­сти­кой, ни при­ча­ст­но­сти к цер­ков­ной по­ли­ти­ке. В 1273 Б. был на­зна­чен епи­ско­пом Аль­бан­ским и кар­ди­на­лом; при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке и дея­тель­но­сти Ли­он­ско­го со­бо­ра; умер во вре­мя за­кры­тия со­бо­ра. По­чёт­ное про­зви­ще – «док­тор се­ра­фи­че­ский» (doctor seraphicus; се­ра­фим – сим­вол мис­тич. го­ре­ния; та­ков же смысл бо­лее ран­не­го про­зви­ща Б. – doctor devotus).

    Автор молитва Святого бонавентуры

    К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Перевод: К Тебе, Пречистой Божией Матери, припадая, я, несчастный, молюсь: Ты знаешь, Царица, как я беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И хотя многократно каюсь, но лживым оказываюсь пред Богом, и вновь со страхом каюсь, и тотчас опять то же делаю: неужели Господь поразит меня? Зная об этом, Владычица моя Госпожа Богородица, молюсь, чтобы помиловала и укрепила и научила меня делать доброе. Ибо знаешь, Владычица моя, Богородица, что я совершенно гнушаюсь злыми моими делами и всем помышлением люблю закон Бога моего, но не знаю, Госпожа Пречистая, почему доброго не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не допускай, Пречистая, исполняться моей злой воле, но пусть будет воля Сына Твоего и Бога моего, Который меня спасет, вразумит и подаст благодать Святаго Духа, чтобы я отныне перестал делать скверное, и остальное время пожил бы по заповедям Сына Твоего, Которому принадлежит всякая слава, честь и власть со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и дающим жизнь Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

    Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

    Перевод: Милосердного Царя милосердная Матерь, Пречистая и Благословенная Богородица Мария, излей на мою страдающую душу милость Сына Твоего, Бога нашего, и направь меня Твоими молитвами на добрые дела, чтобы мне остальное время моей жизни прожить без греха и с Твоею помощью найти рай, Богородица Дева, Единая Чистая и Благословенная.

    Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

    Перевод: Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего, прости мне все, в чем я согрешил сегодня, и избавь меня от всякой хитрости идущего против меня врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога моего. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

    Диалог а ангелом

    Искусство Испании

    Картина «Молитва Святого Бонавентуры» (1629 г.) посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания Папы Римского и указал им достойного кандидата. Главной темой здесь стал диалог молящегося Бонавентуры с ангелом, который открывает ему имя избранника. Свет от фигуры ангела широкими полосами ложится на тёмное одеяние святого, обволакивает его одухотворённое лицо, наделяет мягким сиянием сомкнутые руки. Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) и перекличка двух красочных пятен — красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно.

    Именно такой герой появляется в трагедиях Корнеля, Расина, комедиях Мольера. Не случайно эстетическая теория классицизма разрабатывается прежде всего во французской драматургии и литературе. Трактаты французских писателей и поэтов сыграли выдающуюся роль в разработке основных стилевых форм классицизма. Параллельно формированию теории возникали первые законченно-классицистические художественные произведения.

    Одним из первых теоретиков и поэтов классицизма был Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его стихотворном трактате «Поэтическое искусство» впервые были сведены воедино теоретические принципы классицизма. Нормы и каноны классицизма изложены в этом произведении в живой и доходчивой форме. Поэтическая система должна подчиняться дисциплине разума. На первый план выдвигается рациональная разработка темы. Призыв Буало «Любите мысль в стихах» стал великим принципом классицистической поэзии. Основное требование к поэту — подчинить свое творчество дисциплине разума. Разум должен господствовать над чувством и воображением. Но не только в содержании произведения, в смысле, но и в его форме. Чтобы в совершенстве отразить содержание, необходим правильный выверенный метод, высокое профессиональное мастерство, виртуозность. Единство формы и содержания — один из основных принципов классицизма.

    Читайте так же:  Молитва любви Богу

    Эстетический идеал красоты классицизм видел в античной, культуре. Античное искусство провозглашалось нормой и для ренессансного искусства, и для барокко. Но соотношение этой нормы с художественной практикой классицизма принципиально иное. Для Ренессанса античное искусство было школой мастерства и стимулом к самостоятельному творческому поиску, а не каноническим образцом. Мастера барокко теоретически признавали каноны античности, но в своем творчестве были далеки от них. В искусстве классицизма нормы античности обретают значение непреложной истины. Следование этим канонам в условиях культуры Нового времени обрекает искусство классицизма на «вторичность» истины. Само название — классицизм, а не классика, подчеркивает эту вторичность. Классицизм видел в античной культуре не только эстетический, но и этический идеал. Искусство Древней Греции и Рима было примером искусства большого общественного звучания, которое проповедовало высокие гражданские и нравственные идеалы.

    Внутренним стержнем использования античных канонов в искусстве классицизма было рациональное начало. Этот элемент и в эпоху Возрождения занимал важное место в процессе творчества. Но тогда рационализм выдвигался в противовес иррациональному ощущению Средневековья как главное средство в постижении законов природы и искусства. В классицизме разум выступает не как естественный элемент человеческой деятельности, а как объект культа. Рационализм стал основой и сутью теории классицизма. Разум провозглашался главным критерием художественной правды и красоты. Искусство классицизма принципиально отделяло себя от сферы субъективных чувств в восприятии прекрасного. Классицизм претендовал на утверждение абсолютных нравственных истин и незыблемых художественных форм, установленных разумом и выраженных в правилах. Творчество должно подчиняться законам. Классицисты выводили эти законы, исходя из своих наблюдений над античным искусством.

    К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа — новоевропейского) и традиционных ценностей культуры (истины, блага, святости, прекрасного); резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и литературе — демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. «прямого» (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или — миметического принципа в узком смысле слова

    Автор молитва Святого бонавентуры

    Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

    Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.

    Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.

    Читайте так же:  Молитвы для привлечения клиентов в салон красоты

    Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

    Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

    Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

    Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

    Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.

    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.

    Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Франциско Сурбаран картины

    Франциско де Сурбаран – родился в пригороде Севильи в 1598 году. Уже в шестнадцать лет поступил на обучение известному художнику Педро де Вильянуэвы. Через три года Сурбаран стал вполне самостоятельным живописцем и даже стал получать заказы церквей, соборов и монастырей. Несмотря на то, что Франциско всегда был этаким отшельником и любил тихую сельскую местность, в 1629 году он всё-таки перебирается в Севилью и оборудует там собственную мастерскую.

    Особого успеха Сурбаран при жизни не знал. Многие даже считали его работы несколько архаичными. Однако в наше время его считают одним из величайших живописцев. Он писал сцены из религиозной жизни: монашеский быт, святые и мученики. В 1658 году художник переезжает в Мадрид, а в 1664 году умирает. За 66 лет Франциско оставил после себя большое наследие и большое множество полотен, которые сейчас ценятся очень высоко. Умерев в безвестности, он так и не узнал, что вскоре станет одним из самых знаменитых людей планеты.

    Посещайте салоны красоты со скидкой. Массаж, маникюр, макияж по невероятно привлекательным ценам.

    БОНАВЕНТУ́РА

  • В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 18

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БОНАВЕНТУ́РА (Bonaventura; наст. имя и фам. Джо­ван­ни Фи­дан­ца, F >ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва . С 1236 учил­ся в Па­риж­ском ун-те, ок. 1240 всту­пил во фран­ци­скан­ский ор­ден, был уче­ни­ком Алек­сан­д­ра Гэль­ского . До 1257 из-за кон­флик­та ме­ж­ду бе­лым ду­хо­вен­ст­вом и ни­щен­ст­вую­щи­ми ор­де­на­ми не мог по­лу­чить ка­фед­ру в уни­вер­си­те­те и пре­по­да­вал в ор­ден­ской шко­ле в Па­ри­же. В 1257 был из­бран ге­не­ра­лом фран­ци­скан­ско­го ор­де­на. В пуб­ли­ци­стич. по­ле­ми­ке за­щи­щал иде­ал бед­но­сти, вы­дви­ну­тый Фран­ци­ском Ас­сиз­ским («Апо­ло­гия бед­ня­ков», ок. 1269), од­на­ко внут­ри ор­де­на бо­рол­ся про­тив ра­ди­каль­ной ин­тер­пре­та­ции это­го идеа­ла у спи­ри­туа­лов и по­сле­до­ва­те­лей Ио­а­хи­ма Флор­ско­го , бла­го­да­ря че­му фран­ци­скан­ст­во окон­ча­тель­но ста­би­ли­зи­ро­ва­лось как фор­ма ас­ке­тич. жиз­ни, не всту­паю­щая в про­ти­во­ре­чие с ие­рар­хич. струк­ту­рой ка­то­лич. церк­ви, не ис­клю­чаю­щая ни за­ня­тий схо­ла­сти­кой, ни при­ча­ст­но­сти к цер­ков­ной по­ли­ти­ке. В 1273 Б. был на­зна­чен епи­ско­пом Аль­бан­ским и кар­ди­на­лом; при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке и дея­тель­но­сти Ли­он­ско­го со­бо­ра; умер во вре­мя за­кры­тия со­бо­ра. По­чёт­ное про­зви­ще – «док­тор се­ра­фи­че­ский» (doctor seraphicus; се­ра­фим – сим­вол мис­тич. го­ре­ния; та­ков же смысл бо­лее ран­не­го про­зви­ща Б. – doctor devotus).

    Автор молитва Святого бонавентуры

    От редакционной коллегии

    Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

    Авторами глав четвертого тома являются:

    Искусство 17 века

    Введение — Е. И. Ротенберг.

    Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

    Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

    Читайте так же:  Молитва великомученику вонифатию

    Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

    Искусство 18 века

    Введение — Ю. Д. Колпинский.

    Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

    Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

    Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

    Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

    Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

    Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

    Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

    Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

    Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

    Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

    Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

    Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

    Искусство Польши — В. Я. Бродский.

    Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

    Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

    В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

    В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

    Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

    За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.

    Искусство 17 века

    Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

    Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

    Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

    Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

    Испанская школа живописи XVII века

    Картина «Молитва Святого Бонавентуры»4 (1629 г.) посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания Папы Римского и указал им достойного кандидата. Главной темой здесь стал диалог молящегося Бонавентуры с ангелом, который открывает ему имя избранника. Свет от фигуры ангела широкими полосами ложится на тёмное одеяние святого, обволакивает его одухотворённое лицо, над

    еляет мягким сиянием сомкнутые руки. Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) и перекличка двух красочных пятен — красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно.

    В картине «Видение брату Педро из Саламанки» (1638 г.) само видение не показано. На переднем плане всего два персонажа — брат Педро и его спутник, которому изумлённый герой указывает на чудо. Кажется, что лицо Педро пронизано светом, но этот эффект вызван не природным освещением, а внутренним состоянием потрясённого человека. Спутник Педро явно ничего не видит. В его лице читаются разные ощущения: восторг перед собратом, удостоившимся чуда, нетерпение и томительно острое желание разглядеть хоть что-нибудь. Оба героя ведут себя удивительно естественно и эмоционально. Возвышенность события тонко подчёркнута характером живописи: строгим ночным пейзажем, мягкими, почти прозрачными теня ми, окутывающими фигуры. Уже современники признали одним из лучших произведений Сурбарана его огромное, сияющее полотно официального характера «Апофеоз св. Фомы Аквинского» (1631 г., Севилья, Музей Изящных искусств). Традиционно разделенное на небесную и земную сферу, оно посвящено учреждению в 1517 коллегии францисканцев в присутствии императора Карла V, ректора коллегии и других официальных лиц. Торжественно представленный на небесах в окружении Отцов церкви св. Фома написан мастером со своего друга, эконома коллегии Нуньеса де Эскобара.

    Читайте так же:  Молитвы от сквернословия

    Мало кто из святых приковывал к себе столь пристальное внимание, как Франциск Ассизский. Причины этого в основном внешние: любителей животных привлекает его близость с хищниками — волками и медведями; легкомысленных созданий радует его склонность к юмору (которая встречается среди святых не так уж редко). Однако для Сурбарана Франциск был могучей и величественной фигурой. Он не легкомысленный меньший брат, проповедующий птицам, а великий столп христианской церкви, который занимает всю поверхность холста, прижимая к груди череп. Почти все лицо святого находится в тени, поскольку художника интересует не личность самого Франциска, а его дух как воплощение молящего гласа о спасении.

    Еще одну известную серию Сурбарана составляют портреты монахов картезианского монастыря в Херес-де-ла-Фронтера5 (1633-1638). В них нет никакого стремления к внешней эффектности — все просто, строго и правдиво. Позы разнообразны, но спокойны. И лишь лица да выразительные жесты рук передают целую гамму переживаний, вплоть до молитвенного экстаза. Для того же монастыря были сделаны картины «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Рождество Христово» и др. В этом цикле портретов и картин Сурбаран использует пейзажные фоны и добивается впечатления живописного единства пространства путем высветления заднего плана и плотного письма первопланных фигур.

    В 1634 Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид. Он работал в только что построенном дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, где ведущие живописцы Испании призваны были украсить «Зал королевств» парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия. Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана. Но картина «Оборона Кадеса от англичан» (1634, Прадо) сохранила традиционную для этого типа схему изображения — широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса с множеством испанских судов и расположенные как на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом и других исторических персонажей. Еще более чуждым Сурбарану оказался мифологический жанр. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро, изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Документальные данные об этом цикле не сохранились. Вопрос об его авторстве вызвал среди исследователей немало разногласий, лишь обнаруженная в последние десятилетия подпись мастера позволила связать десять дошедших до нас и сильно потемневших полотен с его именем.

    Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. Первая подписная работа Сурбарана — «Непорочное зачатие»6 (1616). Этот тип испанской картины, популярный в 16-18 веках, основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии в браке ее родителей и возносимой на небо в окружении облаков и символических атрибутов.

    Отвлеченному образу Небесной девы Сурбаран придал черты угловатой и некрасивой испанской девочки.

    Группа женщин — святых в облике знатных севильянок — была написана им с участием мастерской в 1635-40-х гг.; назначение ее неизвестно. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Самым известным считается изображение св. Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо). За последние годы традиционное название изменилось: вместо легендарного персонажа появилось реальное историческое лицо — королева Португалии Изабелла, причисленная к лику святых. В галерее Сурбарана образ не самой молодой и привлекательной дамы уступает другим, юным, изящным, элегантным («Св. Доротея», «Св. Марина», «Св. Инесса» из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств; «Св. Маргарита», Лондон, Национальная галерея; «Св. Аполлония», Париж, Лувр). Уже сейчас он проявляет себя как выдающийся колорист.

    В 1630-е—1640-е гг. Сурбаран нередко обращается к изображению женщин-святых («Св. Маргарита»). В поздний период творчества живопись Сурбарана становится более интимной и задушевной («Отрочество Богоматери»7, «Распятие со св. Лукой», «Отдых на пути в Египет»). Наряду со строго аскетическими сценами Сурбаран обращался к лирическим образам, посвященным детству Христа и Богоматери и призванным вызвать чувство умиления и набожности («Христос — мальчик», 1620, Музей изобразительных искусств, Москва; «Мастерская в Назарете», 1630, Кливленд, Музей искусств»; Мадонна с младенцем», 1658, Музей изобразительных искусств, Москва; «Детство Богоматери», около 1660, Эрмитаж). Это стремление усиливается в 1650-е гг., в период переживаемого мастером творческого спада, что по традиции принято объяснять подражанием стареющего мастера поэтическим работам молодого Мурильо. Но более важным было то, что манера Сурбарана становилась старомодной перед лицом тех перемен, которые происходили в испанской живописи с середины 17 века, заимствовавшей декоративные формы фламандского и итальянского барокко.

    Особый аспект творчества Сурбарана — портретный жанр. Практически в большинстве его композиций есть элементы портрета. Если же взять одиночные изображения святых, пророков, основателей орденов или монахов — то перед нами настоящие натурные изображения, когда за чужими именами скрываются подчас друзья и родные художника. Но есть у Сурбарана и несколько настоящих портретов, написанных, правда, в подражание портретам кисти Веласкеса. Один из них — портрет доктора Саламанкского университета (1635, Бостон, музей).

    Молитва Святого Бонавентуры — Франсиско-де Сурбаран

    Картина «Молитва Святого Бонавентуры» посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания Папы Римского и указал им достойного кандидата.

    Главной темой здесь стал диалог молящегося Бонавентуры с ангелом, который открывает ему имя избранника. Свет от фигуры ангела широкими полосами ложится на темное одеяние святого, обволакивает его одухотворенное лицо, наделяет мягким сиянием сомкнутые руки.

    Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары и пере кличка двух красочных пятен — красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно.

    Похожие описания картин:

    Святой Лаврентий — Франсиско-де Сурбаран В картине «Святой Лаврентий» тема мученичества представлена художником как триумф; он словно показывает не шествие.

    Читайте так же:  Молитва живый в помощи кому помогла

    Детство Мадонны — Франсиско де Сурбаран Франсиско Сурбаран написал маленькую Деву Марию в образе современной ему испанской девочки, со слезами на.

    Непорочное зачатие — Франсиско де Сурбаран Создавая «отвлеченный» образ Девы Марии, великий испанец Франсиско де Сурбаран, будучи истинным католиком, стремился к.

    Молитва святого Доминика — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Молитва святого Доминика», как и многие другие, посвящена религиозной тематике.

    Молитва святого Иеронима — Иероним Босх Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник.

    Младенец Христос — Франсиско де Сурбаран Одна из наиболее известных картин Сурбарана, «Младенец Христос», находится в настоящее время в Государственном музее.

    Отрочество Богоматери — Франсиско де Сурбаран Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это художник.

    Натюрморт — Франсиско-де Сурбаран В натюрмортах Сурбаран использовал художественные приемы Караваджо: полоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане.

    Стигматизация Святого Франциска — Эль Греко Как и другие картины этих лет, созданные на религиозную тему, «Стигматизация Св. Франциска» была создана.

    Св. Елизавета Венгерская — Франсиско де Сурбаран Сурбаран очень любил изображать святых в виде отдельных фигур, причем в своих картинах почти начисто.

    Мадонна с младенцем — Франсиско де Сурбаран Картину «Мадонна с младенцем» Сурбаран написал на закате своих дней, в 1658 г. В поздний.

    Видение св. Родригеса — Франсиско де Сурбаран Полотно «Видение св. Родригеса» подводит итоги раннему творчеству художника и знаменует собой начало творческой зрелости.

    Оборона Кадиса — Франсиско де Сурбаран Огромное полотно было заказано Сурбарану графом Оливаресом, всесильным министром и фаворитом короля Филиппа IV, чтобы.

    Святая Маргарита Антиохийская — Франсиско де Сурбаран Большинство произведений Сурбарана с образами святых дев было заказано художнику в виде серий и в.

    Видение св. Петра Ноласко — Франсиско де Сурбаран Петр Ноласко — католический святой, основатель ордена мерседариев. Петр был сыном богатого торговца, который оставил.

    Праздник святого Исидра (Ромерия) — Франсиско де Гойя Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Она изображала ромерию.

    Чудо св. Гуго Гренобльского в трапезной монастыря — Франсиско де Сурбаран Чудо произошло во время посещения трапезной монастыря Святым Гуго Гренобльским, когда он исцелил от хромоты.

    В Ванильной роще — Поль Гоген В этой жанровой картине, написанной в 1891 году, художник, будучи на Таити, в своей «островной».

    Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем — Сандро Боттичелли Имя Боттичелли обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной.

    Портрет Франсиско Байеу — Франсиско де Гойя Франсиско Байеу был шурином Гойи. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя.

    Прощание святого Флориана с монастырем — Альбрехт Альтдорфер Картина «Прощание святого Флориана с монастырем» написана немецким художником дунайской школы Альбрехтом Альтдорфером в период.

    Мученичество святого Стефана — Джорджо Вазари Художник, архитектор и историк искусства Вазари в живописи проявил себя как приверженец маньеризма, то есть.

    Портрет сеньоры де Сеан Бермудес — Франсиско де Гойя На холсте изображена жена друга Гойи, Мигеля Бермудеса — Лусия Бермудес. Это очень красивая женщина.

    Сошествие Святого Духа — Эль Греко Одно из наиболее известных произведений Эль Греко позднее полотно «Сошествие Святого Духа» . Динамичная композиция.

    Портрет юноши в образе святого Себастьяна — Антонио Больтраффио В картине Больтраффио «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» в полной мере воплощены ренессансные представления.

    Анжелюс (Вечерняя молитва) — Жан-Франсуа Милле Художнику нравилось рисовать зарождающийся вечер. Это стремление хорошо видно в картине «Анжелюс»: последние лучи заходящего.

    Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана — Франсиско де Гойя «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана» написан в начале 80-х годов XVIII века. Женская.

    Обретение мощей Святого Губерта — Рогир ван дер Вейден Обретение мощей Святого Губерта [1440] Полотно Обретение мощей Святого Губерта вышло на свет из мастерской.

    Мученичество Святого Филиппа — Хусепе Рибера Некоторые темы Рибера разрабатывал во многих произведениях с различными эмоциональными и живописными нюансами. Одна из.

    Махи на балконе — Франсиско де Гойя К образу Махи, девушки из самой гущи жизни, типичной испанки, Франсиско Гойя, в живописи которого.

    Молитва Пересвета — Павел Рыженко Автор о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не.

    Обращение святого Павла — Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино «Обращение святого Павла». Размер картины 177,5 x 128,5 см, дерево, масло. Образ человека.

    Четыре клейма с изображением жития святого — ГеоргияРусская икона Содержание клейм : 1. Св. Георгия сажают на раскаленного медного быка. 2. Мучение св. Георгия.

    Чудо реликвии Святого Креста — Витторе Карпаччо Грандиозная по художественно-каноническим масштабам конца 15 века картина Витторе Карпаччо «Чудо реликвии Святого Креста». Размер.

    Мученичество святого Матфея — Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо «Мученичество святого Матфея». Размер картины 323 х 343 см, холст, масло.

    Смерть святого Франциска — Джотто Помимо серии фресок в капелле делъ Арена, единственными дошедшими до нас фресками, которые с уверенностью.

    Сошествие Святого Духа на Апостолов — Михаил Врубель Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска «Сошествие Святого Духа…», написана художником на коробовом.

    Извлечение сердца Святого Игнатия — Сандро Боттичелли Длинные деревянные панели, закрывавшие пространство под алтарной картиной, часто становились для художников камнем преткновения. Обычно.

    Полет и падение святого Антония. Левое крыло триптиха — Иероним Босх Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Чудо Святого Элигия — Сандро Боттичелли Одна из пяти панелей, написанных Боттичелли для алтаря капеллы в монастыре Сан Марко. Она выполнена.

    Автор молитва Святого бонавентуры
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here